СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение и вычитание десятичных дробей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание десятичных дробей»


Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цели и задачи:

Создать условия для развития у учащихся вычислительных навыков, умение

решать задачи, уравнения.

Задачи: 1. Предметные: Содействовать развитию вычислительных навыков при сложении и вычитании десятичных дробей, знать названия компонентов действий сложения и вычитания десятичных дробей, свойства сложения и вычитания, правила нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого.

2. Метапредметные:

-регулятивные: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры в учебном материале;

-коммуникативные: формировать умения принимать участие в работе парами и группами, договариваться и приходить к общему решению;

3.Личностные: продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям математикой.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Технологии обучения; технологии групповой деятельности, игровая технология, ИКТ, деятельностный подход к обучению.

Формы работы: задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:

- отработку понимания на слух математической речи;

-взаимопроверка, самостоятельная проверка учащимися своих работ;

- работа группами по 2 человека.

Виды учебной деятельности:

-слушание (понимание на слух научной речи);

-индивидуальная работа, работа в парах;

-практические задания;

-говорение;

-мыслительный анализ;

-самопроверка;

-взаимопроверка

План урока:1.Мобилизующее начало урока:

2.Ознакомление учащихся с эпиграфом урока.

3.Сообщение темы, целей и формы проведения урока;

4. Проверка домашнего задания (самопроверка с помощью образца).

5.Устный счёт;

6. Работа в группах:

7.Выполнение обучающимися логического задания по выявлению закономерности;

8.Решить уравнения

9.Найти значение выражения удобным способом

10.Физкультминутка.

11.Решение текстовой задачи.

12. Самостоятельная работа обучающихся (по дифференцированным заданиям).

13. Проверка выполнения самостоятельной работы, анализ её результатов.

14.Итог урока, заполнение оценочных листов.

15.Домашнее задание.

Ход урока

2сл. Добрый день, ребята! Настроимся на работу. Пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными. Повторяйте за мной:

Я очень хочу учиться! Я готов к успешной работе! Я замечательно работаю!

3 сл. У вас на партах лежат оценочные листы, нарисуйте своё настроение в начале урока.

4сл. Звенит, заливается школьный звонок,

Зовёт он нас с вами на странный урок

Нас ждёт не немецкий и не английский,

Нас ждёт необычный урок – олимпийский.

Какое знаменательное событие происходит сейчас в нашей стране? (олимпиада!)

5 сл. Наш урок посвящён 22-ым зимним олимпийским играм.

Краткая справка об истории Олимпийских игр

6 сл . Я записала на доске тему нашего урока, а кто-то её стёр. Поэтому вам самим предстоит её сформулировать.

Для этого вы должны решить примеры и отгадать ключевые слова.

1) 2,5+5,6= 8,1 1) 7,8-5,4= 2,4 5) 4-0,7=3,3

2) 0,09+9,7= 9,79 2) 2-1,67= 0,33 6) 6,2+1,9= 8,1

3) 6,8-5,9 = 0,9 3) 10,2-2,3= 7,9 7) 4,4+5,6=10

4) 10-9,1 = 0,9 4) 6+0,6 = 6,6 8) 12-10,2=1,8

5) 0,03+0,3=0,33

(сумма и разность). Используя эти слова сформулируйте тему нашего урока.

-Сложение и вычитание десятичных дробей.

7сл. Запишите дату и тему урока в карте ученика.

Какие действия с десятичными дробями вы уже умеете выполнять? Чему вы уже научились?

-записывать, сравнивать, складывать и вычитать десятичные дроби.

8 сл. Я вам предлагаю несколько вариантов целей урока, выберите те, которые, как вы считаете, соответствуют теме.

9 сл. А теперь запишите цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке, используя начало фразы.

Узнать ...что-нибудь интересное о десятичных дробях

Вспомнить…как решаются уравнения, как сравнивать десятичные дроби.

Повторить… свойства сложения и вычитания

Понять…как решать задачи

Уточнить …как решать некоторые уравнения

10 сл. Эпиграфом к уроку я выбрала слова древнеримского оратора и философа Марка Туллия Цицерона: Без знания дробей никто не может быть сведущим в математике.

