СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сложные слова. Способы словообразования. Сравнение схем слов."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку Л.В. Занков

Просмотр содержимого документа
«"Сложные слова. Способы словообразования. Сравнение схем слов."»

Урок русского языка в 3 классе (система Л.В. Занкова)

Предмет: Русский язык

Учитель: Кожевникова Ольга Александровна МБОУ «СОШ № 16», г Братск
Класс: 3
Автор учебника: Н.В. Нечаева
Тема урока: Сложные слова. Способы словообразования. Сравнение схем слов.



Цель урока: организовать деятельность уч-ся для обобщения и систематизации знаний по данной теме; создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации (образование слов – черт характера человека)

Задачи урока:

Образовательные:

- закрепить понятие «сложные слова», знакомство со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных с одновременной суффиксацией);

- способствовать совершенствованию грамматико¬орфографических и речевых умений и навыков; повторить значимые части слова.

Воспитательные: - воспитывать интерес к языку, слову;

– формировать умение слушать одноклассника и учителя, понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения

Развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- обогащать письменную и устную речь учащихся;

- формировать навыки самоконтроля и самопроверки;

- формировать умение работать с ИД


Планируемые результаты:

  • личностные

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • предметные

Уметь находить и записывать сложные слова. Знать правописание соединительных гласных в сложных словах.

  • метапредметные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

  • Регулятивные УУД

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

  • Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Технология: ИКТ-технология

Форма работы: парная, фронтальная.


Оборудование: учебник для учащихся и электронный учебник русского языка Н.В. Нечаевой, для 3класса, карточки для групповой работы, интерактивная доска, мультимедийная установка.


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.


Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать рассуждать,

И друг другу помогать.

В стране родного языка

Не все известно нам пока,

Но путешествовать начнем

И сами до всего дойдем.

- У нас сегодня гости, повернитесь кивком поздоровайтесь, садитесь.


II. Минутка чистописания.

Обруч, мяч и колесо,

Всем напомнят букву…

Енот жует, жует енот,

Ежевику он жует,

И на розовой стене

Он рисует букву …

Сегодня мы пропишем цепочку из этих букв


оео еое


III. Актуализация знаний.

- Наш урок я хотела бы начать с небольшой сказки.


В один прекрасный день собрались у Воды родственники. Водица по камушкам журчит. Водяной пожаловал и уселся у заводи. Водитель на гармошке наигрывает. Подводник с водолазом беседует. Все собрались у волшебницы. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.


- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (водитель)

- Почему гости не сразу приметили чужака? (корень –вод-)

- Как называются оставшиеся слова на доске? (однокоренные)


- Запишем их к себе в тетрадь и докажем это (выделяем корень, объясняем значение слова). Вода, водичка, водяной, заводь, подводник, водолаз.

(Заводь- небольшой залив, часть водоема (реки, озера) около берега с замедленным течением)

- А откуда у воды столько родственников? Как они образовались? На какие группы можно разделить эти слова?

Разделите эти слова на группы

(повторение способов словообразования на этих же словах)

Водичка, Водяной – суффиксальный способ

Заводь – приставочный способ

Подводник – приставочно-суффиксальный

Водолаз – Что необычного вы заметили?


III. Работа по теме урока.

- Какое слово не вошло ни в одну из групп? (водолаз)

- Можно предположить, что это новый способ образования слов?

- Сформулируйте тему и цель урока. (Сложные слова)

Сегодня на уроке постараемся расширить наш словарный запас новыми словами.

- Какие учебные задачи мы определим для себя на урок?

Дети:

1 Выяснить как образуются сложные слова?

2 При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

3 Какую роль играют сложные слова в речи?


IV Новая тема


- Что можно сказать про это слово?

- Как же образовалось это слово?

- Назовите однокоренное слово, которое мы используем нам уроках математике? (сложение)

- Что можно сложить на уроках русского языка? (корни)

- Какую роль играет гласная о в слове водолаз? (соединяет две основы, два корня)


Гласная «О» так и называется сложение, а сами слова сложными.


Выполните задание и понаблюдайте за сложными словами.

- Ответьте на вопрос кто? Одним сложным словом?


- Кто разводит пчел? (пчеловод)

- Кто рубит лес? (лесоруб)

- Кто ловит птиц? (птицелов)

- Кто варит сталь? (сталевар)

- Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

- Что заметили?

- Проведите исследование. При чтении слов соединительную гласную о замените на гласную е, а е на о

-Что скажите? (неудобно, звучит некрасиво)

- Предположите в каких случаях пишется соединительная гласная о, а когда е?

(После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пишется «Е».
А после
твёрдых пишется «О» –
Не перепутает буквы никто!
)

- Откройте учебник на стр. 81 и сравните вывод учебника с нашим предположением


- А какую роль играют сложные слова в речи?

- Прочитайте предложения:

Человек, который любит ловить рыбу, сидя на берегу. Сегодня мы наблюдаем выпадение большого количества снега.

- Как можно сделать эти предложения короткими?

-Что удобно использовать в речи предложение Человек, который любит ловить рыбу, сидя на берегу. или слово – рыболов?


- Какую роль играют сложные слова в русском языке? (их используют для краткости речи)


ФИЗМИНУТКА

Чтобы стать мне краснощёким,

Полежу на солнцепёке.

Чтобы быть сильномогучим

Длинноруким и прыгучим,

До полудня буду прыгать

И конечностями двигать.

Широкоплеч я, длинноног,

Спорт мне в этом так помог!


V Закрепление.

Ст 81 упр 150


-Ребята, теперь вы убедились, что сложные слова вовсе не сложные. А называются они так потому, что ……. (образуются при помощи сложения основ)


IV.Рефлексия «Лесенка Знаний».

- У вас на столах есть смайлики

-Если поняли тему урока – прикрепите смайлик на верхней ступени лестницы,

не всё понятно – на средней ступени. 
Не поняли тему урока – на нижнюю ступень


- Всё ли мы узнали о сложных словах? (наверное, нет)

-Какие слова характеризуют вашу работу на уроке?

Сложными словами могут быть некоторые фамилии, названия городов, профессий. Ещё есть сложные слова без соединительной гласной буквы. Хотели бы вы узнать, что это за слова? На следующем уроке мы с ними познакомимся.

Урок окончен.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!