СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение двузначного числа с однозначным числом (методическая разработка открытого урока)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена методическая разработка урока  по математике с использованием ИКТ - технологий.

Просмотр содержимого документа
«Сложение двузначного числа с однозначным числом (методическая разработка открытого урока)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округаСамара»





«Рассмотрено»

Центром методического объединения

«Детство»

Протокол №_____

от «__»__________2017 г.

Председатель ЦМО____ Л.В.Мокеева


«УТВЕРЖДЕНО»

Методическим Советом школы-интерната №115

Протокол №_____

от «__»__________2017 г.
Председатель МС _____Т.Ю.Томенко











Методическая разработка

урока с применением по математике с использованием ИКТ - технологий

Тема : «Сложение двузначного числа с однозначным числом»

для обучающихся 3 класса









Разработано:

Бардаковой Мариной Анатольевной

учителем начальных классов



Самара, 2017год


Дата проведения 15.12.2017 г.

Тема: «Сложение двузначного числа с однозначным числом с ответом 20.

Цель: создание условий для овладения обучающимися с умственной отсталостью доступными профессионально-трудовыми навыками,
формирование коммуникативных компетенций и общеучебных умений с использованием ИКТ - технологий.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  • создать условия для овладения обучающимися с умственной отсталостью доступными профессионально-трудовыми навыками,

  • создать условия для формирования коммуникативных компетенций и общеучебных умений,

  • создать условия для формирования умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

  • закрепить умение складывать двузначное число с однозначным числом с ответом 20;

  • продолжать формировать умение составлять и решать простые арифметические задачи по краткой записи.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать психические процессы: внимание, логическое мышление, память, пространственную ориентировку,

  • скоррегировать и развивать познавательную деятельность,

  • скоррегировать эмоционально-волевую и личностную сферу обучающихся;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать усидчивость,

  • воспитывать доброе, чуткое отношение к птицам, к людям, которым нужна помощь;

  • воспитывать самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, тетради по математике, карточки с заданиями по группам.

Тип урока: комбинированный.

Новые образовательные технологии:

  • информационно-коммуникативные и мультимедийные технологии, (интерактивная доска);

  • коррекционно - развивающие технологии: элементы сказкотерапии;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • личностно-ориентированный подход – дифференцирование и индивидуализация обучения;

  • игровые.



Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке математики. Давайте создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнемся друг другу и сядем за парты.

Слайд 2.

Ну – ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке: ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?



  1. Устный счет.

- Для начала мы разогреем наши ручки и заставим наши ушки внимательно слушать.

(Дети вместе с учителем выполняют задания)

  • Дотроньтесь до ушей.

  • Поднимите правую, левую руку.

  • Дотроньтесь до ног.

  • Дотроньтесь до носа.

  1. Математическая лестница.

- Ребята, сегодня у нас урок необычный, мы пойдем в гости к Царице Математики за знаниями.

Слайд 3.

- Для этого необходимо вспомнить числовой ряд от 1-20, называем числа по цепочке.

- А теперь быстро поднимемся по лестнице и будем узнавать тему нашего урока.



Слайд 4.

13

15,17

14

19

11

20

18

- Какое число следует за числом 17? (18)

- Какое число состоит из 2 десятков? (20)

- Какое число находится перед числом 12? (11)

- Какое число стоит между числами 18 и 20? (19)

- Какое число на 1 больше, чем число 13? (14)

- Назовите соседей числа 16? (15,17)

- Какое число на 1 меньше, чем число 14? (13)

(На лестнице одна за другой появляются цифры)

- Какие числа второго десятка не появились на лестнице? (12,16)

Ребята, вы хорошо знаете числа второго десятка, поэтому легко поднялись по математической лестнице. А дверь в Царство Математики закрыта на замок.

Слайд 5.

  1. Целеполагание. Минутка чистописания.

  1. Конструирование ключа.

- Каким предметом можно воспользоваться, чтобы открыть дверь? (ключом)

- Давайте сконструируем ключ, который поможет нам открыть дверь.

Слайд 6.



















- Ключ готов, но дверь не открывается, т.к. на ней висит номерной замок. На нем написаны цифры, поэтому нам надо узнать, с помощью каких чисел он открывается. А помощь нам в этом окажет прямоугольник.

Слайд 7. (появляется )

-

Дорогие второклассники!

Если вы выполните все мои задания, то сможете определить тему урока и открыть дверь.



Ребята, а вот и прямоугольник. Давайте прочитаем, что на нем написано. (Ученик зачитывает запись на прямоугольнике).









Задания:

- Какое число получится из 1 десятка и 7 единиц? (17).

- Запишите это число на доске.

Слайд 8.

- Угадайте второе число. Сколько поросят хотел съесть волк? (троих) Следующее число 3.

- Запишите число 3 на доске.

- Какие числа вы отгадали? (17, 3).

- Как называются эти числа? (однозначное и двузначное).

- Почему они так называются? (Числа, для записи которых требуется одна цифра (один знак), называются однозначными. Числа, для записи которых нужны две цифры, называются двузначными).

- Поставьте между этими числами знак «плюс». (17 + 3)

- Какое действие необходимо выполнить с этими числами? (сложение)

- Посмотрите на эту запись и назовите тему урока. «Сложение двузначного числа с однозначным».

- На уроке вы должны показать, как умеете складывать двузначные числа с однозначными.

- Это будет главная задача на нашем уроке.

2. Прописывание цифр 17, 3.

- Выполните последнее задание в прямоугольнике.

- Чтобы замок открылся, откройте тетради и пропишите красиво цифры 17 и 3.

