СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложносочинённое предложение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме "Синтаксический разбор сложносочинённого предложения"

Просмотр содержимого документа
«Сложносочинённое предложение»

Синтаксический разбор сложносочинённого предложения

Цели урока:

- познакомить с порядком синтаксического разбора СПП;

- развивать умение построения схем ССП, постановки знаков препинания в ССП;

- воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.


Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний.

А) Фронтальный опрос

-Давайте вспомним то, что мы изучали в прошлой четверти.

-Что такое ССП?

-На какие группы делятся ССП?

-Назовите соединительные союзы. Какие отношения они выражают?

-Назовите противительные и разделительные союзы.

-Какие знаки препинания мы ставим в ССП?

-Назовите случаи, когда запятая между частями ССП не ставится?

-Очень хорошо, мы всё вспомнили и теперь может обратиться к теме урока.

-Тема урока: «Синтаксический разбор ССП.» Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами?

Наступил последний месяц осени - ноябрь, который дарит нам прекрасное время года- золотую осень, воспетую поэтами и писателями, поэтому мы будет говорить о ССП, постоянно обращаясь к прекрасным текстам о природе.

Б) Работа с эпиграфом.

Эпиграфом к уроку будут слова Сергея Александровича Есенина

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о чем.


-Чему посвящены эти слова? Запишите эпиграф в тетради.

-Какое предложение перед вами? Какой союз связывает части предложения?

-Назовите грамматические основы. Объясните постановку знаков препинания.

  1. Объяснение нового материала

  1. Ознакомление с порядком синтаксического разбора.

Схема синтаксического разбора ССП:

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

  2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.

  3. Выделить грамматические основы.

  4. Отметить, какими сочинительными союзами связаны простые предложения в составе сложного.

  5. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

  1. Работа в тетрадях.

-Вернёмся к эпиграфу и выполним синтаксический разбор этого предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, ССП. Средство связи – сочинительный, соединительный союз и.

  1. Работа у доски. (2 ученика у доски работают)

То появится в разрывах облаков солнце, то опять закроет его свет их бегущая масса.

Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на земле лежал целый ворох осыпавшихся листьев.

В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

  1. Закрепление изученного

  1. Работа с учебником

Выполним упражнение 87 на с.60. Обратите внимание, что упр. состоит из 3 предложений. Ваша задача выполнить синтаксический разбор только двух предложений: первого и второго.

Проверим. (Слайд 7)

  1. Физкультминутка.

  1. Работа с текстом.

-Перед вами текст. Прочитайте его, определите стиль текста и тип речи. Назовите тему и идею. Какие средства художественной выразительности помогают создать картину природы?

Нужно выписать через запятую слова с пропущенными буквами. Списать предложение с разделительными союзами и выполнить его синтаксический разбор.

Деревья ра..цветились красными, багровыми, золотистыми листьями, но порывистый ветер (с,з)бросил и это последнее убранство. Словно могучей рукой (с,з)жала и и..мяла цветы осень, а они всё ещё и..редка поднимали головы навстречу солнцу. Лес будто ра..сыпал свои краски, однако он не ра..терял своего великолепия. Ра..бежались по небу сизые тучи, и солнце бе..ропотно (с,з)крылось за ними. Не то галки стаями сорвались с веток и улетели из побуревшего сада, не то вороны рассыпались по небу.


Назовите правила написания слов с пропущенными буквами.

Хорошо, правило написания приставок на з/с вы помните. Найдите в тексте слова с безударной гласной в корне слова. (Деревья, золотистыми, изредка, растерял и т.д.). Достаточно. Назовите правило написания безударной гласной в корне слова. Сейчас мы проведём орфографическую разминку.

  1. Орфографическая разминка

У вас есть карточки с буквами о, а. Когда на слайде появится слово с пропущенной буквой, вы должны поднять вверх карточку с правильной, на ваш взгляд, буквой.

Усложнить, похвалить, испарения, оснастить, обновлённый, настроение, опоздать, раскроить, роскошный, частота, полоскать, багровый.

  1. Составление предложений

Составьте 2 ССП о природе (читают и выполняют устный синтаксический разбор)

  1. Подведение итогов урока.

Какой темой были объединены все этапы урока?

Согласны ли вы с тем, что природа настолько прекрасна, что её можно отнести к вечным ценностям?

Согласны ли вы со словами Жана Дорста, французского биолога, что природу может спасти только любовь человека?

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке мы завершили изучение темы «СПП». Давайте составим синквейн об этом виде сложных предложений. (Слайд 31-32)

  1. Домашнее задание

Повторить §§6-11. Ответить на вопросы на стр. 61 Упражнение 90


  1. Выставление отметок