СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Слушание музыки и музыкальная грамота» для обучающихся музыкально-театрального отделения.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Уважаемые коллеги ! Вашему вниманию представляются доклад  по теме «Важность ритмических упражнений на начальном этапе обучения  по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» для обучающихся м музыкально-театрального отделения».

 

    Бурный педагогический процесс и высокие темпы развития

вовлечения детей в различные сферы культурной деятельности привели к возникшим вопросам: почему мой ребенок не математик, не художник, не музыкант? Или: я хочу, чтоб мой ребенок умел все сразу. И к нам поступают дети разных способностей, а развивать их начальные навыки и умения призваны мы.

      Моя педагогическая деятельность связана с музыкальным направлением и уже два года я работаю с учащимися музыкально - театрального отделения. Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» для театрального отделения обучения является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области театрального исполнительства. Из практики я поняла, что для детей театрального искусства не менее важную роль играет ритм, метроритм.

Просмотр содержимого документа
««Слушание музыки и музыкальная грамота» для обучающихся музыкально-театрального отделения.»

Доклад

для педагогической конференции на тему:

«Слушание музыки и музыкальная грамота» для обучающихся музыкально-театрального отделения.


Уважаемые коллеги ! Вашему вниманию представляются доклад по теме «Важность ритмических упражнений на начальном этапе обучения по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» для обучающихся м музыкально-театрального отделения».


Бурный педагогический процесс и высокие темпы развития

вовлечения детей в различные сферы культурной деятельности привели к возникшим вопросам: почему мой ребенок не математик, не художник, не музыкант? Или: я хочу, чтоб мой ребенок умел все сразу. И к нам поступают дети разных способностей, а развивать их начальные навыки и умения призваны мы.

Моя педагогическая деятельность связана с музыкальным направлением и уже два года я работаю с учащимися музыкально - театрального отделения. Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» для театрального отделения обучения является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области театрального исполнительства. Из практики я поняла, что для детей театрального искусства не менее важную роль играет ритм, метроритм.

И я определилась с задачами своих занятий по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» для обучающихся музыкально-театрального отделения» уделять внимания развитию ритмического слуха:


  1. Определиться в понимании необходимости и неизбежности увеличения

упражнений и творческих заданий на занятиях на ритм.

2. Выявить наиболее практические и доступные для восприятия методы развития ритмического слуха.

3. Изучить приемы и принципы поэтапного усложнения упражнений и творческих заданий на ритм.


Регулярный ритм присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года. Человек - часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.


Первой задачей моих занятий было определиться в понимании необходимости и неизбежности увеличения упражнений и творческих заданий на занятиях.

Решение пришло во время проведения занятий. Разобравшись со звуковысотностью (нотами), я с детьми приступила к длительностям и при выполнении заданий выявились ребята с отсутствием сильной доли. В детстве этот навык развивается быстро и я пришли к следующему этапу:


  1. Создать задания для постоянных упражнений ( начало урока и завершение урока).

  2. Классификация заданий по нагрузке по возрасту.

  3. Изготовление наглядного материала.


За что отвечает чувство ритма у человека?

       Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется, развивает координацию движений, способность произвольно ими управлять.

         Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Дети быстрее усваивают информацию, а значит, более успешны в учёбе. Они выразительно рассказывают стихи и читают.

    Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами


  1. Создать задания для постоянных упражнений ( начало урока и завершение урока).

 Музыкально–ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Музыкально – ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

         Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры! Игра помогает ребенку в жизни, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувство ритма, всё нужно начинать с простых движений под музыку. И вот упражнение для ежеурочного применения, дети выполняют с удовольствием.          


Видео №1 «Приветствие»

Видео №1 «Ритмокуб»


  1. Классификация заданий по нагрузке по возрасту.

Для решения второй задачи я использовала методы


  1. Метод движения и ритма: система музыкально-ритмического воспитания, созданная швейцарским педагогом и композитором Эмилем Жак-Далькрозом. Еще в начале 20 века композитор Эмиль Жак-Далькроз обратил внимание на то, что ученики, которым он преподавал сольфеджио, и которым трудно было воспроизвести музыкальную фразу, сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой. Результатом явилась система музыкально-ритмического воспитания, которая активно применялась и развивалась в России в начале 20 века (до наших дней дошло замечательное методическое пособие о музыкальном движении, составленное поклонницами танца Айседоры Дункан – С. Рудневой и Э. Фищ[1]). Сущность метода заключается в сочетании ритма, музыки и движения. Через упражнения активно развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическая выразительность движений. Этот метод помогает достичь автоматизма и в самых сложных движениях. Методика работы над элементами музыкального ритма разнообразна. Вместе с детьми пробуем уловить и воспроизвести хлопками метрический пульс речи, а затем звучащей музыки. Фразировка
    В движении музыкальной мелодии и музыкального произведения, являющегося по существу как бы своеобразной «музыкальной речью», так же, как и в обычной словесной речи, различимы «слова» и «предложения», ее слагающие. Законченный рисунок мелодии, имеющий самостоятельное значение (то есть могущий быть исполненным отдельно от предыдущего и дальнейшего и тем не менее сохраняющий свой смысл), называется музыкальной фразой.

    Таким образом, музыкальная фраза уподобляется слову в речи и может быть делима уже только на слога или на мотивы, как они называются в музыке. Мотив, то есть мельчайшее деление музыкальной речи, определяется органичной фигурой мелодии, которую уже нельзя раздробить, иначе будет утрачен всякий смысл и получится отдельный, механически оторванный случайный звук. Два мотива (то есть слога) слагают фразу (то есть слово), но это не значит, что только два мотива непременно слагают фразу, то есть что фраза непременно должна быть двусложной. Это целиком зависит от органической структуры данной живой мелодии. В музыкальном произведении сплошь и рядом встречаются и многосложные фразы.Подойдут любые детские стихотворения, детские песни, инструментальная музыка.

