СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными условными

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать особенности СПП с придаточными условными.

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными условными»

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными условными


Цели урока:

1.Показать особенности СПП с придаточными условными; научить различать придаточные условия от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

2.Формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность; развивать навыки

исследовательской деятельности.

3.Воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Оборудование урока:

Ход урока

I. Оргмомент.

II Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

1. Начнем наш урок с орфоэпической разминки:

Спишите, расставьте ударение:

Звонят, углубить, свекла, свекольный, жалюзи, баловать, еретик, дремота.

Еретик-тот, кто решительно отступает общепринятых взглядов, норм, правил.

(Проверка по цепочке)

2.Опрос теории по теме СПП.

- Какие предложения называются сложноподчиненными?

(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия)

- На какие основные группы по значению они делятся?

- Какие из них мы изучаем сейчас?

- Какие виды обстоятельственных придаточных мы уже знаем?

III Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы будем изучать СПП с придаточными условия, или условными. Запишите тему.

  1. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчи­шеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликова­ла от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока нач­нет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и поне­сет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.

(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль. (Тема – малая родина,

основная мысль: Малая родина – окоем нашего детства.)

  1. Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

Окоем- горизонт, обиталище – жилище, чадо - ребенок

3. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

6, 10, 12, 15

4.Напишите, какое средство выразительности используется в выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6).

Запишем следующее предложение и так же его разберем

1. Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит.

(М.Джалиль)

2. Если сохранится такая же погода, мы продолжим путь в горы.

  1. Савельич мало-помалу успокоился, хотя всё ещё изредка ворчал про себя.

СПП с придаточными условия называются такие, СПП, в которых придаточная часть относится ко всей главной, обозначает условие, при котором становится возможным или совершается действие в главной части.,

Отвечает на вопросы при каком условии? В каком случае? И присоединяется к главной части при помощи союзов если, коли, коль

Средства связи: если, если бы, в том случае если, при условии, если.., при условии, что.., когда (= если), раз

2.Цифровой диктант

Укажите номера СПП предложений

1.Там где есть герои, земля цветёт.

2.Когда все спали, я должен был приготовить мастерам самовар.

3.Старшой забрался на нары, забился в угол, натянул на себя одеяло.

4.Она стояла на крыльце, и сошла в аллею нерешительно.

5.Но вот дверь, из которой на мгновенье упала в темный двор полоса света, мягко захлопнулась.

6.Месяц, месяц, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

7.Стало слышно, как под ногами шедшего шуршали трава и потрескивал бурьян.

Ответы: 1, 2, 5, 7.

3.Составьте схемы предложений.

1. Раз мы начали говорить, то лучше договорить всё до конца. (Раз ), [то ],

2.Когда мы приблизились, башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачеву. (Когда ), [ ].

3.Андрей принес две пары лыж, и пока Оля переодевалась в доме, они походили по саду. [ ], и пока ( ), [ ].

Итог урока.

- С какими предложениями познакомились на уроке?

- Почему их так назвали?

- На что указывают придаточные условия?

- При помощи чего присоединяются к главному предложению?

Домашнее задание.

Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с условными придаточными.













































Прочитайте текст и выполните задания

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчи­шеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликова­ла от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока нач­нет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и поне­сет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.

(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль.

  2. Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

3. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

4.Напишите, какое средство выразительности используется в выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6).



Прочитайте текст и выполните задания

(1) Вот пишут: «Малая родина...». (2) Но что это такое? (3) Где ее границы? (4) Как исчислить, измерить, обскакать?

(5) По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. (6) Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчи­шеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

(7) Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликова­ла от счастья жить на земле. (8) Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение...

(9)Тихая деревенская улица. (10)Под гору сбегает колхозный сад, в сумерках которого гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. (11)За околицей - машинный двор. (12)Если пробраться туда тайком, можно посидеть в машине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повдыхать запах наработавшегося мотора.

(13) И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки.

(14) Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. (15)Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока нач­нет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и поне­сет к постели, как с поля боя уносит пострадавшего сестра милосердия.

(По Е.Носову)

Задания:

  1. Определите тему и основную мысль.

  2. Найдите в тексте устаревшие слова, подберите к ним синонимы.

3. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных

4.Напишите, какое средство выразительности используется в выражении «под чашей лазурного неба» (предложение 6).