Урок в 11 классе по ОБЖ
«Служба в армии – долг или обязанность»
Преподаватель ОБЖ Швецова Н.П.
Цели:
Закрепить понятия - патриотизм и воинский долг.
Повторить обязанности военнослужащего как защитника Отечества.
Воспитывать чувство любви к своей Родине, народу, истории.
Формировать у учащихся понимание личной ответственности за защиту Отечества.
Воспитывать у учащихся чувство гордости и уважения к тем военнослужащим, кто беззаветно служил Родине и защищал ее.
Тип урока: круглый стол
Оборудование: телевизор, классная доска, плакаты
ХОД УРОКА
Запишите тему урока и учебные вопросы:
Военнослужащий - вооруженный защитник Отечества.
Обязанности военнослужащего, воинский долг.
Духовные качества воинов, патриотизм.
Военная служба – долг или обязанность.
Вопросы учащимся:
1. Дайте определение понятия «военная служба». ( "Военная служба, - особый вид федеральной государственной службы исполняемой гражданами в Вооруженных силах РФ ")
2. Назовите государственные документы, которые определяют порядок исполнения военной службы? (Конституция РФ; Федеральные законы Российской Федерации «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе»; «Положение о прохождении военной службы» и другие нормативно-правовые акты.)
Учитель: Ребята, кто такой военнослужащий?
Ученики: Вооруженный защитник Отечества. Из какой бы республики, края, области ни был юноша, он ответственен за надежную защиту нашей земли, народа, культуры. Следовательно, на него возлагаются определённые обязанности. Какие?
Ученики: Вооруженная защита нашей Родины.
Учитель: Какими духовными качествами должен обладать защитник Отечества?
Ученики: В первую очередь быть патриотом, любить свою страну.
Учитель: В чём же должен проявляться патриотизм?
Ученики: В верности воинскому долгу, любви к своей стране.
“У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга”, – утверждал И.С. Тургенев
Учитель: Прочитаем определение воинского долга:
1. В каком законе дано определение существа воинского долга, в чём его суть?
Ответ на этот вопрос очень чётко даётся в Федеральном законе «О статусе военнослужащих»:
«Защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечение безопасности государства, отражение вооружённого нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами РФ – составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
Быть верным Воинской присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать своё Отечество;
Строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
Дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
Быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
Учитель: На всём протяжении истории Российского государства русским людям приходилось вести вооруженную борьбу за независимость государства
А если скажет нам война: “Пора” -
Отложим недописанные книги,
Махнем: “Прощайте” - гулким стенам институтов
И поспешим по взбудораженным дорогам,
Сменив слегка потрепанную кепку
На шлем бойца, на кожанку пилота
И на бескозырку моряка.
/Борис Смоленский/
Учитель: Это стихотворение написал простой солдат, защитник Родины — Борис Моисеевич Смоленский, который погиб в возрасте 20 лет.
На третий день Великой Отечественной войны старший лейтенант Борис Смоленский на подступах к Мурманску сбил первый фашистский самолёт. Лётчик знал, что от его опыта, смелости зависит жизнь города. За неполный год войны он сбил 25 самолётов противника лично и 14 в групповых боях. Ему первому из северян было присвоено звание Героя Советского Союза дважды. Он погиб 30 мая 1942 года.
Учитель: Ребята, а в чем проявляется истинный патриотизм?
Ответы учеников.
Учитель: Истинный патриотизм проявляется не в словах, а в делах. Исполнение долга показывает истинное лицо человека. У военнослужащего патриотизм проявляется в верности воинскому долгу, храбрости, героизме, готовности пожертвовать своей жизнью. Воин-патриот всегда помнит о своем долге перед Отечеством. В знаменитом фильме “Семнадцать мгновений весны” в песне на слова Р. Рождественского “Мгновения” есть замечательные слова: “А в общем, надо просто помнить долг, от первого мгновенья до последнего”.
История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества, но и многих других народов и стран - по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников, одолевших фашизм и одержавших Великую Победу.
