«Сложение и вычитание дробей».
Данная работа представляет собой методическую разработку 3-го урока по теме «Сложение и вычитание дробей». Урок направлен на решение следующих задач: проверка правил сложения и вычитания дробей с разными и одинаковыми знаменателями, умений применять их при решении знакомых текстовых задач с содержанием дробных данных, совершенствование вычислительных навыков; развитие навыков работы в коллективе, самостоятельности, самоконтроля, самооценки.
Материалы урока рассчитаны на обучающихся 5 класса. Обучающиеся выполняют задания устные и письменные. каждый ученик в ходе урока выполняет задания самостоятельно, но имеет право обратиться к своему однокласснику за помощью. В течение выполнения самостоятельной работы каждый ученик оценивает себя, за выполненное им задание (учитывает подсказку) выставляет количество набранных баллов на полях рабочей тетради. В конце занятия по сумме набранных баллов каждый учащийся сам ставит себе оценку. Итоговая оценка выставляется учителем после проверки тетрадей (до следующего урока). Командные баллы суммируются и таким образом, каждый обучающийся реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке и насколько плодотворно работала группа в целом.
На этом уроке формируются УУД учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.
по учебнику МАТЕМАТИКА. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Е. А. Бунимович, В. Г. Дорофеев, С. Б. Суворов и др. М. «Просвещение», 2013
ФИО | Давыдова Светлана Михайловна |
Место работы | МОУ УЧСОШ с. Рыткучи |
Должность | педагог-организатор, учитель |
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Базовый учебник | Математика. Алгебра. Геометрия. 5 класс. Е. А. Бунимович, В. Г. Дорофеев, С. Б. Суворов и др. М. «Просвещение», 2013 |
Название урока | Сложение и вычитание дробей |
Тип урока | Решение задач |
Форма проведения урока | Урок-игра. |
Образовательная среда урока | Кабинет математики, в котором имеется компьютер, проектор, экран. |
Формы работы обучающихся | Коллективная, игровая, самостоятельная |
Цель урока | Для учителя | Для ученика | Метапредметные результаты |
Уметь применять правила сложения и вычитания дробей с разными и одинаковыми знаменателями при решении задач, отрабатывать вычислительные навыки, навыки сокращения дробей, вычислительные навыки. | Проверить у обучающихся знания правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями и умение применять их при решении задач | Повторить и закрепить правила сложения и вычитания дробей, отрабатывать навыки сокращения дробей, уметь решать знакомые текстовые задачи с содержанием дробных чисел. | Личностные: -формирование учебной мотивации, -формирование адекватной самооценки, Регулятивные: -работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний, -извлекать информацию, представленную в разной форме, -формулировать конечный результат, Коммуникативные: -слушать и понимать речь других, - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Задачи урока: Обучающая: вырабатывать у обучающихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой, проверить знания правил сложения и вычитания дробей с разными и одинаковыми знаменателями, умения применять их при решении знакомых текстовых задач с содержанием дробных данных, совершенствовать вычислительные навыки. Развивающая: развивать навыки работы в коллективе, самостоятельности, самоконтроля, самооценки, вырабатывать умение отвечать перед одноклассниками, расширять кругозор. Воспитывающая: вовлечь в активную деятельность, вырабатывать умение строить общение с одноклассниками, слушать, понимать, помогать, воспитывать дружелюбие. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный ( 1 мин) | Здравствуйте, ребята! Знаменитый летчик Чкалов сказал: «Математика – это полет». Сегодня я предлагаю совершить этот полет на наших ракетах за математическими знаниями. Составы наших команд постоянны, капитаны присутствуют сегодня на уроке? А чтобы путешествие было веселым, к нам на урок пришел мигающий улыбчивый Светофор. Посмотрите, пожалуйста, на него! Улыбнитесь ему! Каким цветом он нам мигает (желтым)! Значит, пора готовиться в путь. | Рассаживаются по своим командам. Приветствуют учителя. Вступают в диалог с учителем. | Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -умение строить общение с одноклассниками. |
Актуализация знаний, проверка домашнего задания (5 мин) | Нам надо собраться мыслями и проверить, готовы мы к длительному путешествию? Откройте тетради. Внимание на экран (записано полное решение домашней работы). Проверяем домашнее задание. З: № 332, № 333 – за каждое правильное решение - 1 балл. З: № 344 (в, г), № 345 (в, г)- за каждое правильное решение - 2 балла Поставьте себе на полях количество набранных вами баллов (наибольшее 12). Наш Светофор горит еще желтым цветом. Значит, нам надо еще кое-что повторить. | Самостоятельно проверяют себя по заранее подготовленным учителем ответам, задают вопросы учителю, возможно и одноклассникам по группе. Оценивают себя. Повторить правила. | Личностные: -умение самостоятельно проверять себя, оценивать. Познавательные -правильно формулировать вопросы |
