Пояснительная записка.
В образовательных организациях периодически возникают конфликтные ситуации и споры как между обучающимися, так и между взрослыми. Конфликты бывают самые разнообразные, начиная от количества участников заканчивая причинами споров. В частых случаях эскалация конфликтов у обучающихся случается из-за того, что они не знают о том, что существуют конструктивные способы решения конфликтных ситуации, либо не могут их применять. В связи с этим считаю важным расширять знания обучающихся и взрослых в области применения конструктивных методов решения конфликтных ситуаций.
Цель: разрешение конфликтных ситуаций без вреда участникам образовательного процесса, создание безопасных условий, распространение среди обучающихся и сотрудников СУВУ цивилизованных форм разрешения конфликтов.
Задачи:
- рассказать обучающимся о службе Медиации и о возможности обращаться в эту службу за помощью;
- расширить знания обучающихся о конструктивном решении конфликтных ситуаций;
- снизить конфликтность в группах обучающихся;
- информировать обучающихся и сотрудников СУВУ о принципах и ценностях службы Медиации.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация.
Ход мероприятия:
Слайд 1.
Обучающийся:
Мы миримся, мы ссоримся, по-разному бывает.
Конфликты зарождаются и движутся по кругу.
То что-то непонятно нам, то нас не понимают.
Как важно и полезно - просто выслушать друг друга.
Давайте будем попросту учиться говорить.
Среди задач и теорем мы учимся общаться.
Попробуйте быть вежливы, попробуйте дружить!
Тогда обидные слова не будут повторяться.
Добрый день уважаемые коллеги и дорогие ребята. Наша встреча сегодня посвящена «Медиации». Многие уже слышали об этом направлении, некоторые даже смогли познакомиться поближе. Вы что-нибудь слышали про медиацию?
Что такое вообще медиация давайте поговорим подробнее.
Слайд 2.
Медиация – это альтернативный способ урегулирования спора, с участием третьей нейтральной стороны, медиатора, на основе принципов добровольности, взаимоуважения и сотрудничества.
Давайте разберем все подробнее.
Что значит альтернативный способ урегулирования споров? Как люди обычно решают споры? (ссорятся, дерутся, обращаются в суд) А медиация предлагает свой альтернативный способ урегулирования споров. А какой это свой? А дальше написано с участием третьей нейтральной стороны, медиатора. Кто такой медиатор? Медиатор – независимое лицо, либо независимые лица, привлекаемый сторонами спора в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.
Слайд 3.
Медиатор не наделяется правом принятия решения по спору и не оказывает давление на стороны. Он только организует содействие конфликтующим сторонам, участвующим на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого и жизнеспособного решения, которое будет отвечать их интересам и потребностям. То есть медиатор помогает спорящим прийти к определенному решению. К такому решению, которое найдут сами спорящие и которое будет удовлетворять их самих. И в этом основное преимущество такого подхода в решении споров. И вот почему. Если вы решаете спор сами, надеясь на свои собственные силы, то не известно кто победит, не факт, что победите вы, не факт, что победив вас устроит результат. Обращаясь за помощью в суд вы так же не можете быть уверенны в чью пользу суд решит спор. Так же вам придется затратить много сил, времени и денег.
А что же предлагает медиация?
Слайд 4.
Медиация предлагает переговоры совместно с медиатором для того, чтобы найти общие правила которые вы будите соблюдать и не будете конфликтовать с другим участником. Во-первых, вы не потеряете много ресурсов, во-вторых вы не потеряете много времени и в-третьих все останутся довольны.
На основе принципов добровольности, взаимоуважения и сотрудничества. В медиации есть принципы, которые должны соблюдать медиаторы и конфликтующие. Это принципы:
Слайд 5.
