СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия»

Предмет

Русский язык

Класс

9 «В»

Учитель

Гершен Людмила Анатольевна

Тема

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия

Педагогические цели

Способствовать формированию представления о том, что сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия имеют общее значение обусловленности; содействовать ознакомлению с признаками придаточных причины, условия; создать условия для развития умений распознавать значение указанных придаточных, ставить к ним вопросы, уточнять средства связи придаточного с главным, место придаточного по отношению к главному, определять изученные виды придаточных, отличать обозначенные виды придаточных от других видов, правильно ставить необходимые знаки препинания между частями сложноподчиненных предложений с придаточными причины, условия.

Тип и вид урока

Урок изучения нового материала

Планируемые

результаты

(предметные)

Овладевают основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными); проводят синтаксический анализ предложения, многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка

Личностные

результаты

Воспринимают русский язык как одну из основных ценностей русского народа; определяют роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка; проявляют уважительное отношение к родному языку

Ключевые

компетенции

Коммуникативная: анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю. Овладение основными видами речевой деятельности (аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом). Создание устных монологических и диалогических высказываний на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Написание сочинений различных видов. Языковая и лингвистическая (языковедческая): правильное произношение слов и интонирование предложений. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм. Употребление пунктуационных знаков. Культуроведческая компетенция: отражение в языке культуры и истории народа

Метапредметные результаты

Владеют всеми видами речевой деятельности. Аудирование и чтение: адекватно понимают информацию устного и письменного сообщения (коммуникативная установка, тема текста, основная мысль, основная и дополнительная информация); владеют разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; овладевают приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Говорение и письмо: проявляют способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме

Основное

содержание темы

Сложноподчиненные предложения со значением обусловленности с придаточными причины (потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку), условия (если, если бы, в случае если, при условии если, ежели, раз)

Характеристика основных видов деятельности

Рассказывают, что сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия имеют общее значение обусловленности. Определяют вид придаточного; составляют схемы предложений; устанавливают причинно-следственные связи между частями сложноподчиненного предложения, правильно задают вопросы и расставляют знаки препинания; определяют место придаточного по отношению к главному; перестраивают предложения. Пишут сочинения-миниатюры

Образовательные ресурсы

Презентация «Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных». URL: http://ppt4web.ru/russkijj-jazyk/slozhnopodchinjon-nye-predlozhenija- vidy-pridatochnykh-prodolzhenie-temy.html, толковый словарь, произведения А. Чехова, А. Пушкина, С. Есенина






Этапы уроков

Формы, методы,

методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

I. Оргмомент. Актуализация опорных знаний.


Фронтальная, индивидуальная формы. Словесный, практический методы. Методический прием –

- Здравствуйте, 
Слово какое чудесное, 
Красивое, доброе, чуточку нежное. 
-Здравствуйте! 
Скажем мы новому дню! 
-Здравствуйте, скажем мы нашим гостям! 
Здоровья желаем всем и всему!

Давайте пожелаем друг другу и нашим гостям здоровья, успехов, добра, составив СПП.

Проверка домашнего задания:

- В качестве домашнего задания вам необходимо было написать сочинение-миниатюру «Удивительное рядом…»

-Укажите СПП в вашей работе, определите вид придаточных, обосновав ответ.

-Посмотрите на доску. Что вы видите? (карточки с союзами и союзными словами). Снимите те, которые вам известны или встретились в ваших предложениях. Распределите их на три группы, объяснив свой выбор.

Как вы определяли группу придаточного предложения?

-Какие карточки вы не задействовали? («Если», «потому что»). Составьте с ними предложения, запишите. Ваша задача- определить вид придаточного, используя опорную схему (на экране) или алгоритм.





-Как вы думаете, над каким видом придаточных мы продолжим сегодня работать? Запишем тему урока «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия».

-Сформулируйте цель и задачи, используя слова «узнать», «понять», «научиться»

У вас есть листы самооценки на столах, где вы в процессе работы оцениваете себя.









Обучающиеся составляют предложения, озвучивают их.



Обучающиеся читают СПП, определяют их вид, обосновав свой ответ.



Распределяют союзы на три группы: СПП с придаточными изъяснительными, определительными, обстоятельственными





Группы придаточного определяются по вопросам…..

Два ученика пишут СПП на доске, остальные- в тетрадях, указывают главное и придаточное, задают вопрос, определяют средство связи (союз или союзное слово), остальные выполняют в тетради. Определяют вид придаточных.

Учащиеся формулируют тему урока, записывают ее «Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия».



цель и задачи урока.

Регулятивные: определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: используют знаково-символические средства

Личностные: концентрируются и сосредотачиваются на работе


II. Усвоение новых знаний и способов действий: сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия






Словесный, наглядный, практический методы. Методические приемы – презентация, рассказ учителя, работа со схемой, беседа,

-Обратимся к учебнику стр. 88, 91

( прочитать теоретический материал).

Выявление нового теоретического материала.

-Что вы узнали нового из теоретического материала о придаточных причины и условия?

- найдите союзы, которые вам не совсем понятны.

Два обучающихся –поиск значения союзов «ежели», «коли».

-демонстрация слайдов придаточных причины и условия (комментарий слайда обучающимися)найдите союз, которые вам не совсем понятны. Обратимся к толковому словарю.

Работа с учебным материалом стр. 88, 91; вступают в беседу.





