СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение и вычитание дробей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

технологическая карта по теме "Сложение и вычитние дробей", учебник Математика. Е., 5 класс, Е. А. Бунимович и др.

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание дробей»


Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме:

«Сложение и вычитание дробей».


Данная работа представляет собой методическую разработку 3-го урока по теме «Сложение и вычитание дробей». Урок направлен на решение следующих задач: проверка правил сложения и вычитания дробей с разными и одинаковыми знаменателями, умений применять их при решении знакомых текстовых задач с содержанием дробных данных, совершенствование вычислительных навыков; развитие навыков работы в коллективе, самостоятельности, самоконтроля, самооценки.

Материалы урока рассчитаны на обучающихся 5 класса. Обучающиеся выполняют задания устные и письменные. каждый ученик в ходе урока выполняет задания самостоятельно, но имеет право обратиться к своему однокласснику за помощью. В течение выполнения самостоятельной работы каждый ученик оценивает себя, за выполненное им задание (учитывает подсказку) выставляет количество набранных баллов на полях рабочей тетради. В конце занятия по сумме набранных баллов каждый учащийся сам ставит себе оценку. Итоговая оценка выставляется учителем после проверки тетрадей (до следующего урока). Командные баллы суммируются и таким образом, каждый обучающийся реально представляет, насколько успешной была его деятельность на уроке и насколько плодотворно работала группа в целом.

На этом уроке формируются УУД учащихся: коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные.




Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме «Действия с дробями»

по учебнику МАТЕМАТИКА. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Е. А. Бунимович, В. Г. Дорофеев, С. Б. Суворов и др. М. «Просвещение», 2013

ФИО

Давыдова Светлана Михайловна

Место работы

МОУ УЧСОШ с. Рыткучи

Должность

педагог-организатор, учитель

Предмет

математика

Класс

5

Базовый учебник

Математика. Алгебра. Геометрия. 5 класс. Е. А. Бунимович, В. Г. Дорофеев, С. Б. Суворов и др. М. «Просвещение», 2013

Название урока

Сложение и вычитание дробей

Тип урока

Решение задач

Форма проведения урока

Урок-игра.

Образовательная среда урока

Кабинет математики, в котором имеется компьютер, проектор, экран.

Формы работы обучающихся

Коллективная, игровая, самостоятельная

Цель урока

Для учителя

Для ученика

Метапредметные результаты

Уметь применять правила сложения и вычитания дробей с разными и одинаковыми знаменателями при решении задач, отрабатывать вычислительные навыки, навыки сокращения дробей, вычислительные навыки.

Проверить у обучающихся знания правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями и умение применять их при решении задач

Повторить и закрепить правила сложения и вычитания дробей, отрабатывать навыки сокращения дробей, уметь решать знакомые текстовые задачи с содержанием дробных чисел.

Личностные:

-формирование учебной мотивации,

-формирование адекватной самооценки,

Регулятивные:

-работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний,

-извлекать информацию, представленную в разной форме,

-формулировать конечный результат,

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других,

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Задачи урока:

Обучающая: вырабатывать у обучающихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой, проверить знания правил сложения и вычитания дробей с разными и одинаковыми знаменателями, умения применять их при решении знакомых текстовых задач с содержанием дробных данных, совершенствовать вычислительные навыки.

Развивающая: развивать навыки работы в коллективе, самостоятельности, самоконтроля, самооценки, вырабатывать умение отвечать перед одноклассниками, расширять кругозор.

Воспитывающая: вовлечь в активную деятельность, вырабатывать умение строить общение с одноклассниками, слушать, понимать, помогать, воспитывать дружелюбие.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Организационный

( 1 мин)

Здравствуйте, ребята! Знаменитый летчик Чкалов сказал: «Математика – это полет». Сегодня я предлагаю совершить этот полет на наших ракетах за математическими знаниями. Составы наших команд постоянны, капитаны присутствуют сегодня на уроке?

А чтобы путешествие было веселым, к нам на урок пришел мигающий улыбчивый Светофор.

Посмотрите, пожалуйста, на него! Улыбнитесь ему! Каким цветом он нам мигает (желтым)! Значит, пора готовиться в путь.

Рассаживаются по своим командам. Приветствуют учителя. Вступают в диалог с учителем.


Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

-умение строить общение с одноклассниками.


Актуализация знаний, проверка домашнего задания

(5 мин)

Нам надо собраться мыслями и проверить, готовы мы к длительному путешествию? Откройте тетради. Внимание на экран (записано полное решение домашней работы). Проверяем домашнее задание.

З: № 332, № 333 – за каждое правильное решение - 1 балл.

З: № 344 (в, г), № 345 (в, г)- за каждое правильное решение - 2 балла

Поставьте себе на полях количество набранных вами баллов (наибольшее 12). Наш Светофор горит еще желтым цветом. Значит, нам надо еще кое-что повторить.

Самостоятельно проверяют себя по заранее подготовленным учителем ответам,

задают вопросы учителю, возможно и одноклассникам по группе.

Оценивают себя.






Повторить правила.

Личностные:

-умение самостоятельно проверять себя, оценивать.

Познавательные

-правильно формулировать вопросы


Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока. Мотивация обучающихся.

( 4мин)

С какими числами вы работали дома?

Какие действия вы умеете выполнять с дробями?

Как сложить (вычесть) дроби с одинаковыми (разными) знаменателями?

Сформулируйте правило сокращения дробей.

Сегодня мы продолжим работать с этими правилами. Увидим, что дроби встречаются, и при решении уравнений, и в текстовых задачах. В тетрадях запишите число и тему урока «Сложение и вычитание дробей».

Во время урока-полета вы будете зарабатывать баллы. Кто больше баллов наберет, тот получит больше шансов поиграть за компьютером после уроков. А команда, которая наберет больше баллов, останется без домашнего задания в конце недели (на воскресенье).