Начнём нашу работу с проверки домашнего задания. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища с помощью образца.

11-12 сл. Проверка домашнего задания (самопроверка с помощью образца).

1255(г, е)

г) 1,9679+269,0121=270,98

е) 0,01237+0,0009876=0,0133576

1256(е, ж, и)

е) 3-0,07=2,93

ж) 7,45-4,45=3

и) 0,067-0,00389=0,06311

1259.Задача

1)0,24+0,32=0,56(т)-масса оболочки

2)0,24-0,15=0,09(т)-масса газовой горелки

3)0,24+0,56+0,09=0,89 (т)-масса воздушного шара.

Ответ: 0,89 т.

1268(в)

16,5-(t+3,4)=4,9,

t+3,4 =16,5-4,9,

t+3,4 =11,6,

t=11,6-3,4,

t=8,2

Ответ: t=8,2

Оцените работу своего товарища (оценочные листы перед вами)

13 сл.Критерии оценивания:

7 + "5"

6–5 + "4"

4 + "3"

16 сл. Следующее устное задание на внимание. ( для коррекции знаний)

Ученик выполнил действия и записал ответ, забыв поставить запятые. Исправьте его ошибку.

Работайте в карте ученика.

Главная роль таких заданий – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах. Также они помогают выработке вычислительных навыков, развивают внимание обучающихся.

174,267+15,642=189,909

38,01-9,51=28,5

6,1237+0,074=6,197

710,666-343,366=367,3

5,1-1,5685=4,1315

1,37517+0,92=2,29517

Какие правила нужно знать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок?

17 сл. Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Оцените свою устную работу в оценочных листах.

Всё правильно---5

1-2 ошибки---4, более 2-ух ошибок---3

18 сл. Следующее задание -математический диктант. «Зажги олимпийский огонь» работайте в карте ученика, пишите только ответы

5+0,985=5,985 12,1 – 0,44=11,66 0,378+22=22,387 413,1 – 131,8=281,3 7,5 + 3,15=10,65

33,4 – 1,184=32,216 Проверка(по-очереди говорят ответы)

19сл. -20 сл. Следующий этап урока. Работа в парах. Развиваем математическую наблюдательность и внимание.

Определите диаметр монеты – логотипа Олимпийских игр Сочи-2014, выполнив следующее задание:

выявите закономерность, зависимость между числами в каждой строке и определите, какое число должно быть записано вместо «?»

Подобные задания способствуют развитию математической наблюдательности обучающихся, их умению выявлять определенные закономерности, внимания, логического мышления.

3,2 ( 7,5 ) 4,3

5,4 ( 10 ) 4,6

1,8 ( ? ) 0,9

Ответ: 2,7.

28сл. Я предлагаю вам отгадать загадку.

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" -

Значит там игра - ХОККЕЙ





Задание называется «Хоккей с шайбой»

Найдите значение выражения удобным способом. (Работайте в парах)

1.2,666+(8,978+5,334)-сочетательное

2. (37,8+1,836)+0,364 сочетательное

3.20,04-(6,064+10,04)- св-во вычитания суммы из числа

4.(253,55+10,67)- 3,67 св-во вычитания числа из суммы

5.100-(75+0,76+19,24) св-во вычитания суммы из числа

Учитель задаёт вопросы:

Что использовали для удобства вычислений?(свойства сложения и вычитания)

Какие свойства применяли при вычислениях?(переместительное, свойство вычитания суммы из числа и св-во вычитания числа из суммы)

Какую ошибку можно допустить при применении свойства вычитания суммы из числа?

Обучающиеся делают вывод:

Чтобы рациональнее выполнять вычисления, надо применять свойства сложения и вычитания. При применении этого свойства надо помнить, что оба слагаемых суммы вычитаются из этого числа

Оцените свою работу в парах в оценочных листах



21 сл.Предлагаю вам следующее задание .Решите примеры, запишите ответы в порядке убывания и узнаете вид спорта, в котором Евгений Гараничев завоевал бронзовую медаль. Что надо знать при выполнении этого задания? (Надо уметь переводить обыкновенную дробь в десятичную)Работайте в парах)

    1. Сл А теперь представьте, что вы биатлонисты. Точная стрельба, скорость движения на лыжах – залог успеха. Задание «Меткий стрелок»

  • Решить уравнения. Работайте в парах .