Нарушив договор о ненападении, фашистская Германия на рассвете 22 июня 1941г. вторглась на территорию Советского Союза. События на фронте развивались стремительно. Имея только стрелковое оружие, насмерть стояли пограничники Брестской крепости. Легендарный гарнизон месяц сдерживал врага, трижды переходил из рук в руки Перемышль. Порой красноармейцам не хватало гранат, но они стояли до конца. Навсегда остались в памяти людской подвиги тех, кто отражал первый натиск врага, отстаивая свою землю до последнего вздоха, кто, погибая, успел собственной кровью написать на стене Брестской крепости: “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!”
Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом свидетельствуют следующие факты.
Так, подвиг Александра Матросова, закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля 1943 г., повторили более 400 воинов. А первым такой подвиг совершил А. Панкратов, младший политрук танковой роты 24 августа 1941 г. в бою за населенный пункт Спасс-Нередица близ Новгорода.
Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов, вторгшихся в воздушное пространство страны.
Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Николаем Гастелло. Этот экипаж 26 июня 1941 г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери.
Учитель: Скажите, а какая отличительная черта русского воина?
Ученики: Любовь к Родине, бесстрашие, готовность ценой своей жизни спасти другого человека.
Учитель: Вы правы, любовь к Родине выше страха смерти - вот главное отличительная черта русского воина. Численному превосходству противника в людях и технике были противопоставлены героизм и мужество советских воинов.
Учитель: Какими качествами должен обладать защитник Отечества?
Ученики: Мужество, сила воли, патриотизм, верность воинскому долгу, гуманизм, благородство, готовность к самопожертвованию.
Учитель: Герои в России были во все времена. Они есть и сегодня. И это самый верный залог несокрушимости нашей Отчизны, ее духовной крепости и грядущего возрождения. Пока жив российский солдат - верный сын и защитник своего Отечества, - будет жива и Россия - Российский солдат и ныне остается настоящим патриотом, достойным наследником русского воинства.
Примеры этому перед вами (на доске плакаты «Твои герои – Россия»).
Посмотрите небольшой фрагмент фильма о ваших сверстниках, которые не только с желанием и с честью служат в спецназе, но и хотят там быть лучшими, профессионалами, испытывая себя и добиваясь права носить краповый берет.
Краповый берет вручается за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга в боевых действиях и специальных операциях, а также за особые заслуги в деле развития подразделений и частей специального назначения.
Этапы испытаний:
1. Кросс 8 км по пересеченной местности с преодолением водных преград, болот, зараженной местности с противогазом.
2. Огненно-штурмовая полоса, стрельба из разных видов оружия.
3. Спуск с высотного здания с огневыми действиями.
4. Рукопашный бой.
Просмотр фильма «Краповый берет»
Профессиональные качества сотрудников спецназа – мужество, отвага, честь, беззаветная преданность Родине. Там, где трудно, там, где нужна победа, там спецназ. Во всех войнах и «горячих точках» спецназ на переднем рубеже, в гуще боевых действий, грудью отстаивает интересы Родины. Служба в спецназе не простая, по принуждению там не служат.
Учитель: а как вы относитесь к службе в армии? Прочитайте, что думают об армии ваши сверстники и выразите свое мнение.
Приложение 1
Приложение 2
Ответы учащихся.
Учитель: Что девушки думают о службе?
Учитель: Что дает молодым людям служба в армии?
Ответы учащихся.
Учитель: Нужно готовиться к службе в армии, чтобы достойно отслужить.
Армия – ответственный этап в жизни молодого человека. В разные времена, у разных народов есть специальные обычаи, обряды посвящения юноши в мужчину путем прохождения специальных испытаний. У нас аналог такого испытания – служба в армии. Приходя в армию юношей, мальчиком, он выходит оттуда уже полноценным мужчиной, который относится серьезно к жизни, умеет постоять за себя и близких, может взять ответственность на себя.
Учитель: Как вы готовитесь к армии?
Ответы учащихся.
