Тема: Сложные предложения с разными видами связи.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.
Задачи:
образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;
развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; исследовать сложные предложения через их сравнительный анализ;
воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок –презентация
Ход урока
І.Орг.момент.
ІІ.Опрос. Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы
- Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).
- От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).
- В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).
- Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).
- Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).
- Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).
- Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:
По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.
Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.
К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.
ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).
ІV. Презентация проектов
Задачи:
Найти теоретический материал по своей теме.
Подобрать примеры.
Создать слайд-презентацию.
Защита проектов:
«Сложные предложения с разными видами связи»
«Знаки препинания в сложном предложении»
«Роль сложного предложения с разными видами связи»
V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.
— Сочинительная и подчинительная:
1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)
— Сочинительная и бессоюзная:
2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)
— Подчинительная и бессоюзная:
3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)
— Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:
4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.
VІ. Работа по тексту стихотворения
Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.
-О чем стихотворение?
-Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?
Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа,
(Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.)
второго предложения - первая группа.
(Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост.,распр., неосложн.
VІІ. Разминка у доски.
К записанным предложениям подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…
2. Мелькнула мысль: может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?
3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.
5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне. (когда…), [ ] : [ ].
6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. [ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].
VІІІ. Проблемное задание – 1 группа
Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и чем они отличаются.
Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение. Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.
ІХ.Лингвистический эксперимент - 2 группа
Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей, посаженной вместе с друзьями за околицей.
[ ], ( что..) ; [ …(где…), ..( ..которой…), … ].
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.
Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;
2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая – с речкой какой?- тоже определительная.
Х.Работа в группах по карточкам
Практическая работа с комментированием.
1группа:
1. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].
[ - = ], и [ - = ], ( как - = ).
- Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:
1 часть – по своему строению – простое предложение;
2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.
2. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].
[ = - ], но [ - = ]: [ - = ], [ - = ].
- Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1 часть – ССП с противительным союзом «но»;
2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.
2группа:
3. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].
(Когда - = ), [ = - ]; [ - = ].
- Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:
1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,
2 часть – простое предложение.
4. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].
[ - = ], и (чем - = ), [тем = - ].
- Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».
1 часть – простое предложение,
2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.
ХІ.Тестирование.
1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной. б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке. в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам. 2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью а) Там, щедрым облаком зари освещены, Густые облака, сбегая с вышины, Нависли пышными, янтарными клубами. б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды, И зеленью покрылись сожженные сады. в) Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. 3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза. б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит. 4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен. 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду. А)1,3 Б)1,3,4 В)1,2,3,4 Г)2,3,4
ХІІ.Обобщение.
ХІІІ.Подведение итогов урока.
ХІV.Домашнее задание:
1.выписать из художественной литературы предложения с разными видами связи, составить схемы;
2.составить тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное предложение».
1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].
- Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;
1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть – простые предложения.
[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].
2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).
- Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1-я часть простое предложение;
2-я часть СПП с придаточным дополнительным.
[ = - ]; [ = ], ( что = )
- В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».
По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.
[=-], и (хотя =-), но[=].
По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.
[ ], и, (хотя …), [ ].
- . Практическая работа.
— Выполняем упр. 538.
Задание. Запишите II предложение и составим схем.
[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].
[ - = ], и [ = ], [ - = ], [ - = ], и [ - = ]
осложнено однородными обстоятельствами
Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.
2 часть - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.
- ечи. Составить схему данного предложения, охарактеризовать его)
учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.
Просмотр содержимого документа
«Сложное предложение с разными видами связи»
Тема: Сложные предложения с разными видами связи.
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению сложных предложений с разными видами связи.
Задачи:
образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи;
развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; исследовать сложные предложения через их сравнительный анализ;
воспитательные: воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом; воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок –презентация
Ход урока
І.Орг.момент.
ІІ.Опрос. Какие предложения называются сложными? (Имеющие 2 и более грамматические основы
- Назовите виды сложных предложений. (Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное).
- От чего зависит такое деление? (От средства связи между частями).
