Сложноподчинённое предложение с придаточной частью уступки
Придаточная часть уступки отвечает на вопрос не смотря на что? и присоединяется к главной при помощи союзов хотя (хоть); несмотря на то, что, например: Несмотря на то, что время меняет традиции, они не ушли от нас окончательно; Хотя узор по ганчу выполнен традиционно, он радует глаз.
Предтекстовые задания
1. Ознакомьтесь с комментарием к словам.
Регион — mintaqa, viloyat; кружево — to'r; непревзойдённый —
tengi yo'q, eng yaxshi; карниз — parda osib qo'yiladigan moslama; колонна — ustun, saf; стремление — intilish, niyat, tilak; прохлада— salqin, shabada; восторг — zo'r zavq, shodlik; приглашать — taklif qilmoq; резать — kesmoq, o'yib naqsh solmoq; напоминать — eslatmoq, ko'rinmoq; уровень — past-balandlik darajasi.
2. Определите значение слова поразить в данных предложениях.
Талантливый узбекский резчик по дереву поразил французов.
Амир Темур поразил врагов.
Слушайте слова и повторяйте их в паузах. Следите за правильным произношением.
Деревянный, ковроткачество, гончарный, тщательно, хорезмский, тончайшие, художественный.
РЕЗЬБА ПО ГАНЧУ И ДЕРЕВУ
Названия многих регионов Узбекистана связаны с бытующими здесь ремёслами. Риштан, Шахрисабз издавна славились как центры керамики. Хотя в других местах тоже было много умельцев, Бухаре не было равных в искусстве золотого шитья и резьбы по ганчу. В Хорезме, помимо ковроткачества и гончарного промысла, были сильны традиции деревянного зодчества.
Сейчас резьба по ганчу очень популярна как украшение интерьера. Изделия ганчкоров используются в отделке домов. Это изящные карнизы, небольшие колонны, детали в виде кружева. Поделок из ганча можно встретить достаточно. А вот настоящую работу, сделанную по всем правилам ремесла, отыскать нелегко.
Современные мастера тщательно изучают наследие известных бухарских ганчкоров. В особенности — непревзойдённого мастера художественной резьбы по ганчу усто Ширин Мурадова. Несмотря на то, что мастера давно уже нет, добрая память о нём жива. Каждая его работа заставляет замирать от восторга. Узоры, выполненные им, прекрасны. Кажется, что их создала сама Природа.
Резьба по дереву издавна широко использовалась в оформлении мечетей, медресе, надгробий. С особым наслаждением мастера оформляли резьбой двери. Узор на дверях имел особый смысл. Он рассказывал о природе края, приглашал отдохнуть в прохладе оазиса.
Сегодня, чтобы познакомиться с работами узбекских резчиков, не обязательно идти в музей. Резьба по дереву всегда украшала дома. В орнаменте мастера выражали стремление людей к прекрасному. Резьба по дереву украшает архитектурные строения Ташкента, Карши, Паркента.
Искусство резьбы по дереву в Хорезме всегда славилось высоким уровнем. Хорезмская резьба отличается сложным растительным орнаментом. Хорезмские резчики братья Джуманиязовы известны даже во Франции. По заказу бывшего президента Франции Франсуа Миттерана они сделали резную дверь. Джуманиязовых считают продолжателями традиций непревзойдённого резчика по дереву Ата Палвана. Это он в 1937 году на Всемирной выставке в Париже поразил всех своей колонной, за которую получил золотую медаль. Хотя колонна сделана из дерева, её узоры напоминают тончайшее кружево. Она сделана в лучших традициях хивинской резьбы.
Наследие великих мастеров прошлого является не только предметом восхищения. Оно было и будет источником знаний для нынешнего и будущих поколений народных мастеров.
(По Н. Гребенюк)
Предтекстовые задания
1. Ответьте на вопросы. .
Названия каких городов связаны с ремёслами?
Где сейчас используются изделия ганчкоров?
Как звали непревзойдённого мастера по ганчу?
Где применяется резьба по дереву?
О чём рассказывал узор на дверях?
Почему не обязательно идти в музей, чтобы познакомиться с изделиями резчиков?
Чем отличается хорезмская резьба?
За что и когда Ата Палван получил золотую медаль?
Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.
Выпишите из текста сложноподчинённые предложения с придаточной частью уступки.
В данном предложении выделите союз. Задайте вопрос к придаточной части. Определите её место.
Хотя колонна сделана из дерева, её узоры напоминают тончайшее кружево.
Объясните смысл данных предложений.
Каждая работа Усто Ширина заставляет замирать от восторга.
Наследие мастеров было и будет источником знаний для нынешних и будущих мастеров.
Составьте диалог на основе текста.