Посмотрите, Светофор наш мигает зеленым цветом! Значит, нам пора

Отвечают на вопросы учителя.

Проговаривают правила сложения дробей с одинаковыми и разными знаменателями, правило сокращения дробей.


Записывают число и тему урока.













Подпевают.

Пора в путь-дорогу,

дорогу дальнюю,

Дальнюю, дальнюю идём

Над милым порогом качну серебряным тебе крылом.

Пускай судьба забросит

нас далёко, пускай!

Ты к сердцу только никого не допускай.

Следить буду строго мне сверху видно всё-

Ты так и знай!

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний.

Выполнение обучающимися заданий на отработку правил

( 14мин)

Итак, первая наша планета «Повторенье – мать ученья».


Используется ЭОР:

Каталог. п. 33, Интерактивные модели: сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Обучающиеся решают примеры устно. Ответы записывают в тетрадь.



Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные:

умение строить устные речевые конструкции.

Регулятивные:

-работать по алгоритму, с правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий.

Красный цвет светофора нам говорит, что надо остановиться и проверить себя. Проверяем.

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Проверяют ответы, записанные на экране.

Самоконтроль и проверка

Вновь зеленый цвет нам дает дорогу. п.34 Интерактивные модели: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Обучающиеся решают примеры письменно в тетрадях

Личностные:

умение строить письменные речевые конструкции

Красный цвет нам советует остановиться и проверить себя. Проверяем.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Включить песню «Если с другом вышел путь» (1 куплет без припева)




Проверяют ответы записанные на экране

Самоконтроль и проверка



Зеленый цвет светофора зовет в путь.

Вторая планета «Обсуждение задач!»

ЭОР. Каталог п. 33, 34 Интерактивные задачи № 551, 554, 555, 556, 557 (а).

Учитель прибавляет баллы команде, по ее активности и правильных ответов.

Обсуждают ход решения задач, определяют количество действий.

Рассказывают поэтапное решение задачи.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

-высказывать свое предположение.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний,

-извлекать информацию, представленную в разной форме;

-формулировать конечный результат.

Личностные:

-умение строить устные речевые конструкции.

Физкультминутка для глаз

(2мин)

Желтый цвет нам дает подготовиться к следующему этапу. Одной из жизненных ценностей человека является – здоровье. Мы уже долго сидим в своих креслах. Встаньте, потянитесь, наклонитесь, присядьте! Садитесь.

Глазки наши тоже устали. Включается презентация «Физкультминутки для глаз» (полет в космос).

Здоровье бесценный дар и мы должны сделать всё, что бы его сберечь.

Дети выполняют самостоятельно несколько физических упражнений.



Выполняют упражнения для глаз

Личностные:

- заботиться о своем здоровье

Продолжение. Выполнение обучающимися заданий на отработку правил

(10 мин)

Зеленый цвет мигает. Надо лететь дальше. Мы устно рассмотрели решение задач, а теперь нам предстоит записать решение этих задач в тетради и дать полный ответ. Краткую запись записывать не надо.

Учебник.

№ 551, 554, 555, 556, 557 (а).


Самостоятельно решают задачи, имеют право обратиться за помощью к однокласснику, учителю.


- Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Красный цвет советует остановиться, проверить. Ответы к задачам проектируются на экране.

Максимум 3 балла за задачу:

если в ответе получилась сократимая дробь, - минус 1 балл.

если ответ не полный - минус 1 балл.

если действия правильные, но допущена ошибка при сложении дробей, то минус 2 балла.



Подведение итогов урока.

Постановка домашнего задания.

( 3 мин)

Зеленый цвет дает дорогу на финиш.

Давайте подсчитаем количество набранных вами баллов, с какими результатами мы прибыли на Землю. Какая команда вышла вперед? Она остается без домашнего задания на выходные.

Кто лидер в командах? Но окончательно мы скажем на следующем уроке, когда я сама проверю тетради. Тетради сдать на проверку.

Сегодня на уроке мы повторили действия сложения и вычитания с дробями. Во время полета мы увидели текстовые задачи, в которых нам необходимо было применять правила сложения и вычитания дробей и правило сокращения дробей.

Посчитывают свои баллы, баллы всей команды.

Баллы команды записывается в «большое окно ракеты», а в «маленькие» –индивидуальные баллы.

Дети выявляют команду -лидера.

Капитаны озвучивают командные баллы и имя лидера команды.

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль,

- самостоятельно давать оценку деятельности на уроке,

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить,

-планировать дальнейшую деятельность.


Дома вам предстоит закрепить правила сложения и вычитания дробей при решении задач З: № 341(а), №343 (а), № № 340(1 или 2 на выбор)

Записывают в дневник номера задач

Рефлексия.

(1 мин)

Возьмите наши звезды настроения, и прикрепите их на ракету вашей команды.

Звездочки:

-зеленые (я доволен своей работой на уроке, у меня все получается, теперь я буду пробовать решать более сложные задания);

–желтые (мои знания еще не сильно крепкие, дома надо повторить все правила),

-красные (я не доволен собой, сегодня надо прийти на дополнительное занятие). Светофор горит зеленым цветом, значит надо идти дальше. И наш полет за знаниями не окончен, он продолжится. А пока, мы попрощаемся со Светофором.

Спасибо за урок, дети!

Обучающиеся приклеивают звездочки на ракету
















Прощаются со светофором и учителем.



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Линия учебно-методических комплексов «Сфера»

Учебник, задачник,

Печатная, электронная

Электронное приложение к учебнику «Математика. Алгебра. Геометрия. 5 класс

Е. А. Бунимович, В. Г. Дорофеев, С. Б. Суворов и др. М