  • 1) х — 4,343 = 5,1

  • 2) (19,1— х) — 2,8 = 6,6

  • 3) х : 8,3 — 0,7 = 0,3

  • 4) 2х + 14х + 4,2 = 132,2

Проверьте работу товарища, оцените его работу. У кого были ошибки? В каких уравнениях? Взаимопроверка по готовым ответам с указанием ошибок.

Немного отдохнём

30 сл . Физкультминутка.

31-37.Показ слайдов «Олимпийские объекты»

Сообщение обучающихся об Олимпийских объектах (Якунина Лиза).

А теперь решим такую задачу.

Площадь Дворца зимнего спорта «Айсберг» составляет 67,83 тыс. м2, что на 12,96 тыс. м2 больше площади Ледового дворца «Большой» и на 60,65 тыс. м2 меньше площади Центрального стадиона «Фишт». Какова общая площадь всех этих сооружений?

Составим вместе краткую запись.

Прочитайте условие задачи.-Что требуется узнать?

-Что необходимо знать для определения общей площади объектов?(площадь каждого дворца)

- Площадь какого объекта нам уже известна? (Айсберг)

-Что говорится о площади дворца БОЛЬШОЙ? (что S Айсберга больше, чем пл. Дворца Большой)

Что же можно сказать о S Большого дворца? ( меньше)

-Что вы знаете о S стадиона Фишт?

-его пл. больше, чем Айсберг.

Сделайте краткую запись к задаче.

Проверьте себя.

Решите задачу самостоятельно.









Проверьте себя:

«Айсберг» – 67,83 тыс. м²

«Большой» – ?, на 12,96 тыс. м² м.

«Фишт» – ?, на 60,65 тыс. м² б.

1) 67,83 – 12,96 = 54,87 тыс. м² – «Большой»

2) 67,83 + 60,65 = 128,48 тыс. м² – «Фишт»

3) 67,83 + 54,87 + 128,48 = 251,18 тыс. м²

Ответ: 251,18 тыс. м².

11.В качестве проверки знаний я предлагаю вам выполнить с/р

Самостоятельная работа учащихся (по дифференцированным заданиям).

Выполните самостоятельную работу:

на «3»

1.Выполните сложение: 23,32 + 2,61.

а)25,93; б)2,593; в)4, 942; г)другой ответ.

2.Выполните вычитание: 5,18 – 0,17

а)0,348; б)5,01; в)5,35; г)другой ответ.

3.Выполните действия: 3,57+2,23-4,8.

а)10,6; б)1; в)5,8; г)другой ответ.

на «4»

4.Решите уравнение (х-18,2)+3,8=15,6

Ответ:______________

на «5»

12,444 – (7 – 2,92) + 1,038 + (13,65 – 3,008)

39-40. Проверка выполнения самостоятельной работы, анализ её результатов.

Проверьте себя:

на «3»

1.а)

2.б)

3.б)

на «4»

(х-18,2)+3,8=15,6

Х-18,2=15,6-3,8

Х-18,2=11,8

Х=11,8+18,2

Х=30

Ответ: х=30.

на «5»

12,444 – (7 – 2,92) + 1,038 + (13,65 – 3,008)

1) 7-2,92=4,08; 2) 13,65-3,008=10,642; 3) 20,044

45 сл. Итог урока, заполнение оценочных листов.

Чему научились на уроке?

Что показалось лёгким?

В чём испытывали затруднения?

Над чем ещё нужно поработать?

Как оцениваете свою работу?

46 сл. Нарисуйте своё настроение в конце урока.

Ребята, вам было дано на дом творческое задание: сочинить сказку или стихотворение про десятичные дроби. Давайте послушаем, что вы подготовили.

Выставление оценок.

47 сл. Домашнее задание.

§42, №№ 1269,1260,1266 + творческое задание (сообщение «Об истории возникновения десятичных дробей»)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!