Видео №3 «Движение под ритм»


2. Подвижные музыкальные игры, помогают решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижают состояние психического дискомфорта. Благодаря музыкально-подвижным играм дети освобождаются от страха, агрессии. Метод Карла Орфа (шумовые инструменты). Продолжателем идей Эмиля Жак-Далькроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном развитии активности детей через музыку и танец. Основу занятий составляет синтез слов, музыки и движения: движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.

Видео №4 «Эхо»


Видео №5 «Ноты в движении»


Метризация и ритмизация - это тесно связанные приемы, поскольку они основаны на взаимопроникающих явлениях ритма и метра.

В метризованном ряде движений всегда есть ритмический рисунок, хотя и весьма примитивный, точно так же и ритмизованный ряд неизбежно включает метр как необходимую меру. Различие этих приемов заключается в подходе к анализу движения. Путем метризации выявляется равномерность и единообразие, а путем ритмизации - неравномерность и многообразие.

Видео №6 «Стаканчики»


В работе над этой темой учащиеся должны направлять внимание на планировку своего движения во времени и пространстве.


Видео №7 «Сильняя доля в 3/4»


Принципы планировки основаны на логике движения, которая к этому этапу работы должна быть уже освоена на специальных дисциплинах по движению. Кроме того, целесообразная планировка немыслима вне осознания целеустремленности движения. Поэтому особенно важно стремиться в каждом упражнении осмысливать свое движение, не довольствуясь механической, чисто внешней его четкостью и «правильностью», а слышать свое вступление, да еще в быстром темпе. Сейчас ребята находят ритм в пьесе Римского-Корсакого «Полет шмеля».


Видео №8 «Сильная доля в ритме»

Комбинация на координацию и ритм.


Одним из важных качеств детской речи является ритмичность. Ритм является неотъемлемой частью нашей коммуникации. Он способствует зарождению высказывания, упорядочивает его в нашем сознании, способствует формированию, передаче и восприятию смысла высказывания.

Ритм речи определяется как звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Также принято рассматривать речевой ритм как регулярное повторение сходных и соизмеримых речевых единиц, выполняющее структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функцию. По мнению лингвиста Г.Н. Гумовской, речевой ритм представляет собой совокупность фонематического ритма (смена гласных и согласных, повторение одинаковых звуков или группы звуков) и просодического ритма (ударение, мелодика, паузация, тембр).

Стихи в цифрах

Ускорение и замедление темпа. Изменения темпа также определяют линию развития динамики движения. Когда движение протекает в одной скорости, то создается одна неизменяемая, устойчивая в своем единообразии линия, лишенная развития, устремленности, а стало быть - динамики. И наоборот: постепенное или внезапное изменение темпа, чередование движений различного темпа создают яркую динамическую окраску, как и во всех случаях, путем нарушения устойчивости и противопоставления разнородных элементов.

Из всех этих специфических для движения условий, определяющих развитие динамики, можно сделать один общий вывод: в том случае, когда движение построено на единообразии и устойчивости слагающих его элементов (равновесие, объем, мускульная нагрузка, темп), - динамика выражена чрезвычайно слабо, и наоборот, чем многообразнее последова тельность движений, тем ярче выражена динамическая линия.



Видео №9 «Стихи в цифрах»


 3. Самостоятельное выполнение заданий. Ученики самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. 

Цель самостоятельной работы — систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения обучающихся, углубить и расширить их теоретические знания, развить познавательные способности и активность.

   Предлагаю детям придумать свои музыкально-ритмические упражнения – это универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

  Каждый ребёнок индивидуален и у каждого есть свои музыкальные задатки, просто у кого-то они хорошо развиты, а кому-то надо помочь их развить. Основу занятий должен составлять синтез слова, музыки и движения. Это позволит преодолеть трудности в координации движения, развить внимание и память, музыкальный слух и чувство ритма.

Во время занятий по развитию у детей чувства ритма никоим образом нельзя создавать для них больших трудностей. Следует помнить, что было легко для ребенка в процессе игры, то и позднее на занятиях не будет для него трудным. Результат ритмических занятий и упражнений:

  •  повышение уровня развития творческих способностей детей;

  • эмоциональная стабильность ребенка;

  • повышение уровня речевого развития, чувства ритма, памяти, музыкального слуха.

  • стабильность физической и умственной работоспособности.

Мы должны стремиться к тому, чтобы наши ученики выполняли ритмические задания охотно, и образность восприятия ритма в играх сохранилась бы и при обучении.


  1. Изготовление наглядного материала.


 Для решения третьей задачи использую подручный материал для наглядностей.(Демонстрация)

Однако на этом мои поиски не окончены, ставлю перед собой

новые задачи.



Список использованной литературы.

1. Анисимова. Г. И. 100 музыкальных игр для развития школьников, Ярославль: Академия развития, 2008

2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1984. 288 с.

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ Буренина А.И. //СанктПетербург, 2000г.

4. Каплунова И.М. Этот удивительный ритм / Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. // Изд-во «Композитор», Санкт-Петербург, 2003г.

5. Кис С. В. Развитие музыкального чувства ритма у детей в учреждениях дополнительного образования,. 2008

6. Лобова А.Ф., Дрень О.Е. Развитие чувства ритма у детей в музыкально-игровой деятельности. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. 163 с.

7. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.

8. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма. Москва, 2003

Преподаватель Гуткнихт Э.Р.