Урок №73 8 класс 07.03.2025
Тема урока: Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени.
Цель: отработать навык выполнения действий сложения и вычитания чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени.
Формирование навыка использования полученных знаний в новых условиях.
Задачи урока:
Образовательная: закрепление умения складывать и вычитать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами времени.
Коррекционная: коррекция произвольного внимания, развитие пространственных представлений, развитие процессов анализа, сравнения, обобщения, развитие устной речи, развитие образного мышления.
Воспитательная: воспитание самостоятельности, самоконтроля, воспитывать дружеские отношения в классе, развивать интерес к математике.
Здоровьесберегающая: Профилактика утомления, нарушения осанки в ходе проведения гимнастики.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Устный счет.
1. - Сейчас за парту сядет тот, кто правильно прочитает числа:
35р.69к. 19км 174м 54кг 763г 109р. 85к. 23ц 97кг 23м 7дм
7дм 1см 752кг 90г 93см 4мм 15т 9ц 56м 325мм 3 198р.
2. - Назовите меры, которые вы прочитали. (Меры стоимости, длины, массы).
- Вспомните соотношение этих мер и заполните карточки:
1см = … мм 1р. = … к. 1т = … кг
1м = … дм 1ц = … кг 1кг = … г
1т = … ц 1м = … см 1м = … мм
(Дети, разделившись на пары, выполняют задание.)
3) Счет в пределах 100 (цепочкой):
4 + 8 12+7 19 – 5 14 + 6 20 + 25 45 – 8
37 – 8 29 + 11 40
Сколько минут длится наш урок? (40мин).
III. Сообщение темы урока.
- Как называются меры длины, массы, стоимости? (Числа, полученные при измерении.)
- Какие арифметические действия выполняли в круговых примерах
(Сложение и вычитание.)
- По этим ответам определите тему урока.
(Дети самостоятельно выводят тему: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».)
- Догадайтесь, с какими единицами измерения будем работать? (меры времени)
I V. Проверка домашнего задания.
V. Актуализация знаний учащихся.
1) Геометрический материал (работа с моделями углов, с моделями часовых циферблатов, минутной и часовой стрелками).
Задание 1. Возьмите модели углов и покажите:
А) Прямой угол.
Б) Тупой угол.
В) Развёрнутый угол.
Г) Острый угол.
Задание 2. Возьмите часовой циферблат и поставьте часовую и минутную стрелки так, чтобы они составляли прямой угол и показывали целое число часов. Сколько времени будут показывать часы?
Ответ: 15 ч, 3 ч, 21 ч, 9 ч.
Задание 3. Поставьте на циферблате стрелки так, чтобы они образовывали тупой угол и показывали целое число часов. Сколько времени будут показывать часы?
Ответ: 16 ч, 4 ч, 17 ч, 5 ч, 19 ч, 7 ч, 20 ч, 8 ч.
Задание 4. Какой угол будет составлять часовая стрелка с минутной, если часы будут показывать 2 часа, 15 часов, 5 часов, 18 часов?
Ответ: острый, прямой, тупой, развернутый.
2) Повторение соотношений мер времени.
– Назовите меры времени, начиная с наименьшей. (Карточки с названием мер времени располагаются на доске по порядку по мере называния учащимися.) (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.)
– Повторите соотношения мер времени.
VI.Физкультминутка.
VII.Закрепление нового материала.
– Решение примеров в тетрадях и у доски с. 150 № 395 (1). – Решение задач.
– Задача № 393 стр. 148 (решение у доски)
VIII. Зрительная гимнастика.
IX. Домашнее задание: № 3 с. 150. Итог урока
Самоанализ урока математики:
«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мер времени.»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель: отработать навык выполнения действий сложения и вычитания чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами времени. Формирование навыка использования полученных знаний в новых условиях.
Задачи урока:
Образовательная: закрепление умения складывать и вычитать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами времени.
Коррекционная: коррекция произвольного внимания, развитие пространственных представлений, развитие процессов анализа, сравнения, обобщения, развитие устной речи, развитие образного мышления.
Воспитательная: воспитание самостоятельности, самоконтроля, воспитывать дружеские отношения в классе, развивать интерес к математике.
Здоровьесберегающая: Профилактика утомления, нарушения осанки в ходе проведения гимнастики.
Предметные результаты: уметь читать числа, полученные при измерении; развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, действовать по алгоритму. Усвоить единицы измерения времени «час, минута, секунда»; решать простые задачи.
Метапредметные действия:
Регулятивные: выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план решения учебной задачи изученного вида; анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты.
Личностные: освоение личностного смысла учения, умения оценивать результаты выполненной работы. Развивать внимание, восприятие целостного окружающего мира. Воспитывать аккуратность, умение экономить своё и чужое время.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке, воспринимать объяснения и инструкции учителя, планировать сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, контролировать себя и партнера при работе в паре.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная; индивидуальная; самостоятельная.
На уроке старалась учитывать психологические особенности своих учеников. К уроку тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, чтобы на всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я старалась учитывать индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 6 класса. По объёму материал был подобран верно, т.к. дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью.
Методика проведения различных частей урока.
Организация начала урока
Настроила детей на урок.
Устный счёт.
Закрепили знания полученные на предыдущих уроках, подвела учащихся к формулировке темы урока.
Проверка домашнего задания.
Использовала метод взаимопроверки.
Актуализация знаний.
Для актуализации знаний использовала геометрический материал, а потом при помощи модели часов закрепила знания о мерах времени . Этот прием позволяет достаточно просто и быстро выяснить уровень усвоения материала учащимися, позволяет использовать малое количество времени, тем самым остается больше времени на объяснение нового материала.
Формулирование темы урока, постановка цели
Подвела детей к теме урока на этапе «Устный счёт», что помогло им быстро и правильно ее сформулировать. Учащиеся правильно определили цель урока.
Первичное усвоение новых знаний.
Работа по таблице «Меры времени» позволила включить в работу как учащихся с высоким уровнем развития, так и «слабых» детей.
Включение в систему знаний.
Ребята постепенно перешли к выполнению заданий на страничке учебника, она была сложной и требовала подробного объяснения учителем.
Далее была организованна небольшая самостоятельная работа со взаимопроверкой. Дети, допустившие ошибки в решении примеров, сразу исправили ошибки с помощью учителя. На этом этапе урока осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.
Рефлексия учебной деятельности . Домашнее задание.
Использовались различные виды контроля на уроке: ученик- ученик ,самоконтроль, ученик – учитель. Работа школьников на уроке была направлена не только на воспроизведение знаний, но и на их преобразование . Большое внимание уделялось эмоциональной стороне личности, воспитанию коммуникативных качеств личности.
Каждый ученик имел возможность участвовать в разборе домашнего задания.
Перегрузки учащихся на уроке не было, так как в ходе урока проведено 2 физкультминутки и регулярно шло чередование письменных и устных заданий.
По-моему, тема учащимися понята, умения отработаны практическими действиями.