СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Служебные части речи " 8класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Служебные части речи " 8класс

Цели урока: 1. Расширить и обобщить знания, умения и навыки учащихся о служебных      частях речи, систематизировать знания о служебных частях речи. 2. Развивать логическое мышление, память, творческие способности;     развить культуру устной и письменной речи. 3.  Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.  

Просмотр содержимого документа
«"Служебные части речи " 8класс»

Ибраева Светлана Есмуратовна

учитель русского языка и литературы

Саржансайская средняя школа

Мартукский район

Актюбинская область


Тема: Служебные части речи. Предлоги.

Класс: 8

Цели урока:

1. Расширить и обобщить знания, умения и навыки учащихся о служебных

частях речи, систематизировать знания о служебных частях речи.

2. Развивать логическое мышление, память, творческие способности;

развить культуру устной и письменной речи.

3. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.


Наглядности: интерактивная доска, опорные схемы, слайды, карточки.


Ход урока

I. Организационный момент.


II. Проверка пройденного материала.

А) Проверь себя!

1. Что называется наречием?

2. Чем отличаются наречия от других частей речи?

3. Каким членом предложения чаще всего бывает наречие?

4. Какая буква пишется после шипящих на конце наречий?

5. Какие разряды наречий по значению вы знаете?

Б) Найди лишнюю фигуру.

На разных геометрических фигурах написаны наречия на русском языке и их антонимы на казахском. Ученики находят наречия, которые не имеют антонимическую пару. Например: темно (ромб) – жарық (скругленный прямоугольник), влево (цилиндр) – оңға (куб) и т. д.

В) Укажите разряды следующих наречий:

Вправо (места), давно (времени), сегодня (времени), сгоряча (причины), крайне (меры и степени), радостно (образа действия), назло (цели), вперед (места), всегда (времени), здесь (места), чуть-чуть (меры и степени), сильно (образа действия), однажды (времени), очень (меры и степени), повсюду (места), нарочно (цели).


III. Новая тема.

1. - Ребята, еще раз повторите, пожалуйста, какая часть речи называется наречием?

– Самостоятельная, которая обозначает признак действия…

2. - Какие еще части речи, кроме наречий, относятся к самостоятельным?

- Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение.

3. - Назовите другую группу частей речи.

- Служебные. Это предлог, частица, союз. От самостоятельных частей речи они отличаются тем, что не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества. Самостоятельно они на вопросы не отвечают и не бывают членами предложения. Служебные части речи в предложении употребляются только вместе с самостоятельными частями речи и они не изменяются.

2. О предлогах (ученики сами вспоминают правило).






Простые Непроизводные Пространственные

Сложные Производные Временные

Составные Причинные

Цели и другие…

Простые: в, по, к, за, под, над, для… (одно слово).

Сложные: из-за, из-под, по-над, по-за… (из двух простых).

Составные: в связи, в силу, по мере … (из нескольких слов).

Непроизводные (древнейшие в языке): на, у, при, за, из, по, перед, над и другие.

Производные (образованные путем перехода самостоятельных частей речи в служебные): насчет, в течение, вследствие, благодаря, вокруг и другие.


IY. Тренировочные задания.

1. Упражнение 281. Выписать в два столбика словосочетания с предлогами и без предлогов (ходить в театр, слушать музыку, посещать выставки, беседовать с актерами, ария из оперы и другие).

2. Работа по карточкам. Сделать синтаксический разбор предложений.

А) Под мышкой мальчик нес узелок и стал спускаться по узкой тропинке.

Б) Коля уговорил Женьку, чтобы тот устроил ему экскурсию на завод.

В) Кустарник рос по отвесу горы и выходил к берегу маленького ручья.

Г) Ученые считают, что первый человек появился на Земле около миллиона лет

назад.

Д) Над степью чуть брезжил рассвет.

Найти в данных предложениях предлоги, указать вид по составу, по происхождению, по значению.

3. Обратить внимание детей на правило о правописании производных предлогов (страница 199).

4. Выполнение упражнения 283 (списать, раскрывая скобки, составить два-три распространенных предложений).

5. Упражнение 287. Придумать сложные предложения, используя предлоги.


Y. Закрепление.

1. Выделить предлоги, составить предложения, используя их: чтобы, на, резко, насчет, ли, как, под, перед, часто, к, словно.

2. Литературное домино. На карточках, разделенных пополам, написаны «половинки» пословиц: на одной половине – начало одной пословицы (с большой буквы), на другой половине – конец пословицы (с маленькой буквы).

Например: С кем поведешься … от того и наберешься.

На вкус и на цвет … товарищей нет.

Не красна изба углами, … а красна пирогами.

В каких пословицах употреблены предлоги? Укажите, какие они по составу, по происхождению, по значению.

3. Ответить на вопросы:

- Какая часть речи называется предлогом?

- Какие предлоги бывают по происхождению?

- По значению? По составу?

- Как пишутся предлоги со словами?

YI. Домашнее задание.

Повторить все правила о предлогах.

Письменно выполнить упражнение 285 на странице 200. Составить глагольные словосочетания с предлогами места, данными в таблице 7.

YII. Комментирование оценок.




































А) Под мышкой мальчик нес узелок и стал спускаться по узкой тропинке.




Б) Коля уговорил Женьку, чтобы тот устроил ему экскурсию на завод.




В) Кустарник рос по отвесу горы и выходил к берегу маленького ручья.




Г) Ученые считают, что первый человек появился на Земле около миллиона лет назад.




Д) Над степью чуть брезжил рассвет.