СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчинённое предложение с придаточной частью уступки

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчинённое предложение с придаточной частью уступки»

Сложноподчинённое предложение с придаточной частью уступки


Придаточная часть уступки отвечает на вопрос не смотря на что? и присоединяется к главной при помощи союзов хотя (хоть); несмотря на то, что, например: Несмот­ря на то, что время меняет традиции, они не ушли от нас окончательно; Хотя узор по ганчу выполнен традиционно, он радует глаз.

Предтекстовые задания

1. Ознакомьтесь с комментарием к словам.

Регион — mintaqa, viloyat; кружево — to'r; непревзойдённый —

tengi yo'q, eng yaxshi; карниз — parda osib qo'yiladigan moslama; колонна — ustun, saf; стремление — intilish, niyat, tilak; прохла­да— salqin, shabada; восторг — zo'r zavq, shodlik; приглашать — taklif qilmoq; резать — kesmoq, o'yib naqsh solmoq; напоминать — eslatmoq, ko'rinmoq; уровень — past-balandlik darajasi.

2. Определите значение слова поразить в данных предложениях.

    1. Талантливый узбекский резчик по дереву поразил францу­зов.

    2. Амир Темур поразил врагов.

    3. Слушайте слова и повторяйте их в паузах. Следите за правильным произношением.

Деревянный, ковроткачество, гончарный, тщательно, хорезмс­кий, тончайшие, художественный.

    1. Прочитайте текст. Скажите, что нового вы узнали о резьбе по ганчу и дереву. Придумайте яркий заголовок к тексту.



РЕЗЬБА ПО ГАНЧУ И ДЕРЕВУ



Названия многих регионов Узбекистана связаны с бытующими здесь ремёслами. Риштан, Шахрисабз издавна славились как цент­ры керамики. Хотя в других местах тоже было много умельцев, Бухаре не было равных в искусстве золотого шитья и резьбы по ганчу. В Хорезме, помимо ковроткачества и гончарного промысла, были сильны традиции деревянного зодчества.

Сейчас резьба по ганчу очень популярна как украшение инте­рьера. Изделия ганчкоров используются в отделке домов. Это изящ­ные карнизы, небольшие колонны, детали в виде кружева. Поде­лок из ганча можно встретить достаточно. А вот настоящую рабо­ту, сделанную по всем правилам ремесла, отыскать нелегко.

Современные мастера тщательно изучают наследие известных бухарских ганчкоров. В особенности — непревзойдённого мастера художественной резьбы по ганчу усто Ширин Мурадова. Несмотря на то, что мастера давно уже нет, добрая память о нём жива. Каждая его работа заставляет замирать от восторга. Узоры, выпол­ненные им, прекрасны. Кажется, что их создала сама Природа.

Резьба по дереву издавна широко использовалась в оформле­нии мечетей, медресе, надгробий. С особым наслаждением мастера оформляли резьбой двери. Узор на дверях имел особый смысл. Он рассказывал о природе края, приглашал отдохнуть в прохладе оазиса.

Сегодня, чтобы познакомиться с работами узбекских резчи­ков, не обязательно идти в музей. Резьба по дереву всегда украша­ла дома. В орнаменте мастера выражали стремление людей к пре­красному. Резьба по дереву украшает архитектурные строения Таш­кента, Карши, Паркента.

Искусство резьбы по дереву в Хорезме всегда славилось высо­ким уровнем. Хорезмская резьба отличается сложным раститель­ным орнаментом. Хорезмские резчики братья Джуманиязовы изве­стны даже во Франции. По заказу бывшего президента Франции Франсуа Миттерана они сделали резную дверь. Джуманиязовых считают продолжателями традиций непревзойдённого резчика по дереву Ата Палвана. Это он в 1937 году на Всемирной выставке в Париже поразил всех своей колонной, за которую получил золо­тую медаль. Хотя колонна сделана из дерева, её узоры напоминают тончайшее кружево. Она сделана в лучших традициях хивинской резьбы.

Наследие великих мастеров прошлого является не только пред­метом восхищения. Оно было и будет источником знаний для нынешнего и будущих поколений народных мастеров.

(По Н. Гребенюк)

Предтекстовые задания

1. Ответьте на вопросы. .

      1. Названия каких городов связаны с ремёслами?

      2. Где сейчас используются изделия ганчкоров?

      3. Как звали непревзойдённого мастера по ганчу?

      4. Где применяется резьба по дереву?

      5. О чём рассказывал узор на дверях?

      6. Почему не обязательно идти в музей, чтобы познакомиться с изделиями резчиков?

      7. Чем отличается хорезмская резьба?

      8. За что и когда Ата Палван получил золотую медаль?

        1. Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.

        2. Выпишите из текста сложноподчинённые предложения с прида­точной частью уступки.

        3. В данном предложении выделите союз. Задайте вопрос к прида­точной части. Определите её место.

Хотя колонна сделана из дерева, её узоры напоминают тончай­шее кружево.

        1. Объясните смысл данных предложений.