Обучающийся:
-принцип добровольности, предполагающий согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в медиативной встрече. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут принять самостоятельное решение о дальнейшем участии или не участии в медиативной встрече. В соответствии с принципом добровольности участники конфликта могут прекратить медиативную встречу, если посчитают, что продолжение этого процесса нецелесообразно;
Обучающийся:
- принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы медиации в СУВУ не разглашать полученные в медиативной встрече сведения. Договоренности и решения, достигнутые сторонами конфликта на медиативной встрече, могут быть раскрыты третьим лицам только по согласованию со сторонами конфликта;
Обучающийся:
- принцип нейтральности не допускает службе медиации в СУВУ принимать сторону какого-либо участника конфликта. В случае понимания медиатором невозможности сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору;
Обучающийся:
- принцип равенства и равноправия предоставляет равные возможности участникам конфликта высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной степени ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях решений по конфликту;
Обучающийся:
- принцип взаимного уважения и сотрудничества предполагают уважительный стиль общения участников конфликта и не допускает взаимных оценок и оскорблений.
Обучающийся:
Два козлика, два братца,
Дерутся и бранятся.
Я говорю им: " Братцы!
Не надо, братцы, драться,
лягаться и бодаться!
А надо разобраться!"
Слайд 6.
В нашем учреждении есть служба Медиации, деятельность которой направлена на обучение участников образовательного процесса бесконфликтному общению, построению правильных коммуникаций и самостоятельному выходу из конфликтных ситуаций без развития конфликта и правильным разрешением.
Служба Медиации в нашем учреждении состоит из сотрудников, прошедших обучение в Центре защиты прав и интересов детей г. Москва, и сотрудников, которые прошли обучение у тренера-медиатора в нашем учреждении.
Служба Медиации в учреждении рассматривает конфликтные ситуации и среди сотрудников учреждения по поступающим запросам, так что при возникновении желания обращайтесь в службу Медиации. Сделать вы это можете сообщив о проблеме работникам этой службы, а дальше вам подскажут, что делать, и мы вместе решим возникшую проблему.
Слайд 7.
Служба медиации в СУВУ: - создает условия для активного включения обучающихся и сотрудников в воспитывающую среду учреждения, базирующуюся на ценностях конструктивного общения, самоуважения и взаимоуважения;
- обеспечивает преемственность реализуемых в учреждении медиативных и восстановительных практик, направленных на развитие правосознания, социальных компетенций и жизненных навыков обучающихся путем включения их элементов в воспитательные и иные формы работы;
- обеспечивает ведение документов, регламентирующих работу службы;
Слайд 8.
- организовывает информационные, просветительские, образовательные, аналитические и практико-ориентированные мероприятия, как в учреждении, так и в рамках межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
- обеспечивает повышение квалификации сотрудников службы с привлечением внешних практикующих специалистов.
Вернемся непосредственно к медиации. Почему же люди начали обращаться за помощью к медиаторам или к таким службам? Ведь конфликты были всегда и люди как-то же решали их?
Слайд 9.
На самом деле такой способ решения конфликтов с помощью посредника у людей появился давно. Давайте немного истории.
Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времен, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев в
Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников, римское право 530—533 н. э. признавало посредничество. Римляне использовали различные термины для обозначения понятия «посредник».
В некоторых традиционных культурах к фигуре посредника относились с особым уважением и почитали наряду с жрецами или вождями племени.
Слайд 10.
Медиация в её современном понимании стала развиваться во второй половине XX столетия, прежде всего, в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, после чего начала распространяться и в Европе. Первые попытки применения медиации, как правило, касались разрешения споров в сфере семейных отношений. Впоследствии медиация получила признание при разрешении широкого спектра конфликтов и споров, начиная от конфликтов в местных сообществах и заканчивая сложными многосторонними конфликтами в коммерческой и публичной сфере.
В общих чертах мы ознакомились с медиацией. Давайте теперь поговорим о том, как нам с вами может помочь служба медиации. Эту службу открыли в нашем учреждении для того, чтобы нам помогали решать конфликты, и мы с вами научились правильно себя вести во время конфликтных ситуаций. Что такое конфликты и конфликтные ситуации?
Слайд 11.
Конфликт – это наиболее острый способ решения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремлению к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение желаний, интересов и т. д. Конфликтная ситуация является основой конфликта.