- В чем сходство и отличие сложноподчиненных предложений от сложносочиненных и бессоюзных? (В нем части неравноправны, одна часть – главная, другая – придаточная).
- Назовите виды сложноподчиненных предложений. (Определительные; изъяснительные; обстоятельственные, которые делятся на подвиды).
- Назовите средства связи частей сложноподчиненного предложений. (Подчинительный союз или союзное слово).
- Чем отличается союзное слово от омонимичного союза? (Союзное слово является членом предложения, заменяется самостоятельной частью речи из главной части предложения и на союзное слово всегда падает логическое ударение).
- Объяснить отсутствие запятой перед союзом и в сложносочиненных предложениях:
По ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.
Когда ушла гроза, над горами засияло солнце и сад наполнился ароматом цветов.
К сожалению, сад уже отцвел и птицы улетели.
ІІІ.Устная коллективная работа. Дать характеристику предложениям.
Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества(СПП). Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны(ССП). Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники(БСП). Каждый город – это синтез нескольких культур(ПП).
ІV. Презентация проектов
Задачи:
Найти теоретический материал по своей теме.
Подобрать примеры.
Создать слайд-презентацию.
Защита проектов:
«Сложные предложения с разными видами связи»
«Знаки препинания в сложном предложении»
«Роль сложного предложения с разными видами связи»
V.Практическая работа. Работа в группах. Определите виды связи, составьте схемы.
— Сочинительная и подчинительная:
1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)
— Сочинительная и бессоюзная:
2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)
— Подчинительная и бессоюзная:
3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)
— Сочинительная, подчинительная, бессоюзная:
4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.
VІ. Работа по тексту стихотворения
Кто землю сам пахал, тот за столом Разрежет хлеб, не уронив ни крошки, Стянув на свежей скатерти узлом Во дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп, Шёл не прохожим по родному краю, И по тому, как люди ценят хлеб, Себе друзей в дорогу выбираю.
-О чем стихотворение?
-Как вы понимаете последние две строчки стихотворения?
Задание: произвести синтаксический разбор первого предложения - вторая группа,
(Пов., нев., сложн., союзн., СПП с прид. .,сост. х частей,соед. союзн. сл. кто: гл. часть -двусост., распр., осложн. Одноро.обособл. обст.,выраж. д/о; придат. часть - двусост., распр.)
второго предложения - первая группа.
(Пов., нев., сложн., с разными видами связи:сочинит. и подчинит., сост. из 2 х частей, соед. И : 1часть - прост., двусост., распр., осложн. однородн.чл. ; 2 часть- СПП с прид. изъяснит., сост из 2 частей,соед. союзн. сл. как: гл. часть-односост., опр. -личн., распр., неосложн.; придат. часть - двусост.,распр., неосложн.
VІІ. Разминка у доски.
К записанным предложениям подобрать соответствующую схему. 1. 1.Непонятно и мудрено заблуждение и тупоумие, потому что они неестественны, а гений прост и понятен, как истина…
2. Мелькнула мысль: может быть, радио действует и кто-нибудь услышит его?
3. Чайковский утверждал, что вдохновение – это состояние, когда человек работает во всю силу, как вол, а вовсе не кокетливо помахивает рукой.
4. Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач.
5.Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне. (когда…), [ ] : [ ].
6.Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды. [ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].
VІІІ. Проблемное задание – 1 группа
Сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и чем они отличаются.
Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.Различие: 1 пример – СПП с несколькими придаточными. 2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.
ІХ.Лингвистический эксперимент - 2 группа
Глубоко символично, что у слов Родина и природа один корень; для многих из нас ёмкое понятие Родины неразрывно связано с домом, где ты родился и вырос, с речкой, на берегах которой прошло твоё детство, с рощей, посаженной вместе с друзьями за околицей.
[ ], ( что..) ; [ …(где…), ..( ..которой…), … ].
Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.
Состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью. Главная связь – бессоюзная. 1-я часть - сложноподчиненное предложение с придаточной изъяснительной;
2-я часть – сложноподчиненное предложение с двумя придаточными: первая – определительная, с домом каким? Вторая – с речкой какой?- тоже определительная.
Х.Работа в группах по карточкам
Практическая работа с комментированием.
1группа:
1. [Солнце закатилось], и [ночь последовала за днем без промежутка], [как это обыкновенно бывает на юге].
[ - = ], и [ - = ], ( как - = ).
- Это предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом «и»:
1 часть – по своему строению – простое предложение;
2 часть – по своему строению – СПП с придаточным сравнительным с союзом «как», стоящим после главного предложения.
2. [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье].
[ = - ], но [ - = ]: [ - = ], [ - = ].
- Это предложение сложное с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1 часть – ССП с противительным союзом «но»;
2 часть – СП бессоюзное, состоящее из двух простых предложений, связанных бессоюзной связью.
2группа:
3. (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою].
(Когда - = ), [ = - ]; [ - = ].
- Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью:
1 часть – СПП с придаточным времени, с союзом «когда»,
2 часть – простое предложение.
4. [Костер горел ярко], и (чем ближе я подъезжал к нему), [тем все резче отделялось пламя от нависшего над ним мирка].
[ - = ], и (чем - = ), [тем = - ].
- Это сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, рядом стоят сочинительный союз «и» и подчинительный двойной союз «чем, тем», состоит из двух частей, соединенных сочинительной связью, союзом «и».
1 часть – простое предложение,
2 часть – СПП с двойным союзом, поэтому после союза «и» не ставится запятая, так как придаточное предложение стоит перед главным.
ХІ.Тестирование.
1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной. б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке. в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам. 2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью а) Там, щедрым облаком зари освещены, Густые облака, сбегая с вышины, Нависли пышными, янтарными клубами. б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды, И зеленью покрылись сожженные сады. в) Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. 3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза. б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит. 4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен. 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду. А)1,3 Б)1,3,4 В)1,2,3,4 Г)2,3,4
ХІІ.Обобщение.
ХІІІ.Подведение итогов урока.
ХІV.Домашнее задание:
1.выписать из художественной литературы предложения с разными видами связи, составить схемы;
2.составить тестовые задания из 5-ти вопросов по теме «Сложное предложение».
1. [Лишь изредка, (если вблизи замечалась лодка или что-нибудь подозрительное), скользил по воде яркий луч прожектора], но [через минуту – две он мгновенно исчезал], и [тогда снова водворялась тьма].
- Это сложное предложение, с различными видами связи: сочинительная и подчинительная; состоит из трех частей соединенных сочинительными союзами «но», «и»;
1 часть по своему строению – СПП с придаточными условиями ( союз «если»), стоящим внутри главного; 2-я часть и 3-я часть – простые предложения.
[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].
2. [Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [казалось], (что конца не будет подъему).
- Это сложное предложение с бессоюзной и союзной связью, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1-я часть простое предложение;
2-я часть СПП с придаточным дополнительным.
[ = - ]; [ = ], ( что = )
- В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказатьсясочинительные и подчинительные союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, как) или союза «но».
По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было темно.
[=-], и (хотя =-), но[=].
По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, было темно.
[ ], и, (хотя …), [ ].
. Практическая работа.
— Выполняем упр. 538.
Задание. Запишите II предложение и составим схем.
[С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].
[ - = ], и [ = ], [ - = ], [ - = ], и [ - = ]
осложнено однородными обстоятельствами
Это сложное предложение с разными видами связи, состоит из двух частей, соединенных бессоюзной связью;
1 часть - по своему строению состоит из 2х простых предложений, соединенных сочинительным союзом «и», следовательно, это ССП, причем первое предложение двусоставное, второе предложение – односоставное.
2 часть - по своему строению состоит из трех простых предложений, соединенных бессоюзной и союзной связью, все три предложения двусоставные, последнее осложнено однородным обстоятельством образа действия.
учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной. Использование проблемного задания.