          1. Каждая работа Усто Ширина заставляет замирать от восторга.

          2. Наследие мастеров было и будет источником знаний для нынешних и будущих мастеров.

        2. Составьте диалог на основе текста.

        3. Составьте тезисный план к тексту.

8. Представьте себя в роли экскурсовода. Перескажите текст от его имени.

Упражнение 1. Перепишите предложения. Определите тип прида­точных. Задайте к ним вопросы. Выделите сложноподчинённое предло­жение с придаточной частью уступки.

1. Чинара — любимый материал зодчих. 2. Известно, что чинара на Востоке всегда считалась священным деревом. 3. Резчики рас­сказали нам, что дверь на Востоке издавна считалась визитной карточкой хозяина. 4. Дверь украшалась богатой резьбой и драго­ценными камнями, потому что по ней судили о благосостоянии семьи. 5. Работа ташкентского резчика Файзуллаева, хотя он ещё молод, поражает своей гармонией.

Упражнение 2. Объясните, как вы понимаете данное высказыва­ние Ата Палвана. Как оно характеризует выдающегося резчика?

Настоящее чудо может сотворить только мастер, наделённый воображением поэта и чувством ритма музыканта.

Упражнение 3. Прослушайте без опоры на текст заповеди масте­ров-резчиков. Согласны ли вы с ними? Какие из них вы можете приме­нить к себе?

          1. Работать надо так, чтобы душа пела.

          2. Главный враг мастера — гордыня. Нельзя считать, что ты постиг ремесло в совершенстве. Кто так считает, останавливается в пути.

Упражнение 4 (взаимодиктант). Продиктуйте текст сокурснику. За­тем под его диктовку сами запишите текст. Сверьте написанное. Выдели­те придаточную часть уступки.

УСТО ШИРИН



Имя зодчего и мастера резьбы по ганчу Усто Ширина навеки осталось в его уникальных творениях. Он украшал лепкой дома в Бухаре. Несмотря на то, что прошёл целый век, его работы до сих пор поражают людей. Пятнадцать лет работал великий ганчкор на строительстве дворцов в Кермине и Шахрисабзе.

Усто Ширин одел в кружево из ганча всемирно известный дворец Ситораи Мохи Хосса. Хотя мастер жил в Бухаре, он много сделал как реставратор медресе и мечетей в Хиве, Карши, Самар­канде.

Даже если бы он украсил только дворец Ситораи Мохи Хосса, люди славили бы его имя вечно.

(По О. Кружилиной)



Упражнение 5. Прочитайте восьмистишье, которое всю жизнь цитировал Усто Ширин. Скажите, почему. Составьте диалог на его ос­нове.

Я — школяр в этом лучшем из лучших миров.

Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!

До седин я у жизни хожу в подмастерьях.

Всё ещё не зачислен в разряд мастеров.

(О. Хайям)



Упражнение 6. Прочитайте русские пословицы. Объясните их смысл. Выучите понравившиеся пословицы.

1. Худое ремесло лучше хорошего воровства. 2. С ремеслом и увечный хлеба добудет. 3. Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом. 4. Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в ссоре.

Упражнение 7. Познакомьтесь со следующим высказыванием.

В том доме, где есть искусство резьбы или росписи, постоянно обитает радость, и туда не придут ни скука, ни глупость. И тот, кто живёт в нём, крепче любит свой дом, свой народ, свою родину.

(Усто Ширин)

Упражнение 8. Напишите сочинение на тему «Резьба по ганчу и дереву», используя сложноподчинённые предложения с придаточной частью уступки.


КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

1. Какое из предложений сложноподчинённое?

A) Чтобы много знать, нужно много читать.

Б) Наступил вечер, и на небе загорелись звёзды.

В) Мастер работает, напевая песню.

2.На какой вопрос отвечает придаточная часть образа действия?

А)что? Б) где? В)как?

3. Вставьте пропущенный союз.

И долго буду тем любезен я народу, ... чувства добрые я лирой пробуж­дал.

А)хотя; Б) когда; В)который; Г) что.

4. Какой союз пропущен?

...концерт закончился, мы сразу поехали домой.

А)прежде чем;

Б) как только;

В) если.

5. Определите тип придаточной части.

Занимайтесь спортом, если хотите быть сильными.

А) образа действия;

Б) места;

В) условия.

6. Закончите предложение.

Как легко проходят облака...

А) так уйдёт твоя тоска;

Б) мы остались здесь;

В) дать надежду.

7. На какой вопрос отвечает придаточная часть цели?

А) кто? Б) зачем? В)почему? Г) откуда?

8.Укажите сложноподчинённое предложение с придаточной частью причины.

А)Спасибо, что нас не забываете;

Б) Если мы сплотимся, то победим;

В) Я проснулся, потому что замёрз.

9. Определите уступительный союз.

А) будто; Б) чтобы; В) хотя.

10. Найдите бессоюзное сложное предложение.

А) Молчание — золото;

Б) Лето припасает — зима поедает;

В) Жить — родине служить.