Тема урока: «Словосочетание, его структура и виды»
Цели урока: сформировать у обучающихся представление о словосочетании как единице синтаксиса, раскрыть на практике строение словосочетаний и их грамматическое значение, содействовать развитию логического мышления у обучающихся.
Задачи:
образовательные: знакомство со словосочетаниями; умение находить словосочетания в составе предложения и производить их синонимическую замену, различать способы связи словосочетаний;
развивающие:. формировать нормы употребления в речи словосочетаний, совершенствовать умение находить словосочетания в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся;
воспитательные: формировать сведения по синтаксису словосочетаний, формировать умение находить в тексте предложения и выделять в них словосочетания.
Формируемые УУД:
личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, коррекция способов действия;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, ориентация в синтаксической структуре языка и усвоение правил строения словосочетания в предложении, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: учебник для 8 класса (Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская), рабочие тетради, компьютер, проектор.
Ход урока.
Оргмомент.
Словарный диктант.
Объединение, известный, логический, закреплённый, характер, выражение, интонация, фантазия (взаимопроверка).
Постановка целей и задач.
Кораблики тихо бежали на слабо надувшихся парусах; зеленоватые волны скользили мимо, чуть-чуть вспухая и урча. (Выписать из предложения все словосочетания и указать в них главное слово)
Слово учителя: словосочетание – это соединение двух или нескольких самостоятельных (значимых) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
Рассмотрим словосочетания:
а) Сыграть вничью (главное слово: сыграть),
б) Интересная книга (главное слово: книга),
в) Построить дом (главное слово: построить),
г) подойти к дому (главное слово: подойти).
Словосочетание, как и слово, называет предмет, действие и признаки, но более конкретно, точно, потому что зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного.
Словосочетания имеют постоянный порядок слов.
а) зависимое согласуемое слово стоит перед главным:
зелёный луг, чистая тетрадь, яркий свет;
б) зависимое управляемое слово стоит после главного слова:
проверять работы, носить кирпичи, разговаривать с другом;
в) зависимое примыкающее слово может стоять перед главным, если это качественное наречие на о – е :
весело смеяться, дружно шагать;
оно может стоять после главного, если это другие наречия, неопределённая форма глагола:
желание путешествовать, кофе – турецки, слишком поздно, сыграть вничью.
Главным словом в словосочетании могут быть:
а) существительное, прилагательное, числительное, местоимение. Такие словосочетания называются именными:
старая книга, десять чашек, мой пенал, каждый из нас;
б) глагол – такие словосочетания называются глагольными:
читать книгу, смотреть спектакль;
в) наречие эти словосочетания называются наречными:
рано утром, мне радостно.
Зависимое слово может быть выражено существительным, прилагательным, местоимением, наречием, деепричастием, НФГ, фразеологическим оборотом, словосочетанием:
а) трудиться не покладая рук (фразеологический оборот),
б) идти молча, праздновать День учителя (словосочетание).
Грамматическое значение словосочетаний связано с их строением:
а) хороший, солнечный день (предмет и его признак),
б) играть в футбол, читать книгу (действие предмета),
в) весело играть, очень страшно (действие и его признак, степень признака).
Не являются словосочетанием: грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), однородные члены предложения.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
Тренировочное упражнение.
Сгруппировать указанные словосочетания в зависимости от принадлежности главного слова к определённой части речи.
Аплодировать артистам, возражать докладчику, возвратиться затемно, приехать сегодня, аккомпанировать певцу, встать спозаранку, гнездо орла, коврик из линолеума, зеленая трава, полярная звезда.
С учебником.
Выполнить упражнение 50 на странице 37.
Рефлексия
– Вопросы классу:
Достигли ли мы целей, которых поставили перед изучением новой темы?
Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
Что особенно понравилось?
Подведение итогов урока:
Важно знать следующее:
Словосочетанию не свойственна функция общения, оно не является единицей общения. Словосочетание не выражает суждения, так как логическим содержанием словосочетания, как и слова, является понятие или представление. Оно не имеет интонации.
В русском языке есть словосочетания, разные по строению, но близкие по грамматическому значению, их называют синонимичными.
Например: иллюстрированный журнал – журнал с иллюстрациями, горный воздух – воздух гор.
Домашнее задание: п. 6, упр.51, стр.37.