I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний. | Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический методы. Методический прием – | - Здравствуйте, Слово какое чудесное, Красивое, доброе, чуточку нежное. -Здравствуйте! Скажем мы новому дню! -Здравствуйте, скажем мы нашим гостям! Здоровья желаем всем и всему! Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям здоровья, успехов, добра, составив СПП. Проверка домашнего задания: - В качестве домашнего задания вам необходимо было написать сочинение-миниатюру «Удивительное рядом…» -Укажите СПП в вашей работе, определите вид придаточных, обосновав ответ. -Посмотрите на доску. Что вы видите? (карточки с союзами и союзными словами). Снимите те, которые вам известны или встретились в ваших предложениях. Распределите их на три группы, объяснив свой выбор. Как вы определяли группу придаточного предложения? -Какие карточки вы не задействовали? («Если», «потому что»). Составьте с ними предложения, запишите. Ваша задача- определить вид придаточного, используя опорную схему (на экране) или алгоритм. -Как вы думаете, над каким видом придаточных мы продолжим сегодня работать? Запишем тему урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия». -Сформулируйте цель и задачи, используя слова «узнать», «понять», «научиться» У вас есть листы самооценки на столах, где вы в процессе работы оцениваете себя. | Обучающиеся составляют предложения, озвучивают их. Обучающиеся читают СПП, определяют их вид, обосновав свой ответ. Распределяют союзы на три группы: СПП с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными Группы придаточного определяются по вопросам….. Два ученика пишут СПП на доске, остальные- в тетрадях, указывают главное и придаточное, задают вопрос, определяют средство связи (союз или союзное слово), остальные выполняют в тетради. Определяют вид придаточных. Учащиеся формулируют тему урока, записывают ее «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия». цель и задачи урока. | Регулятивные: определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: используют знаково-символические средства Личностные: концентрируются и сосредотачиваются на работе |
II. Усвоение новых знаний и способов действий: сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия | Словесный, наглядный, практический методы. Методические приемы – презентация, рассказ учителя, работа со схемой, беседа, | -Обратимся к учебнику стр. 88, 91 ( прочитать теоретический материал). Выявление нового теоретического материала. -Что вы узнали нового из теоретического материала о придаточных причины и условия? - найдите союзы, которые вам не совсем понятны. Два обучающихся –поиск значения союзов «ежели», «коли». -демонстрация слайдов придаточных причины и условия (комментарий слайда обучающимися)найдите союз, которые вам не совсем понятны. Обратимся к толковому словарю. | Работа с учебным материалом стр. 88, 91; вступают в беседу. Придаточные причины ещё отвечают на вопрос: отчего? и присоединяются к главному предложению при помощи союзов: оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку Придаточные условия присоединяются к главному предложению при помощи союзов: если бы, при условии если, ежели (толковый словарь), раз, коли… (толковый словарь) | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебного текста; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы; структурируют учебный материал |
III. Применение знаний и способов действий | индивидуальная формы. Словесный, практический.Методические приемы –упражнение | -Приступаем к практической части по закреплению новой темы, с целью обучения разграничению придаточных причины и условия, нахождению средств связи в СПП. -Вызывает 2 учеников к доске, выполнять по 1 предложению из названных упражнений: упр. 131 – предложение 1, упр. 138- предложение 1 -Сравните предложения. Посмотрите на место придаточного в этих предложениях . -Можно ли придаточное переставить? -Вывод. -Продолжим работу над упражнениями 131, 138 - в парах сменного состава: 1 вариант - предложения №2 упр. 131, 138 , 2 вариант – предложения №3 упр. 131, 138. -Чему вы научились при выполнении упражнений? -Ребята, у кого возникли трудности в определении вида придаточных, в нахождении средств связи? Назначить тьютора для помощи группы учеников, которые продолжают выполнять дальше эти упражнения 131, 138 (группа 1). -Проверка работы по карточкам, взаимопроверка.