IV. Итог урока. В заключении прочитаю вам слова одного из ребят, прошедших военную службу:
« Военная служба позволяет максимально объективно оценить самого себя, свою способность и готовность быть полезным не только близким, друзьям, но и Родине, народу. Не зря говорят: «Попробуй исполнить свой долг и ты узнаешь, кто ты есть в действительности, на что ты способен». Каждый гражданин, честно исполнивший свой воинский долг, приобретает ничем невосполнимое моральное право – прямо и открыто смотреть в глаза соотечественников, не отворачивая стыдливо взгляд ни от убеленного сединами ветерана, ни от своего сверстника, ни от младшего брата. Отслужив в армии, человек сделает то, что должен и обязан был сделать по совести и по закону. Несомненно, прошедший военную службу больше приобретает, чем теряет. Прежде всего, солдат проходит школу духовного, нравственного и физического возмужания; армейская служба – это один из самых трудных и потенциально опасных видов человеческой деятельности. Среди армейских приобретений, жизненно необходимых любому деятельному человеку, на одном из первых мест стоит привычка к исполнительности, точности, порядку, одним словом дисциплинированность.
Служить честно, завершить службу достойно – значит стать человеком, окрыленным чувством исполненного долга и устремленным в будущее, личностью, способной достигать самых высоких жизненных целей…»
Приложение 1
Что думают юноши об армии, вот типичные суждения:
С чем ты согласен?
- Если ты не служил, то, значит, не знаешь вкуса жизни
- В армии служили мой дед и отец, а значит, должен служить и я.
- Дед сказал, что не пустит в дом, если я не отслужу в армии. Это позор для семьи.
- Если каждый будет уклоняться от службы в армии, то кто будет защищать Родину?
- Если у нас не будет армии, страна потеряет силу, а если мы потеряем силу – мы потеряем Родину и свободу.
- В армию надо идти всем нормальным пацанам, а трусам не надо идти.
- Я в армию пойду, даже после окончания ВУЗа. Я хочу иметь хорошую работу и должность, а без службы в армии, мне кажется, сейчас это получить трудно. И впредь, мне кажется, эта тенденция (при поступлении на работу предпочтение отдается отслужившим в армии) будет развиваться.
- В армии нас научат справедливости, стрелять, защищать и защищаться, помогать ближним.
- Армия для того, кто хочет встать на ноги, стать настоящим мужиком, стать человеком. Лучше отдать положенный год, зато потом легче будет жить, работать, растить детей.
- Поскольку об армии говорят очень много и плохого и хорошего, - не знаешь чему верить. Я к ней сейчас отношусь - «никак». Я не рвусь сам в армию, но и не уклонюсь, если призовут.
- В разных войсках служба идет по-разному, и дисциплина и порядок - везде разные. Поэтому – кому «как повезет». Не хотелось бы, чтобы мне «не повезло».
- Положение в армии и впечатление от службы в ней зависит от самого человека, от его характера, воли, моральной и физической подготовленности и.т.д.
- К армии надо готовиться, тогда не будет так сложно служить
Приложение 2
«Какой бы ты хотел видеть Российскую армию? Что надо улучшить?».
Твои варианты ответов?
- В армии надо готовить нормальную еду, нормально лечить, выдавать хорошую одежду и следить за тем, чтобы ее не отбирали «деды».
- Нужно переходить на контрактную службу и не решать политические вопросы путем войны.
- В армии старая техника, я убедился, когда побывал в воинской части, там стоит техника, на которой ездил мой отец еще в 80-х гг. Надо не жалеть денег государству и обновлять технику.
- Часто после армии ребята меняются как в хорошую, так и в плохую сторону. И это зависит не только от личных качеств человека, но и от окружающей обстановки, в которую он попал, и от отношения к нему со стороны государства. Надо поддержать призывника, затем молодого солдата.
- Дедовщина в армии есть, она была и, по-видимому, будет. Может она и нужна, может она и воспитывает – я не против. Но должны быть какие-то пределы – нельзя допускать членовредительства.
- Плохо, что некоторые «косят» от армии. Если надо отдать долг Родине, то это должны делать все. Плохо, что берут взятки командиры, медики и.т.д. Надо в армию отправлять всех, кто к этому делу пригоден, без всяких исключений.
- Плохо, что берут в армию не всегда здоровых парней. Им тяжело – они и калечатся там.