СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Является продолжение перезентации СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ  и содержит практические задания, предназначенные для закрепления материала.

 

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 9 КЛАССЕ

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ И ПУНКТУАЦИЯ В НИХ

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ДВУМЯ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

И

ПУНКТУАЦИЯ В НИХ

https://www.youtube.com/watch?v=7CfkWpc110M

https://www.youtube.com/watch?v=7CfkWpc110M

Учебник. Страница 95

Учебник.

Страница 95

A1. В каком предложении подчинение придаточных последо­вательное?  1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она посте­пенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.  2) Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.  3) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.  4) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был про­быть сутки для закупки нужных вещей, что и было пору­чено Савельичу. А1-3

A1. В каком предложении подчинение придаточных последо­вательное?

1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она посте­пенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей. 2) Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. 3) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше. 4) В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был про­быть сутки для закупки нужных вещей, что и было пору­чено Савельичу.

А1-3

А2. В каком предложении знаки препинания расставлены не­правильно?  Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него воз­лагается.  2) Выступая с первой публичной речью 17 января 1895 года Николай II заявил, что будет охранять основы самодер­жавия так же твёрдо и неуклонно, как это делал его «не­забвенный покойный родитель».  3) Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут.  4) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и го­лоледица. А2-2

А2. В каком предложении знаки препинания расставлены

не­правильно?

  • Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него воз­лагается. 2) Выступая с первой публичной речью 17 января 1895 года Николай II заявил, что будет охранять основы самодер­жавия так же твёрдо и неуклонно, как это делал его «не­забвенный покойный родитель». 3) Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут. 4) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была уже осень и го­лоледица.

А2-2

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?  Мне стало ясно (1) что (2) когда я выйду из себя (3) то сдержаться не смогу. 1) 1, 2  2) 1, 3  3) 2, 3  4) 1, 2, 3 А3-2

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мне стало ясно (1) что (2) когда я выйду из себя (3) то сдержаться не смогу.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

А3-2

А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)  1) Я не мог не признаться в душе что поведение моё в сим­бирском трактире было глупо и чувствовал себя винова­тым перед Савельичем.  2) Каждый раз когда приближалась осень начинались раз­говоры о том что много в природе устроено не так как нам хотелось.  3) Вопрос о том почему совершаются преступления и проступки людей изучался издревле.  4) Не поймёшь кто с кем говорит и кто кому отвечает. А4-4

А4. В каком предложении надо поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я не мог не признаться в душе что поведение моё в сим­бирском трактире было глупо и чувствовал себя винова­тым перед Савельичем. 2) Каждый раз когда приближалась осень начинались раз­говоры о том что много в природе устроено не так как нам хотелось. 3) Вопрос о том почему совершаются преступления и проступки людей изучался издревле. 4) Не поймёшь кто с кем говорит и кто кому отвечает.

А4-4

B1. Напишите вид подчинения придаточных в данном пред­ложении.  Пока свободою горим,  Пока сердца для чести живы,  Мой друг, отчизне посвятим  Души прекрасные порывы! В1 -однородные

B1. Напишите вид подчинения придаточных в данном пред­ложении.

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

В1 -однородные

ТЕСТ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

ТЕСТ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

РАБОТА

ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ. 1. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. – (31) И правильно сделал, – сказал он, подняв голову и посмотрев на меня.  – (32) Почему? – спросил я, оглушённый собственным чтением и ещё не понимая, о чём он говорит.  – (33) Не заводите себе таких друзей, – сказал он не без юмора.  (34) Я растерялся, и, кажется, это ему понравилось.  – (35) Пойду узнаю, – сказал он и, шлёпнув мои документы на стол, поднялся, – кажется, на вашу нацию есть разнарядка.  (36) Как только он скрылся, я взял свои документы и покинул университет, потому что обиделся за стихи и разнарядку. (37) Пожалуй, за разнарядку больше обиделся. (38) В тот же день я поступил в Библиотечный институт, который по дороге в Москву мне усиленно расхваливала одна девушка из моего вагона.

ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ.

1. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

(31) И правильно сделал, – сказал он, подняв голову и посмотрев на меня. – (32) Почему? – спросил я, оглушённый собственным чтением и ещё не понимая, о чём он говорит. – (33) Не заводите себе таких друзей, – сказал он не без юмора. (34) Я растерялся, и, кажется, это ему понравилось. – (35) Пойду узнаю, – сказал он и, шлёпнув мои документы на стол, поднялся, – кажется, на вашу нацию есть разнарядка. (36) Как только он скрылся, я взял свои документы и покинул университет, потому что обиделся за стихи и разнарядку. (37) Пожалуй, за разнарядку больше обиделся. (38) В тот же день я поступил в Библиотечный институт, который по дороге в Москву мне усиленно расхваливала одна девушка из моего вагона.

2. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (43)Хорошие это люди, Верочка!.. (44)Руководителем был служивший когда-то командиром партизанской бригады мой знакомый. (45)Он меня хорошо знал, мы с ним на короткой ноге были. (46)В совхозе были главным образом бывшие партизаны, которые избрали меня секретарём парторганизации, кем я там с тех пор и работаю. (47)Условия трудные, потому что хозяйство большое и работы море. (48)Тогда я поняла, что такое жизнь. (49)Тут и началась моя новая роль, которая сильнее, сложнее и глубже, чем на сцене. (50)Тут тебе никакой пьесы, никакого готового текста: ты сама и автор, и актёр. (51)Роль, скажу тебе откровенно, трудная, но зато уж главная и благородная. (52)Правильное решение я тогда приняла.

2. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

(43)Хорошие это люди, Верочка!.. (44)Руководителем был служивший когда-то командиром партизанской бригады мой знакомый. (45)Он меня хорошо знал, мы с ним на короткой ноге были. (46)В совхозе были главным образом бывшие партизаны, которые избрали меня секретарём парторганизации, кем я там с тех пор и работаю. (47)Условия трудные, потому что хозяйство большое и работы море. (48)Тогда я поняла, что такое жизнь. (49)Тут и началась моя новая роль, которая сильнее, сложнее и глубже, чем на сцене. (50)Тут тебе никакой пьесы, никакого готового текста: ты сама и автор, и актёр. (51)Роль, скажу тебе откровенно, трудная, но зато уж главная и благородная. (52)Правильное решение я тогда приняла.

3. Среди предложений   найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (43)Хорошие это люди, Верочка!.. (44)Руководителем был служивший когда-то командиром партизанской бригады мой знакомый. (45)Он меня хорошо знал, мы с ним на короткой ноге были. (46)В совхозе были главным образом бывшие партизаны, которые избрали меня секретарём парторганизации, кем я там с тех пор и работаю. (47)Условия трудные, потому что хозяйство большое и работы море. (48)Тогда я поняла, что такое жизнь. (49)Тут и началась моя новая роль, которая сильнее, сложнее и глубже, чем на сцене. (50)Тут тебе никакой пьесы, никакого готового текста: ты сама и автор, и актёр. (51)Роль, скажу тебе откровенно, трудная, но зато уж главная и благородная. (52)Правильное решение я тогда приняла.

3. Среди предложений   найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

(43)Хорошие это люди, Верочка!.. (44)Руководителем был служивший когда-то командиром партизанской бригады мой знакомый. (45)Он меня хорошо знал, мы с ним на короткой ноге были. (46)В совхозе были главным образом бывшие партизаны, которые избрали меня секретарём парторганизации, кем я там с тех пор и работаю. (47)Условия трудные, потому что хозяйство большое и работы море. (48)Тогда я поняла, что такое жизнь. (49)Тут и началась моя новая роль, которая сильнее, сложнее и глубже, чем на сцене. (50)Тут тебе никакой пьесы, никакого готового текста: ты сама и автор, и актёр. (51)Роль, скажу тебе откровенно, трудная, но зато уж главная и благородная. (52)Правильное решение я тогда приняла.

4. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (27) Я уверен, что наступит время, когда школьники будут писать авторучками. (28) Но тогда же выдумают ещё что-нибудь пишущее, и все учителя будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит. (29) Так что, Женя, не раздражай своих наставников, уступи им. (30) Они от ваших штук и без того устали.  (31) Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. (32) Его классная руководительница мне сказала:  – Школьникам запрещено писать шариковыми ручками. (33) Шариковые ручки портят почерк. (34) Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все!

4. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

(27) Я уверен, что наступит время, когда школьники будут писать авторучками. (28) Но тогда же выдумают ещё что-нибудь пишущее, и все учителя будут говорить в один голос, что эта новая выдумка только почерк портит. (29) Так что, Женя, не раздражай своих наставников, уступи им. (30) Они от ваших штук и без того устали.

(31) Так и окончилась бы эта история, если бы через двадцать пять лет меня не вызвали в школу поговорить о поведении моего сына. (32) Его классная руководительница мне сказала: – Школьникам запрещено писать шариковыми ручками. (33) Шариковые ручки портят почерк. (34) Пусть пишет обыкновенной авторучкой, как все!

5. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (12)Ведь вы так на четвёртый год в классе останетесь, работая спустя рукава! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?  – (14)От дедушки мне попадёт! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.  – (16)С чего это будет плакать бабушка?  (17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником и прервала занятие.  – (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если не видно никакого успеха.  (20)Всё это Павлуша, смущённый вопросом лавочницы, произнёс, краснея до ушей.

5. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

(12)Ведь вы так на четвёртый год в классе останетесь, работая спустя рукава! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут? – (14)От дедушки мне попадёт! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно. – (16)С чего это будет плакать бабушка? (17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником и прервала занятие. – (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если не видно никакого успеха. (20)Всё это Павлуша, смущённый вопросом лавочницы, произнёс, краснея до ушей.

6. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут? – (14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно. – (16)С чего это будет плакать бабушка? (17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником. – (18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха. (20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

6. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

(12)Ведь вы на четвёртый год в классе останетесь! (13)Что ваши дед и бабушка на это скажут?

(14)Дедушка выдерет! (15)А бабушка плакать будет, это уж обязательно.

(16)С чего это будет плакать бабушка?

(17)Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником.

(18)Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... (19)Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если нет никакого успеха.

(20)Всё это смущённый Павлуша произнёс, краснея до ушей.

7. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (22) Каждую неделю читала я, как он умирает, и надеялась, и верила чуду, что, может быть, на этот раз он не умрёт. (23) Нет. (24) Умер! (25) Умер! (26) Живой человек один раз умирает, а этот вечно, вечно. (27) И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроки. (28) А утром... (29) Сами знаете, что бывает утром с человеком, который не приготовил урок! (30) И вот наконец я додумалась. (31) Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея.

7. Среди предложений найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения.

(22) Каждую неделю читала я, как он умирает, и надеялась, и верила чуду, что, может быть, на этот раз он не умрёт. (23) Нет. (24) Умер! (25) Умер! (26) Живой человек один раз умирает, а этот вечно, вечно. (27) И стонало сердце моё, и не могла я готовить уроки. (28) А утром... (29) Сами знаете, что бывает утром с человеком, который не приготовил урок!

(30) И вот наконец я додумалась. (31) Решила идти к Толстому, просить, чтобы он спас князя Андрея.

КЛЮЧИ:  1 – 36 2 – 46 3 – 47 4 – 27 5 – 18 6 – 17 7 – 29

КЛЮЧИ:

1 – 36

2 – 46

3 – 47

4 – 27

5 – 18

6 – 17

7 – 29

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 21, стр. 95 Упражнение 153  ( задание 3, 4)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Параграф 21, стр. 95
  • Упражнение 153

( задание 3, 4)

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

СПАСИБО

ЗА

РАБОТУ