СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложное предложение. Запятая между частями сложного предложения (Урок-исследование)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Сложное предложение. Запятая между частями сложного предложения" является повторением темы "Синтаксис".

Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение. Запятая между частями сложного предложения (Урок-исследование)»

Сложное предложение. Запятая между частями сложного предложения (Урок-исследование)

Начнем мы урок с разминки: построй слова в таком порядке, чтобы получилось предложение. Тогда ты прочитаешь высказывание известного педагога В. А. Сухомлинского.

Идти, годы, научись, юности, и, сознательно, на, трудностей, ранней, в, преодоление.

(Научись в годы ранней юности сознательно идти на преодоление трудностей)

Перед нами сегодня будет стоять трудный вопрос: когда становится запятая между частями сложного предложения. Но мы постараемся преодолеть все препятствия. Итак, в путь!

Одинокая капля дождя отвесно упала в воду, и от нее пошли тонкие круги.

Зашептала трава, вся вола покрылась

кругами и слабый звон пошел над

омутом.

Одинокая капля дождя отвесно упала в воду.

От нее пошли тонкие круги.

Зашептала трава.

Вся вода покрылась кругами.

Слабый звон пошел над омутом.

Задание:

Прочитайте текст в левой колонке. Его автор - Константин Георгиевич Паустовский. Мы произвели стилистический эксперимент: изменили строение предложений.

Чем различаются эти тексты? Давайте проведем небольшое исследование.

1). О чем говорится в этих текстах?

-о капле дождя

Словарь: Эксперимент - попытка осуществить что-либо

Экспрессия - выразительность

2). С какой интонацией мы их прочитали? Помните, в интонации важную роль играет логическое ударение. Поставьте его.

1 текст

2 текст



капля дождя

тонкие круги

зашелестела трава

вода покрылась кругами

слабый звон

капля упала

пошли круги

зашелестела трава

вода покрылась

звон пошел



Вывод из наблюдения:

более выразительный, гармоничный, отдельно рисуются детали,

красивый перечисляются факты. Нет

экспрессии.



3). Почеу один и тот же текст мы прочитали с разной интонацией?

-разное настроение предложений

-сами знаки препинания нам позволили прочитать с разной интонацией ( точка показывает законченность; запятая предполагает интонацию перечисления), с точки их построения.

Исследуем тексты

(Работа в парах)

Вывод: в правом столбике предложения простые, в левом - сложные

? Какую же задачу мы должны сегодня решить?

- в чем отличие сложных предложений от простых

? А почему сложное предложение назвали сложным?

Постройте ответ в форме грамматической сказки: "Жили-были два простых предложения..." (домашнее задание)

А теперь обратимся к учебнику и дадим сложному предложению научную формулировку

- сложное предложение состоит из двух и более простых предложений, соединенных в одно

Сложное = сложить →модель [1], и [2], [1], [2].

Давайте вспомним, какой раздел науки о языке изучает предложение?

- синтаксис

Индивидуальное задание

Синтаксис - слово греческое: "син"-совокупность, "таксис"-строй. Слово "таксис" вначале относилось к военным терминам, затем приобрело мирное звучание: связь, система.

Значит, в синтаксисе важную роль играет "строй", порядок.

? Что же определяет порядок в сложном предложении?

- количество простых предложений.

Мы их находим по грамматическим основам. У каждого предложения своя территория, граница. А пограничным столбиком являются знаки препинания.

? Что же нам подсказывают эти границы?

- интонация

- смысл

- особые слова - ориентиры - союзы (находим их в тексте Паустовского)

Смотрите, ребята, что может произойти,если мы нарушим "строй" в предложении.

1. Стояло жаркое лето на подоконнике, расцвели кактусы. [=-], [=-].

2. Неожиданно появилось солнце, между облаками снег заискрился. [=-], [-=].

Все работаем: есть две грамматические основы, знаки препинания, можно построить схему

? А почему же эти предложения при чтении вызывают смех?

Решите проблему.

- предложения потеряли смысл, нужно переставить запятую.

Нельзя нарушать правила построения сложного предложения.

Молодцы, ребята. Согласно нашему девизу (слова Сухомлинского) мы преодолели препятствия, которые поставила перед нами наука под названием "Русский язык". Но на этом наше путешествие не заканчивается, и потому дома вам придется сочинить подсказку для изучения очень трудного правила: Чтобы различать союз, соединяющий части сложного предложения и однородные члены предложения, достаточно убедиться... (воплоти подсказку в схему)