Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными/места, времени, сравнения, образа действия, меры и степени/
Вариант 1
1. Выпишите предложение с обстоятельственным придаточным места/составьте схему, надпишите вопрос:
1) Весь следующий день Сенька просидел у входа в палатку и смотрел туда, где рвутся бомбы. (В. Некрасов)
2) Рота, где служил Рябинкин, заняла оборону на обширной заболоченной пойме. (В. Кожевников)
3) В избе, куда их пустили пообедать, было сорно и душно, пахло хлебом и шинкованной капустой. (А. Фадеев)
4) Миша выскакивал на берег и в бинокль смотрел, где лодочник. (А. Рыбаков)
2. Выпишите предложение с обстоятельственным придаточным сравнения/ составьте схему, надпишите вопрос :
1) Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)
2) Левинсон, как ни крепко он спал, услышав свою фамилию, тотчас же открыл глаза и сел. (А. Фадеев)
3) Федька видел, как с неудержимой силой на них из темноты летел высокий нос парохода, не замечая их, направляясь в самую середину судна. (Б. Житков)
4) Кустарник зашумел, будто рой пчел зажужжал над ветками. (А. Ананьев)
3. Выпишите предложение с обстоятельственным придаточным образа действия/ составьте схему, надпишите вопрос : :
1) Чаще стали слышны удары, будто гром катился раскатами. (И. Чесноков)
2) Петр завистливо крякнул, присматриваясь ко всему, что окружало его.
3) С мужем она обращалась так, как будто была старше и знала себя умнее его.
4) Незнакомец начал говорить, хотя своего имени и прошлого он еще не мог вспомнить. (А. Беляев)
4. Выпишите предложение с обстоятельственным придаточным образа действия/подчеркните грамматические основы :
1) Ока вздулась и потемнела от осеннего паводка, хотя по ней еще шустро бегали последние катера.
2) Лишь только Иван Яковлевич уходит из дому, женский персонал приступает к готовке несложного обеда, мелкой стирке тут же на кухне, починке носильного белья и платья. (Л.Чарская)
3) Вероятно, ни один спектакль не дал столько наслаждения жителю большого города, сколько дало островитянам зрелище этих разбитых, искалеченных кораблей. (А. Беляев)
4) Герасимов так глянул на своего подкормщика, что тот пожалел о заданном вопросе. (И.Чесноков)
5. Выпишите предложение с обстоятельственным придаточным образа действия и степени/ подчеркните грамматические основы:
1) Это была очень странная музыка, где каждый играл песнь своей родины, стараясь перекричать других.
2) Картина так дисгармонична, что от нее рябит в глазах. (Ю. Домбровский)
3) Переменившийся ветер застилал пароход густым слоем дыма, так что трудно было дышать. (А. Беляев)
4) Ихтиандр часто пользуется этими течениями, когда ему нужно долго плыть вдоль берега. (А. Беляев)
6.Выпишите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
1) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
2) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
7. Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.
На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов (Паустовский).
8.Выпишите предложение, которое является простым со сравнительным оборотом?
1) Стало мне вдруг хорошо на душе как будто детство мое вернулось (Арсеньев).
2) Смутно белели старые березы по сторонам шоссе будто их стволы просыпало снегом (Сергеев-Ценский).
3) Ленивый гром потягивался за горизонтом как заспанный силач и распрямлял плечи нехотя потряхивая землю (Арсеньев).
9. В каком предложении сравнительный оборот не выделяется запятой? Выпишите его, подчеркните грамматическую основу.
И стоят за дубравами сетками словно нечисть лесная пеньки.
На золотеющем краю неба горела как капля серебряной воды последняя звезда (Паустовский).
3) Кавказ был весь как на ладони (Паустовский).
10. Выберите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
(2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться.
Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
(2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания.
Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
(2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.
Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
(5) Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.
Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.
(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил.
Предложение 1 сложноподчинённое.
3) Переменившийся ветер застилал пароход густым слоем дыма, так что трудно было дышать. (А. Беляев)
4) Ихтиандр часто пользуется этими течениями, когда ему нужно долго плыть вдоль берега. (А. Беляев)
6.Выпишите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
1) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
2) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
7. Запишите предложение, выполните синтаксический разбор.
На мысе, над морем, белел песок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов (Паустовский).
8.Выпишите предложение, которое является простым со сравнительным оборотом?
1) Стало мне вдруг хорошо на душе как будто детство мое вернулось (Арсеньев).
2) Смутно белели старые березы по сторонам шоссе будто их стволы просыпало снегом (Сергеев-Ценский).
3) Ленивый гром потягивался за горизонтом как заспанный силач и распрямлял плечи нехотя потряхивая землю (Арсеньев).
9. В каком предложении сравнительный оборот не выделяется запятой? Выпишите его, подчеркните грамматическую основу.
И стоят за дубравами сетками словно нечисть лесная пеньки.
На золотеющем краю неба горела как капля серебряной воды последняя звезда (Паустовский).
3) Кавказ был весь как на ладони (Паустовский).
10. варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
(2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться.
Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
(2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания.
Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
(2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно.
Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
(5) Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.
Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.
(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил.
Предложение 1 сложноподчинённое.
Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными/места, времени, сравнения, образа действия, меры и степени/
Вариант 1
1. Выпишите предложение с обстоятельственным придаточным места/составьте схему, надпишите вопрос:
1) Весь следующий день Сенька просидел у входа в палатку и смотрел туда, где рвутся бомбы. (В. Некрасов)
2) Рота, где служил Рябинкин, заняла оборону на обширной заболоченной пойме. (В. Кожевников)
3) В избе, куда их пустили пообедать, было сорно и душно, пахло хлебом и шинкованной капустой. (А. Фадеев)
4) Миша выскакивал на берег и в бинокль смотрел, где лодочник. (А. Рыбаков)
2. Выпишите предложение с обстоятельственным придаточным сравнения/ составьте схему, надпишите вопрос :
1) Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)
2) Левинсон, как ни крепко он спал, услышав свою фамилию, тотчас же открыл глаза и сел. (А. Фадеев)
3) Федька видел, как с неудержимой силой на них из темноты летел высокий нос парохода, не замечая их, направляясь в самую середину судна. (Б. Житков)
4) Кустарник зашумел, будто рой пчел зажужжал над ветками. (А. Ананьев)
3. Выпишите предложение с обстоятельственным придаточным образа действия/ составьте схему, надпишите вопрос : :
1) Чаще стали слышны удары, будто гром катился раскатами. (И. Чесноков)
2) Петр завистливо крякнул, присматриваясь ко всему, что окружало его.
3) С мужем она обращалась так, как будто была старше и знала себя умнее его.
4) Незнакомец начал говорить, хотя своего имени и прошлого он еще не мог вспомнить. (А. Беляев)
4. Выпишите предложение с обстоятельственным придаточным образа действия/подчеркните грамматические основы :
1) Ока вздулась и потемнела от осеннего паводка, хотя по ней еще шустро бегали последние катера.
2) Лишь только Иван Яковлевич уходит из дому, женский персонал приступает к готовке несложного обеда, мелкой стирке тут же на кухне, починке носильного белья и платья. (Л.Чарская)
3) Вероятно, ни один спектакль не дал столько наслаждения жителю большого города, сколько дало островитянам зрелище этих разбитых, искалеченных кораблей. (А. Беляев)
4) Герасимов так глянул на своего подкормщика, что тот пожалел о заданном вопросе. (И.Чесноков)
5. Выпишите предложение с обстоятельственным придаточным образа действия и степени/ подчеркните грамматические основы:
1) Это была очень странная музыка, где каждый играл песнь своей родины, стараясь перекричать других.
2) Картина так дисгармонична, что от нее рябит в глазах. (Ю. Домбровский)
Ответы
Задание | Ответ |
1 | 1 |
2 | 4 |
3 | 3 |
4 | 4 |
5 | 2 |
6 | 1 |
7 | 2/синтаксич разбор |
8 | 3 |
9 | 3 |
10 | 1,4 |
Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными
Вариант 2
1. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным меры или степени:
1) Я увидел на светлом пораненном смолистом кольце дерева какое-то темное пятно и вынул бинокль, чтобы рассмотреть подробней. (М. Пришвин)
2) Очень скоро пришло от Кати новое письмо, настолько восторженное, что после него не встретиться с семьей Диабелли было бы просто невозможно. (М. Алданов)
3) Петр Николаевич проснулся, когда сквозь дырявую сухую крышу начал пробиваться слабый свет.
4) Ихтиандр посмотрел на костюм таким взглядом, будто ему принесли змеиную кожу, и со вздохом начал одеваться. (А. Беляев)
2. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным условия:
1) Чаще стали слышны удары, будто гром катился раскатами. (И.Чесноков)
2) Ограда замка, так как это был настоящий замок, состояла из витых чугунных столбов, соединенных железным узором. (А. Грин)
3) Если ты справишься с новыми обязанностями, я сделаю тебя постоянным слугой Ихтиандра. (А. Беляев)
4) Встретив неожиданно голубоглазую девушку в лавке продавца жемчуга Бальтазара, Ихтиандр так смутился, что выбежал из лавки и бросился к морю. (А. Беляев)
3. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным причины:
1) Видно было, что никакие грустные мысли, никакие сомнения не омрачали Семена. (Г. Адамов)
2) Насунув на голову шапку, я осторожно, чтобы не нарушить тишины этой хаты, открываю дверь. (В. Быков)
3) Я рассеянно слушал его, терзаясь от собственных мыслей, когда в дальнем конце канавы послышался голос.
4) Ночь была темна, оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звезд. (В. Гроссман)
4. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным времени:
1) Как только полк выехал из Озерного, пошел холодный дождь. (А. Ананьев)
2) Издали можно было видеть, как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярки. (В. Шишков)
3) Гринюк, задрав подбородок, поглядел в небо, где время от времени выскальзывал из-под клочьев облаков почти правильный диск луны. (В. Быков)
4) В ту минуту, когда Иван входил во двор, как раз наступила пауза. (В. Быков)
5. Укажите предложение с обстоятельственным придаточным цели:
1) Цель моя состояла в том, чтобы побывать на Старой улице. (И. Бунин)
2) Старый паром вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к древним могучим ветлам, чтобы его не унес неудержимый весенний разлив. (В. Железников)
3) Уткнув подбородок в снег, я мучительно соображал, что делать. (В. Быков)
4) Едва он [Камушкин] сделал несколько шагов, как по верхушкам тростников сыпанула автоматная очередь.
Ответы
Задание | Ответ |
1 | 2 |
2 | 3 |
3 | 4 |
4 | 1 |
5 | 2 |