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация обучающихся. ( 4мин) | С какими числами вы работали дома? Какие действия вы умеете выполнять с дробями? Как сложить (вычесть) дроби с одинаковыми (разными) знаменателями? Сформулируйте правило сокращения дробей. Сегодня мы продолжим работать с этими правилами. Увидим, что дроби встречаются, и при решении уравнений, и в текстовых задачах. В тетрадях запишите число и тему урока «Сложение и вычитание дробей». Во время урока-полета вы будете зарабатывать баллы. Кто больше баллов наберет, тот получит больше шансов поиграть за компьютером после уроков. А команда, которая наберет больше баллов, останется без домашнего задания в конце недели (на воскресенье). Посмотрите, Светофор наш мигает зеленым цветом! Значит, нам пора | Отвечают на вопросы учителя. Проговаривают правила сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями, правило сокращения дробей. Записывают число и тему урока. Подпевают. Пора в путь-дорогу, дорогу дальнюю, Дальнюю, дальнюю идём Над милым порогом качну серебряным тебе крылом. Пускай судьба забросит нас далёко, пускай! Ты к сердцу только никого не допускай. Следить буду строго мне сверху видно всё- Ты так и знай! | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний. |
Выполнение обучающимися заданий на отработку правил ( 14мин) | Итак, первая наша планета «Повторенье – мать ученья». Используется ЭОР: Каталог. п. 33, Интерактивные модели: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Обучающиеся решают примеры устно. Ответы записывают в тетрадь. | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: умение строить устные речевые конструкции. Регулятивные: -работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий. |
Красный цвет светофора нам говорит, что надо остановиться и проверить себя. Проверяем. За каждый правильный ответ – 1 балл. | Проверяют ответы, записанные на экране. | Самоконтроль и проверка |
Вновь зеленый цвет нам дает дорогу. п.34 Интерактивные модели: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | Обучающиеся решают примеры письменно в тетрадях | Личностные: умение строить письменные речевые конструкции |
Красный цвет нам советует остановиться и проверить себя. Проверяем. За каждый правильный ответ 1 балл. Включить песню «Если с другом вышел путь» (1 куплет без припева) | Проверяют ответы записанные на экране | Самоконтроль и проверка |
| Зеленый цвет светофора зовет в путь. Вторая планета «Обсуждение задач!» ЭОР. Каталог п. 33, 34 Интерактивные задачи № 551, 554, 555, 556, 557 (а). Учитель прибавляет баллы команде, по ее активности и правильных ответов. | Обсуждают ход решения задач, определяют количество действий. Рассказывают поэтапное решение задачи. | Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: -высказывать свое предположение. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний, -извлекать информацию, представленную в разной форме; -формулировать конечный результат. Личностные: -умение строить устные речевые конструкции. |
Физкультминутка для глаз (2мин) | Желтый цвет нам дает подготовиться к следующему этапу. Одной из жизненных ценностей человека является – здоровье. Мы уже долго сидим в своих креслах. Встаньте, потянитесь, наклонитесь, присядьте! Садитесь. Глазки наши тоже устали. Включается презентация «Физкультминутки для глаз» (полет в космос). Здоровье бесценный дар и мы должны сделать всё, что бы его сберечь. | Дети выполняют самостоятельно несколько физических упражнений. Выполняют упражнения для глаз | Личностные: - заботиться о своем здоровье |
Продолжение. Выполнение обучающимися заданий на отработку правил (10 мин) | Зеленый цвет мигает. Надо лететь дальше. Мы устно рассмотрели решение задач, а теперь нам предстоит записать решение этих задач в тетради и дать полный ответ. Краткую запись записывать не надо. Учебник. № 551, 554, 555, 556, 557 (а). | Самостоятельно решают задачи, имеют право обратиться за помощью к однокласснику, учителю. | - Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
Красный цвет советует остановиться, проверить. Ответы к задачам проектируются на экране. Максимум 3 балла за задачу: если в ответе получилась сократимая дробь, - минус 1 балл. если ответ не полный - минус 1 балл. если действия правильные, но допущена ошибка при сложении дробей, то минус 2 балла. | | |
Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания. ( 3 мин) | Зеленый цвет дает дорогу на финиш. Давайте подсчитаем количество набранных вами баллов, с какими результатами мы прибыли на Землю. Какая команда вышла вперед? Она остается без домашнего задания на выходные. Кто лидер в командах? Но окончательно мы скажем на следующем уроке, когда я сама проверю тетради. Тетради сдать на проверку. Сегодня на уроке мы повторили действия сложения и вычитания с дробями. Во время полета мы увидели текстовые задачи, в которых нам необходимо было применять правила сложения и вычитания дробей и правило сокращения дробей. | Посчитывают свои баллы, баллы всей команды. Баллы команды записывается в «большое окно ракеты», а в «маленькие» –индивидуальные баллы. Дети выявляют команду -лидера. Капитаны озвучивают командные баллы и имя лидера команды. | Регулятивные: -осуществлять самоконтроль, - самостоятельно давать оценку деятельности на уроке, -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, -планировать дальнейшую деятельность. |
Дома вам предстоит закрепить правила сложения и вычитания дробей при решении задач З: № 341(а), №343 (а), № № 340(1 или 2 на выбор) | Записывают в дневник номера задач |
Рефлексия. (1 мин) | Возьмите наши звезды настроения, и прикрепите их на ракету вашей команды. Звездочки: -зеленые (я доволен своей работой на уроке, у меня все получается, теперь я буду пробовать решать более сложные задания); –желтые (мои знания еще не сильно крепкие, дома надо повторить все правила), -красные (я не доволен собой, сегодня надо прийти на дополнительное занятие). Светофор горит зеленым цветом, значит надо идти дальше. И наш полет за знаниями не окончен, он продолжится. А пока, мы попрощаемся со Светофором. Спасибо за урок, дети! | Обучающиеся приклеивают звездочки на ракету Прощаются со светофором и учителем. |