То есть конфликтная ситуация - это то из-за чего мы спорим, конфликт –это продукт конфликтной ситуации. Это когда мы спорим, деремся или, что мы еще делаем, когда конфликтуем?
Слайд 12. Просмотр видеоролика.
Как вы считаете, что хотел показать нам автор этого мультфильма?
Какие варианты решения конфликтов были предложены в этом мультфильме?
Как вы обычно решаете конфликты в своей жизни? Какой вариант обычно вы выбираете?
Есть среди вас те, у кого не бывает конфликтов ребята?
Слайд 13.
В этом мультфильме простым способом были показаны два метода решения конфликтов. 1 метод решать конфликт с помощью силы. 2 метод договориться и найти решение которое удовлетворит всех. И были показаны к каким результатам может привести 1 и 2 метод решения конфликтов. Какой метод выбрать решать вам самим, но какой результат лучше, по-моему, видно сразу.
Конфликты бывают у всех. Мы с вами живем в обществе, где мы все разные, у всех разные интересы, потребности, желания. Поэтому у нас часто происходят конфликты. А кто может сказать хорошо это или плохо если происходит конфликт? В каждой ситуации есть плюсы и минусы.
Слайд 14.
Так же и в конфликтах. Плюсы и минусы показаны на слайде. Как вы видите из конфликта можно извлечь больше плюсов чем минусов. Для этого нужно научиться правильно вести себя во время конфликта. Контролировать свои эмоции и действия. С начало думать, а потом говорить, и не забывать о последствиях. Таким умениям и навыкам как раз учат медиаторы в службе медиации.
Так как медиация получила широкое распространение в других странах, ею стали пользоваться и у нас в стране.
Слайд 15.
Сотрудники службы Медиации хорошо вам знакомы. Все мы работаем в СУВУ давно. После завершения обучения медиации мы не остановились и продолжаем совершенствовать свои навыки и принимать участие в различных мероприятиях как внутри нашего учреждения так и всероссийских. На таких мероприятиях сотрудники службы Медиации принимают активное участие.
Слайд 16
В этих мероприятиях принимают участие так же другие сотрудники и обучающиеся Майкопского СУВУ. В прошлом учебном году группа из наших обучающихся прошли вводный курс в Медиацию, по окончанию которого прошли тестирование и получили сертификаты.
Слайд 17
Московский Центр защиты прав и интересов детей ежегодно проводит с нашими сотрудниками и обучающимися поддерживающие мероприятия и онлайн вебинары. Они периодически приезжают к нам, приглашают принять участие во всероссийских онлайн семинарах. Так же обучают и поддерживают с нами связь с помощью видеосвязи.
Слайд 18.
Деятельностью, помогающей развивать и управлять инновационными практиками является проведение мониторинга. Мониторинг охватывает все направления деятельности службы. Важной составляющей мониторинга является содержательное обсуждение результатов в команде медиаторов, с курирующими практикующими медиаторами отдела медиации Центра защиты прав и интересов детей Минпросвещения России, тренерами медиаторами других регионов по согласованию на добровольной основе. Это дает возможность расширить представление о различных вариантах работы службы, успешных практиках, выявить собственные дефициты и разработать план на ближайшее будущее.
Обучающийся:
Давай не будем никогда ругаться,
Ведь можно полюбовно все решить.
Давай друг другу чаще улыбаться,
И без того так сложно в мире жить.
Давай, разделим поровну заботы,
Чтоб просто никогда не уставать.
Чтоб было нам приятно от работы,
Друг другу будем чаще помогать.
Давай по пустякам не раздражаться,
Ведь это только усложняет жизнь.
Давай не будем сильно обижаться,
Друг другу верить, искренне любить!
Слайд 19
Заключение:
Для того, чтобы избегать конфликты служба Медиации предлагает договариваться, находить общие интересы, находить такое решение, которое будет удовлетворять участников конфликта, чтобы они остались довольны результатом. Желаю вам извлекать из конфликтных ситуации одни плюсы. Спасибо за внимание.