Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными условными
Цели урока:
1.Показать особенности СПП с придаточными условными; научить различать придаточные условия от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
2.Формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развивать навыки
исследовательской деятельности.
3.Воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.
Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Оборудование урока:
Ход урока
I. Оргмомент.
II Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
1. Начнем наш урок с орфоэпической разминки:
Спишите, расставьте ударение:
Звонят, углубить, свекла, свекольный, жалюзи, баловать, еретик, дремота.
Еретик-тот, кто решительно отступает общепринятых взглядов, норм, правил.
(Проверка по цепочке)
2.Опрос теории по теме СПП.
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия)
- На какие основные группы по значению они делятся?
- Какие из них мы изучаем сейчас?
- Какие виды обстоятельственных придаточных мы уже знаем?
III Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем изучать СПП с придаточными условия, или условными. Запишите тему.
Работа с текстом.
Прочитайте текст и выполните задания
(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?
(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...
(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.
(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.
(По Е.Носову)
Задания:
Определите тему и основную мысль. (Тема – малая родина,
основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)
Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.
Окоем- горизонт, обиталище – жилище, чадо - ребенок
3. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных
6, 10, 12, 15
4.Напишите, какое средство выразительности используется в выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6).
Запишем следующее предложение и так же его разберем
1. Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
(М.Джалиль)
2. Если сохранится такая же погода, мы продолжим путь в горы.
Савельич мало-помалу успокоился, хотя всё ещё изредка ворчал про себя.
СПП с придаточными условия называются такие, СПП, в которых придаточная часть относится ко всей главной, обозначает условие, при котором становится возможным или совершается действие в главной части.,
Отвечает на вопросы при каком условии? В каком случае? И присоединяется к главной части при помощи союзов если, коли, коль
Средства связи: если, если бы, в том случае если, при условии, если.., при условии, что.., когда (= если), раз
2.Цифровой диктант
Укажите номера СПП предложений
1.Там где есть герои, земля цветёт.
2.Когда все спали, я должен был приготовить мастерам самовар.
3.Старшой забрался на нары, забился в угол, натянул на себя одеяло.
4.Она стояла на крыльце, и сошла в аллею нерешительно.
5.Но вот дверь, из которой на мгновенье упала в темный двор полоса света, мягко захлопнулась.
6.Месяц, месяц, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.
7.Стало слышно, как под ногами шедшего шуршали трава и потрескивал бурьян.
Ответы: 1, 2, 5, 7.
3.Составьте схемы предложений.
1. Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца. (Раз ), [то ],
2.Когда мы приблизились, башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачеву. (Когда ), [ ].
3.Андрей принес две пары лыж, и пока Оля переодевалась в доме, они походили по саду. [ ], и пока ( ), [ ].
Итог урока.
- С какими предложениями познакомились на уроке?
- Почему их так назвали?
- На что указывают придаточные условия?
- При помощи чего присоединяются к главному предложению?
Домашнее задание.
Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с условными придаточными.
Прочитайте текст и выполните задания
(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?
(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...
(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.
(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.
(По Е.Носову)
Задания:
Определите тему и основную мысль.
Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.
3. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных
4.Напишите, какое средство выразительности используется в выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6).
Прочитайте текст и выполните задания
(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?
(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.
(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...
(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.
(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.
(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.
(По Е.Носову)
Задания:
Определите тему и основную мысль.
Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.
3. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных
4.Напишите, какое средство выразительности используется в выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6).