Составьте тезисный план к тексту.
8. Представьте себя в роли экскурсовода. Перескажите текст от его имени.
Упражнение 1. Перепишите предложения. Определите тип придаточных. Задайте к ним вопросы. Выделите сложноподчинённое предложение с придаточной частью уступки.
1. Чинара — любимый материал зодчих. 2. Известно, что чинара на Востоке всегда считалась священным деревом. 3. Резчики рассказали нам, что дверь на Востоке издавна считалась визитной карточкой хозяина. 4. Дверь украшалась богатой резьбой и драгоценными камнями, потому что по ней судили о благосостоянии семьи. 5. Работа ташкентского резчика Файзуллаева, хотя он ещё молод, поражает своей гармонией.
Упражнение 2. Объясните, как вы понимаете данное высказывание Ата Палвана. Как оно характеризует выдающегося резчика?
Настоящее чудо может сотворить только мастер, наделённый воображением поэта и чувством ритма музыканта.
Упражнение 3. Прослушайте без опоры на текст заповеди мастеров-резчиков. Согласны ли вы с ними? Какие из них вы можете применить к себе?
Работать надо так, чтобы душа пела.
Главный враг мастера — гордыня. Нельзя считать, что ты постиг ремесло в совершенстве. Кто так считает, останавливается в пути.
Упражнение 4 (взаимодиктант). Продиктуйте текст сокурснику. Затем под его диктовку сами запишите текст. Сверьте написанное. Выделите придаточную часть уступки.
УСТО ШИРИН
Имя зодчего и мастера резьбы по ганчу Усто Ширина навеки осталось в его уникальных творениях. Он украшал лепкой дома в Бухаре. Несмотря на то, что прошёл целый век, его работы до сих пор поражают людей. Пятнадцать лет работал великий ганчкор на строительстве дворцов в Кермине и Шахрисабзе.
Усто Ширин одел в кружево из ганча всемирно известный дворец Ситораи Мохи Хосса. Хотя мастер жил в Бухаре, он много сделал как реставратор медресе и мечетей в Хиве, Карши, Самарканде.
Даже если бы он украсил только дворец Ситораи Мохи Хосса, люди славили бы его имя вечно.
(По О. Кружилиной)
Упражнение 5. Прочитайте восьмистишье, которое всю жизнь цитировал Усто Ширин. Скажите, почему. Составьте диалог на его основе.
Я — школяр в этом лучшем из лучших миров.
Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!
До седин я у жизни хожу в подмастерьях.
Всё ещё не зачислен в разряд мастеров.
(О. Хайям)
Упражнение 6. Прочитайте русские пословицы. Объясните их смысл. Выучите понравившиеся пословицы.
1. Худое ремесло лучше хорошего воровства. 2. С ремеслом и увечный хлеба добудет. 3. Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом. 4. Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в ссоре.
Упражнение 7. Познакомьтесь со следующим высказыванием.
В том доме, где есть искусство резьбы или росписи, постоянно обитает радость, и туда не придут ни скука, ни глупость. И тот, кто живёт в нём, крепче любит свой дом, свой народ, свою родину.
(Усто Ширин)
Упражнение 8. Напишите сочинение на тему «Резьба по ганчу и дереву», используя сложноподчинённые предложения с придаточной частью уступки.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ
1. Какое из предложений сложноподчинённое?
A) Чтобы много знать, нужно много читать.
Б) Наступил вечер, и на небе загорелись звёзды.
В) Мастер работает, напевая песню.
2.На какой вопрос отвечает придаточная часть образа действия?
А)что? Б) где? В)как?
3. Вставьте пропущенный союз.
И долго буду тем любезен я народу, ... чувства добрые я лирой пробуждал.
А)хотя; Б) когда; В)который; Г) что.
4. Какой союз пропущен?
...концерт закончился, мы сразу поехали домой.
А)прежде чем;
Б) как только;
В) если.
5. Определите тип придаточной части.
Занимайтесь спортом, если хотите быть сильными.
А) образа действия;
Б) места;
В) условия.
6. Закончите предложение.
Как легко проходят облака...
А) так уйдёт твоя тоска;
Б) мы остались здесь;
В) дать надежду.
7. На какой вопрос отвечает придаточная часть цели?
А) кто? Б) зачем? В)почему? Г) откуда?
8.Укажите сложноподчинённое предложение с придаточной частью причины.
А)Спасибо, что нас не забываете;
Б) Если мы сплотимся, то победим;
В) Я проснулся, потому что замёрз.
9. Определите уступительный союз.
А) будто; Б) чтобы; В) хотя.
10. Найдите бессоюзное сложное предложение.
А) Молчание — золото;
Б) Лето припасает — зима поедает;
В) Жить — родине служить.