IV. Встреча с почтальоном Печкиным.

- Благодаря вашим знаниям и умениям дверь в Царство Математики открылась и на пороге мы видим … кого? (Почтальона Печкина).

Слайд 9.

- Здравствуйте почтальон Печкин.

Слайд 10. (Учитель поясняет)

- Почтальон – работник почты, который доставляет письма, газеты, журналы, телеграммы по адресам. Печкин – это фамилия почтальона. А его зовут Игорь Иванович.

- Почтальон Печкин чем-то встревожен.

- Ребята, Игорю Ивановичу нужна помощь.

- Он просит нас помочь ему разнести почту.

V. Работа по теме урока.

1. Игра «Лучший помощник почтальона?

- Царица Математики пошутила над Печкиным и на всех письмах, газетах, журналах номера домов исправила на примеры. Одному Печкину с ними не справиться. Если мы решим правильно примеры, то узнаем номера этих домов.

Слайд 11.

- Чтобы решить эти примеры давайте вспомним правило сложения двузначного числа с однозначным.

- Как называются компоненты действия сложения? (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)

- Вспомните как сложить двузначное число с однозначным (17+3)

Первое слагаемое (17) состоит из 1 десятка и 7 единиц. Второе слагаемое 3. Прибавляем 7 да 3 – 10 и 1 десяток. Получилось 2 десятка – это число 20. Значит 17 + 3 = 20.

Примеры:

1 гр. 2 гр. 3 гр.

15+5 19+1 5+1 5+3

16+4 18+2 3+2

- Ребята, вы очень помогли Печкину. Молодцы!

- Вы получаете звание «Лучшего помощника почтальона». С этой почтой мы разобрались, двигаемся дальше.

2. Игра на развитие внимания и двигательной памяти.

- Я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте.

Раз, два — стоит ракета (Руки вверх)

Три, четыре — самолет (Руки в стороны),

Раз, два — хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили.

Тик-так, тик-так,

Целый день вот так (Руки на пояс, наклоны в сторону).



3. Составление и решение задач по краткой записи.

Слайд 12.

- Ребята, скажите, а что у Печкина в руках? (посылка)

- На этой посылке нет адреса. Царица Математики убрала его и написала: отнесите ее в парк и раздайте нашим друзьям.

- Ну, что, ребята, отправляемся в парк. На посылке есть схема дороги. Давайте глазами пробежимся по ней. Следите внимательно.

а) Зарядка для глаз.

Слайд 14, 15.

- Молодцы! Вот мы с вами и очутились в парке.

- Кто живет в нем?

Слайд 16. (птицы: снегири, синицы)

- Значит, эта посылка предназначена птицам. Чтобы открыть ящик, нам необходимо выполнить задание Царицы Математики.

б) Составление и решение задачи по краткой записи.

Слайд 17.

Задача. У кормушки сидело 11 снегирей, к ним прилетело еще 9 синиц. Сколько стало птиц у кормушки?

Снегирей: 11 п. (картинка снегиря)

Синиц: 9 п. (картинка синицы)

Всего - ?

Слайд 18.

  • Анализ условия и вопроса задачи.

- Сколько снегирей было?

- Сколько синиц прилетело?

- Что нужно узнать в задаче? (сколько всего птиц стало)

- Вместе птиц будет больше или меньше?

- Значит, какое арифметическое действие будем применять, чтобы решить задачу?

- Как запишем пример?

- Что узнали? (что всего 20 птиц всего стало у кормушки).

- Задачу мы решили верно, давайте посмотрим, что нашим друзьям пришло в посылке?

Слайд 19. (семечки, сало, крупа, ягоды рябины)

- Птицам это все для чего нужно?

4. Сосчитайте квадраты на домике.

Слайд 20.

- Из каких геометрических фигур состоит дом?

- Сосчитайте только квадраты.

- Сколько их? (7)

- Ребята, посмотрите, кто живет в этом доме?

Слайд 21. (жители из сказки «Репка»)

- Извещение доставлено и мы справились с последним заданием Царицы Математики.



VI. Итог урока. Рефлексия.

- Урок подошел к концу.

- Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работали в Царстве Математики? (над темой «Сложение двузначного числа с однозначным»)

- Ребята, посмотрите на Игоря Ивановича.

Слайд 22.

- Какое настроение у почтальона Печкина?

- Как вы думаете, почему у него хорошее настроение? (Потому мы с вами помогли Печкину)

- Печкин очень рад, что вы ему помогли. Оставайтесь такими же добрыми и отзывчивыми.

- А Царица Математики желает вам успехов и хороших оценок!

- Ребята, спасибо всем за хороший урок.

Домашнее задание.



Список литературы и интернет - ресурсов

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4классы. Автор: М.Н. Перова - М.: «Просвещение», 2008.

  2. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: В.В. Эк - М: «Просвещение», 2006г.

  3. Развитие мышления на уроках в начальных классах. Автор: С.Н. Гончарова - Москва: «Астрель», 2004.

  4. Математика. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1-2 классов начальной школы. Коррекционное обучение. Автор-составитель: А.А. Шабанова - Волгоград: «Учитель», 2007.

  5. Гимнастика для ума. Автор: Л.И. Никольская, Л.И.Тигранова - М: «Экзамен», 2007.

  6. Математика. Итоговые и тематические контрольные работы и тесты. Автор: Г.Н. Шевченко - Волгоград: «Учитель», 2005.

  7. А. А. Хилько математика. Учебник для 2 класса вспомогательной школы. Издательство «Просвещение», 1988 г.

  8. Журнал «Начальная школа», № 6 1996г.

  9. Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/collection/matematika

  10. Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте http://www.allmath.ru