- Проектирование на слайде- история союза «ибо», пример использования в литературе. - чему вы научились при работе с упражнениями 131, 138, карточкой? | Два человека у доски, остальные по вариантам в тетрадях 1 вариант - упр. 131 (предложение 1) 2 вариант - упр. 138 (предложение 1) Объяснение учащихся, выполнявших работу на доске, остальные проверяют свои записи в тетрадях (повторение - упр 131-составное именное сказуемое, упр 138- прием инверсия) . -Придаточные причины переставить нельзя. Придаточное условия- можно. Работа в парах сменного состава (проговаривают выполнения работы): Научились отличать придаточные причины и условия с помощью вопросов и союзов. Также вспомнили составные именные сказуемые, художественный приём – инверсия. Остальные выполняют задание по карточке ( уровень сложности- «5»- «4» , «3»: Записать предложения, расставить знаки препинания, определить вид придаточного, средство связи. Составить схему СПП. – 2 чел. у доски /(на оборотной стороне). Прошу имени моего не упоминать ибо я весьма уважаю и люблю сочинителей. (А. С. Пушкин) Оттого и дороги мне люди что живут со мною на земле. (С. А. Есенин) Я послал бы Вам даже солнце если бы оно принадлежало мне. (А. П.Чехов.) Взаимопроверка по схемам. Толкование слова «ибо» - работа с толковым словарем Мы научились отличать придаточные причины и условия с помощью вопросов и союзов, выделять запятыми придаточную часть, | Личностные: самопроверка и взаимопроверка регулятивные : контроль, оценка, коррекция ; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Применение знаний и умений в новой ситуации | Индивидуальная форма. Практический, словесный методы. | -Ребята, сравните предложения: Занятие кружка не состоялось из-за болезни руководителя.- Занятие кружка не состоялось, потому что заболел руководитель. Упр. 132 : предложения 1 и 2 выполняют устно в парах, проверка ; предложения 3 и 4 письменно по вариантам- у доски 2 человека. При выполнении упр. 132 что вы узнали нового о придаточных причины? | Сравнивают, делают вывод о синонимичности предложений. Выполняют в парах упр. 132 Объясняют 2 ученика, остальные проверяют. Придаточные причины могут быть преобразованы из простых предложений с обстоятельствами причины, с обособленными определениями, обстоятельствами. | Личностные: концентрируются и сосредотачиваются на работе Коммуникативные: принимают участие в работе группами; контролируют действия партнеров |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Коллективная, индивидуальная формы. Методические приемы – упражнение, беседа | Комплексная работа с текстом- (работа в группах) Организует работу: определение основной мысли текста; списывание, постановка знаков препинания; графическое объяснение постановки знаков препинания. Комментирует задания | Выполняют задания в группах, объясняя правильность выполнения задания друг другу. Определяют тему и основную мысль текста. Выписывают СПП, расставляя знаки препинания. Указывают вид СПП, союз. Устно объясняют постановку знаков препинания. Обучающиеся озвучивают выполненную работу из нескольких групп согласно заданию. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
V. Информация о домашнем задании. | Словесный метод. Методический прием – сообщение учителя | Задание на дом (по выбору): Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание: Стр. 92, задание 139 Выпишите из учебников других предметов СПП с придаточными условия и причины- по 3 предложения каждого вида, составьте схемы. Выпишите из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» СПП с придаточными условия и причины- по 3 предложения каждого вида, составьте схемы | Выбирают задание с учётом уровня усвоения материала. | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
VI. Итог урока. | Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – беседа | Закончите предложения. Главным на уроке для меня было то, что… Меня поразило на уроке, что … Теперь я буду знать, что… Я рад (а), что… Я хотел(а) бы, чтобы | Заканчивают предложения | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
VI I. Самооценка | | «5»- материал усвоен, могу объяснить другим «4»- материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания «3»- материал усвоен, но есть вопросы Выставляется итоговая оценка с комментарием. | Обучающиеся оценивают себя. | Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека |