СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание, его структура и виды

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание, его структура и виды»

Тема урока: «Словосочетание, его структура и виды»

Цели урока: сформировать у обучающихся представление о словосочетании как единице синтаксиса, раскрыть на практике строение словосочетаний и их грамматическое значение, содействовать развитию логического мышления у обучающихся.

Задачи:

образовательные: знакомство со словосочетаниями; умение находить словосочетания в составе предложения и производить их синонимическую замену, различать способы связи словосочетаний;

развивающие:. формировать нормы употребления в речи словосочетаний, совершенствовать умение находить словосочетания в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся;

воспитательные: формировать сведения по синтаксису словосочетаний, формировать умение находить в тексте предложения и выделять в них словосочетания.

Формируемые УУД:

личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, коррекция способов действия;

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в синтаксической структуре языка и усвоение правил строения словосочетания в предложении, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: учебник для 8 класса (Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская), рабочие тетради, компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Словарный диктант.

Объединение, известный, логический, закреплённый, характер, выражение, интонация, фантазия (взаимопроверка).

  1. Постановка целей и задач.

Кораблики тихо бежали на слабо надувшихся парусах; зеленоватые волны скользили мимо, чуть-чуть вспухая и урча. (Выписать из предложения все словосочетания и указать в них главное слово)

Слово учителя: словосочетание – это соединение двух или нескольких самостоятельных (значимых) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Рассмотрим словосочетания:

а) Сыграть вничью (главное слово: сыграть),

б) Интересная книга (главное слово: книга),

в) Построить дом (главное слово: построить),

г) подойти к дому (главное слово: подойти).

Словосочетание, как и слово, называет предмет, действие и признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного.

Словосочетания имеют постоянный порядок слов.

а) зависимое согласуемое слово стоит перед главным:

зелёный луг, чистая тетрадь, яркий свет;

б) зависимое управляемое слово стоит после главного слова:

проверять работы, носить кирпичи, разговаривать с другом;

в) зависимое примыкающее слово может стоять перед главным, если это качественное наречие на о – е :

весело смеяться, дружно шагать;

оно может стоять после главного, если это другие наречия, неопределённая форма глагола:

желание путешествовать, кофе – турецки, слишком поздно, сыграть вничью.

Главным словом в словосочетании могут быть:

а) существительное, прилагательное, числительное, местоимение. Такие словосочетания называются именными:

старая книга, десять чашек, мой пенал, каждый из нас;

б) глагол – такие словосочетания называются глагольными:

читать книгу, смотреть спектакль;

в) наречие эти словосочетания называются наречными:

рано утром, мне радостно.

Зависимое слово может быть выражено существительным, прилагательным, местоимением, наречием, деепричастием, НФГ, фразеологическим оборотом, словосочетанием:

а) трудиться не покладая рук (фразеологический оборот),

б) идти молча, праздновать День учителя (словосочетание).

Грамматическое значение словосочетаний связано с их строением:

а) хороший, солнечный день (предмет и его признак),

б) играть в футбол, читать книгу (действие предмета),

в) весело играть, очень страшно (действие и его признак, степень признака).

Не являются словосочетанием: грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), однородные члены предложения.

  1. Физкультминутка.


  1. Закрепление изученного материала.

Тренировочное упражнение.

Сгруппировать указанные словосочетания в зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи.


Аплодировать артистам, возражать докладчику, возвратиться затемно, приехать сегодня, аккомпанировать певцу, встать спозаранку, гнездо орла, коврик из линолеума, зеленая трава, полярная звезда.


  1. С учебником.

Выполнить упражнение 50 на странице 37.

  1. Рефлексия

– Вопросы классу:

  • Достигли ли мы целей, которых поставили перед изучением новой темы?

  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

  • Что особенно понравилось?

  1. Подведение итогов урока:

Важно знать следующее:

  1. Словосочетанию не свойственна функция общения, оно не является единицей общения. Словосочетание не выражает суждения, так как логическим содержанием словосочетания, как и слова, является понятие или представление. Оно не имеет интонации.

  2. В русском языке есть словосочетания, разные по строению, но близкие по грамматическому значению, их называют синонимичными.

Например: иллюстрированный журнал – журнал с иллюстрациями, горный воздух – воздух гор.

  1. Домашнее задание: п. 6, упр.51, стр.37.