Придаточные причины ещё отвечают на вопрос: отчего? и присоединяются к главному предложению при помощи союзов: оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку

Придаточные условия присоединяются к главному предложению при помощи союзов: если бы, при условии если, ежели (толковый словарь), раз, коли… (толковый словарь)

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с помощью учебного текста; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют анализ, сравнение, делают выводы; структурируют учебный материал

III. Применение знаний

и способов действий


























индивидуальная формы. Словесный, практический.Методические приемы –упражнение

-Приступаем к практической части по закреплению новой темы, с целью обучения разграничению придаточных причины и условия, нахождению средств связи в СПП.

-Вызывает 2 учеников к доске, выполнять по 1 предложению из названных упражнений:

упр. 131 – предложение 1,

упр. 138- предложение 1

-Сравните предложения. Посмотрите на место придаточного в этих предложениях .

-Можно ли придаточное переставить?

-Вывод.

-Продолжим работу над упражнениями 131, 138 - в парах сменного состава:

1 вариант - предложения №2 упр. 131, 138 ,

2 вариант – предложения №3 упр. 131, 138.

-Чему вы научились при выполнении упражнений?

-Ребята, у кого возникли трудности в определении вида придаточных, в нахождении средств связи?

Назначить тьютора для помощи группы учеников, которые продолжают выполнять дальше эти упражнения 131, 138 (группа 1).





-Проверка работы по карточкам, взаимопроверка.-







Проектирование на слайде- история союза «ибо», пример использования в литературе.

- чему вы научились при работе с упражнениями 131, 138, карточкой?

Два человека у доски, остальные по вариантам в тетрадях

1 вариант - упр. 131 (предложение 1)

2 вариант - упр. 138 (предложение 1)

Объяснение учащихся, выполнявших работу на доске, остальные проверяют свои записи в тетрадях (повторение - упр 131-составное именное сказуемое, упр 138- прием инверсия) .





-Придаточные причины переставить нельзя. Придаточное условия- можно.

Работа в парах сменного состава (проговаривают выполнения работы):







Научились отличать придаточные причины и условия с помощью вопросов и союзов. Также вспомнили составные именные сказуемые, художественный приём – инверсия.

Остальные выполняют задание по карточке ( уровень сложности- «5»- «4» , «3»:

Записать предложения, расставить знаки препинания, определить вид придаточного, средство связи. Составить схему СПП. – 2 чел. у доски /(на оборотной стороне).

Прошу имени моего не упоминать ибо я весьма уважаю и люблю сочинителей. (А. С. Пушкин)

Оттого и дороги мне люди что живут со мною на земле. (С. А. Есенин) 

Я послал бы Вам даже солнце если бы оно принадлежало мне. (А. П.Чехов.)

Взаимопроверка по схемам.

Толкование слова «ибо» - работа с толковым словарем

Мы научились отличать придаточные причины и условия с помощью вопросов и союзов, выделять запятыми придаточную часть,

Личностные: самопроверка и взаимопроверка

регулятивные : контроль, оценка,

коррекция ; познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Индивидуальная форма. Практический, словесный методы.

-Ребята, сравните предложения:

Занятие кружка не состоялось из-за болезни руководителя.- Занятие кружка не состоялось, потому что заболел руководитель.

Упр. 132 : предложения 1 и 2 выполняют устно в парах, проверка ; предложения 3 и 4 письменно по вариантам- у доски 2 человека.

При выполнении упр. 132 что вы узнали нового о придаточных причины?

Сравнивают, делают вывод о синонимичности предложений.





Выполняют в парах упр. 132

Объясняют 2 ученика, остальные проверяют.



Придаточные причины могут быть преобразованы из простых предложений с обстоятельствами причины, с обособленными определениями, обстоятельствами.

Личностные: концентрируются и сосредотачиваются на работе

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; контролируют действия партнеров

IV. Закрепление знаний
и способов действий

Коллективная, индивидуальная формы. Методические приемы – упражнение, беседа

  1. Комплексная работа с текстом- (работа в группах) Организует работу: определение основной мысли текста; списывание, постановка знаков препинания; графическое объяснение постановки знаков препинания. Комментирует задания






Выполняют задания в группах, объясняя правильность выполнения задания друг другу. Определяют тему и основную мысль текста. Выписывают СПП, расставляя знаки препинания. Указывают вид СПП, союз. Устно объясняют постановку знаков препинания.

Обучающиеся озвучивают выполненную работу из нескольких групп согласно заданию.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения
задач.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

V. Информация о домашнем задании.


Словесный метод. Методический прием – сообщение
учителя

Задание на дом (по выбору):

Чтобы упрочить ваши знания, даю домашнее задание:

  1. Стр. 92, задание 139

  2. Выпишите из учебников других предметов СПП с придаточными условия и причины- по 3 предложения каждого вида, составьте схемы.

  3. Выпишите из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» СПП с придаточными условия и причины- по 3 предложения каждого вида, составьте схемы

Выбирают задание с учётом уровня усвоения материала.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

VI. Итог урока.

Фронтальная форма. Словесный метод. Методический прием – беседа


Закончите предложения.

Главным на уроке для меня было то, что…

Меня поразило на уроке, что …

Теперь я буду знать, что…

Я рад (а), что…

Я хотел(а) бы, чтобы

Заканчивают предложения

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

VI I. Самооценка


«5»- материал усвоен, могу объяснить другим

«4»- материал усвоен, готов к выполнению домашнего задания

«3»- материал усвоен, но есть вопросы

Выставляется итоговая оценка с комментарием.

Обучающиеся оценивают себя.

Регулятивные:

анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение
человека






11