СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смотри на меня как на равного

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Тема классного часа была выбрана неслучайно. 3 декабря в мире считается Днём инвалидов. Такие люди есть в каждой стране, каждом городе и каждой деревне, и нельзя об этом забывать. Но в наше время всё труднее и труднее становится объяснить детям, подросткам  простое нравственное понятие – уважение ко всем людям. А забота о людях с ограниченными возможностями– одна из приоритетных задач государства.

Просмотр содержимого документа
«Смотри на меня как на равного»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Орг. момент

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.


Смотри на меня как на равного

Постановка темы

Звучит песня « Мы просто другие» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)
- Наш классный час мы начали с песни, посвященной всем людям, которые не хуже и не лучше, чем мы с вами. Эти люди просто другие.

- О ком пойдет речь?

- Да, именно о них, по-другому таких людей можно назвать люди с ограниченными возможностями.

- К сожалению, на нашей планете есть немало людей, которым физическое здоровье не позволяет выполнять элементарные бытовые вещи.

- Такими они становятся с рождения или в результате перенесенной болезни или травмы.





- (об инвалидах)



Открытие нового знания

- Ребята, как вы думаете, почему сегодня мы будем говорить о людях с ограниченными возможностями?

- Да, вы правы.

- Наш мир состоит из абсолютно разных и непохожих друг на друга людей.

- Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое. Люди с ограниченными возможностями — такие же, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются. Они также как и мы нуждаются в добром, внимательном отношении.

- Поэтому мы должны с вами относиться к таким людям, как к равным. Они не виноваты, что с ними произошла такая беда.

- Чтобы мы это не забывали Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов.

- Ребята, скажите, встречались ли вам когда-нибудь люди с ограниченными возможностями в нашем городе или в другом месте?

Просто мы не всегда замечаем их. В нашей стране таких людей много. Это и взрослые и дети.

- Скажите, а знаком ли вам этот символ? Что он обозначает? Где вы встречали такой знак?

- Да, правильно. На входе в нашу гимназию также имеется пандус и кнопка вызова, которые необходимы, чтобы обеспечить людям с ограниченными возможностями , в том числе передвигающимся на колясках, доступ в здания наравне со здоровыми людьми, не испытывая ограничений.

Давайте попробуем поставить себя на место людей с ограниченными возможностями ? Почувствуем на себе, как трудно таким людям сделать то, что для нас не составляет труда.

- потому что это важная тема в современном мире.

- потому что нужно уважать таких людей

( и другие ответы)






- Да, встречались.




- Это обозначает, что здесь инвалид. Такое можно встретить на парковках или на дверях магазина, на стекле машины и др

( презентация – слайд с фотографиями разных людей, в том числе и инвалидов)










( презентация слайд 1 )







( на слайде значок инвалида)

Первичное закрепление

- Сейчас я выберу 5 человек.

- Одну вашу руку прижмите к туловищу и постарайтесь в упражнении ее не использовать. Это условие.

- 1. Твоя задача надеть пиджак только при помощи одной руки

- 2. Твоя задача согнуть лист бумаги пополам при помощи одной руки

- 3. Твоя задача поймать мяч, который я кину, одной рукой

- 4. Твоя задача открыть книгу на 28 странице при помощи одной руки.

- 5. Твоя задача написать на доске свое имя.

- Что испытывали? Что хотелось сделать?

- Люди с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные.

- Каких вы знаете известных личностей, например, незрячих или неслышащих?

1) Великий Бетховен, чей 250-летний юбилей отмечается в этом году 16 декабря свою знаменитую "Девятую симфонию" создал, будучи абсолютно глухим.

2) История этого человека вообще кажется сказочной. Как может незрячий стать известным на весь мир фотографом? Оказывается, нет ничего невозможного, и это доказал своими фотографиями Пит Эккерт.
3) Одна из самых известных незрячих артисток на российской эстраде — это певица Диана Гурцкая. В раннем возрасте врачи диагностировали у девочки врожденную слепоту.

4) Русский художник иконописец 19века Григорий Журавлёв – у него не было рук, рисовал кистью, зажав её зубами.

5) Алексей Маресьев

Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага.



Очень часто люди с ограниченными возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди. Часто такие люди показывают высокие результаты.

-Адам Эссерт необычный ребенок. Судьба распорядилась так, что он родился без рук. Но наперекор судьбе научился писать, рисовать и даже работать на компьютере, используя специальную мышку, которой управляет ногой. Любит плавать, подвижные игры, на уроках труда умудряется лепить, ловко из бумаги ногой вырезать различные фигуры.

- У этого маленького ростом — всего 110 см — человека огромное и доброе сердце. У Данила Плужникова редкий генетическое заболевание костей. Оно неизлечимо. Мальчик передвигается при помощи костылей. Но он не сдается, ведет довольно активную жизнь.

- А это Ник Вуйчич австралийский  писатель, рождённый с редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию всех четырёх конечностей.

- Про каких людей вы уже слышали?

- Эти люди такие же, как мы с вами, только они намного больше понимают ценность обычных вещей – видеть, слышать, ходить, сидеть. Понимают, что видеть утро, людей, солнце – это здорово.

- Они проживают каждый день в борьбе за свою жизнь, превозмогают свои ограничения, преодолевая себя каждый день. Это настоящие герои, которые совершают подвиг каждый день своей жизни.

- Послушайте стихотворение “Ступени”

Ступени, ступени, ступени. Они повсюду.

Ступени в магазине, ступени в школе, ступени в метро,

Ступени в автобусе, ступени на входе в кухню.

Ступени у моей кровати, ступени в моем доме.

Ступени мешают мне делать то, что я хотел бы сделать.

Ступени на моем пути в библиотеку,

И я не могу прочесть книгу.

Ступени делают меня печальным, злым и угнетенным,

Обеспокоенным и болезненным,

Испуганным и нервным.

Ступени – это мрачный сумрак.

О, если бы было можно словно бульдозером убрать все эти ступени, все эти ступени.

- Автор мальчик Антон, 12 лет.

А кому вообще мешают ступени?

Почему Антон так не любит ступени?

- Почему ступени делают Антона злым и нервным?

- Мы с вами каждый день преодолеваем сотни ступеней и не замечаем этого. А для многих людей-инвалидов ступени становятся непреодолимым препятствием.






( ответы детей )































3 слайд






4 слайд




























(Он инвалид-колясочник).


Закрепление

Групповая работа























































Самостоятельная работа

- Думаю, многие из вас не станут с удивлением и непониманием смотреть на этих людей, а, наоборот, проявят элементарное внимание и доброжелательность. К таким людям нужно относиться с особым вниманием и заботой!

- А вот как мы можем помочь им, я хочу услышать от вас.

И для этого мы сейчас разделимся на группы, сыграв в игру "Атомы и молекулы"

- В этих группах вы будете работать.

У вас на партах сигнальные карточки : красный цвет -- нужна помощь учителя; зелёный цвет -- готовы к ответу. Помните правила работы в группе : относиться к друг другу вежливо, выслушивать мнение товарища ; не перебивать ; стараться найти общее решение ; проявлять терпение.


-Как можно сделать жизнь этих людей более комфортной и безопасной?

1группа - будет градостроители.

- Ребята, представьте, что вы строители и архитекторы нового города, перед вами стоит задача: построить город со всеми условиями для инвалидов. Каким вы его видите, опишите.

Вам нужно придумать, что можно изменить в строительстве города, чтобы облегчить жизнь людей с ограниченными возможностями.

2 группа – жители

- Ребята, а вы жители нового города и перед вами стоит задача: как мы можем помочь людям с ограниченными возможностями.

(выбирают карточки, на которых написаны действия, которые вы можете сделать сами в помощь людям с ограниченными возможностями.)

3 группа – инструкторы

-Ребята, а вы инструкторы, задача которых составить ряд правил, которые предотвратят несчастные случаи. Какие опасности подстерегают нас в жизни, в быту?

4 группа - журналисты

Ребята, а вы журналисты, которые расскажут: бывают ли опасные для здоровья профессии, приводящие к инвалидности? Не забудьте написать про людей, которые каждый день рискуют жизнью ради нас ( пожарные, спасатели и др)

















- В нашем городе есть «Общество слепых», где люди, не имея зрения, изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки и многое другое)

- Чтобы прочувствовать на себе, как трудно приходиться жить таким людям, предлагаю выполнить одно задание.

- Я предлагаю вам выполнить аппликацию.

- Для нас всех это обыкновенное упражнение, но делать вы будете с закрытыми глазами. При желании в любой момент вы можете снять повязку. И проделать задание с открытыми глазами. Думаю, что каждый из вас понимает, что незрячие люди себе такого позволить не могут.

- Перед вами аппликация "Пингвин", которому нужно приклеить элементы одежды.

-А в коробке лежат повязки на глаза, наденьте их.

Упражнение «С закрытыми глазами»

- Хотелось ли вам снять повязку и открыть глаза?Что было самое сложное при выполнении этого упражнения?

- Так незрячие люди выполняют всю работу и бытовые вещи.

1 группа – сделать вход и выход, из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок.

2 группа - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание. Нужно проявить терпение, если общественный транспорт, оборудованный спецподъемником, медленно загружает человека на коляске, что есть собаки, которые умеют помогать слепым людям. Что каждый человек может помогать людям с инвалидностью, проявлять элементарное внимание и доброжелательность.

3 группа

- И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток, автомобили. Но люди часто или не задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и здоровье.

Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто- и авиа-катастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы.

После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений.




(ответы детей)


Итог занятия

- Ребята, какую тему мы сегодня затронули?

- О ком и о чем говорили?

- Почему мы говорили о людях в ограниченными возможностями?

- Многие из вас ощутили на себе, выполняя различные задания, как трудно порой жить людям с ограниченными возможностями.

- Что мы можем сделать или что мы поняли и вынесли с сегодняшнего занятия?

- В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно, всё, что вы услышали, увидели, тронуло ваши сердца.

- Скажите, люди с ограниченными возможностями хотят, чтобы к ним относились как к кому?

- Да, каждый из них желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку.

Относитесь к людям с ограниченными возможностями так же, как вы относитесь к здоровым людям. Люди с ограниченными возможностями все равно остаются людьми, и они не заслуживают неуважения по отношению к себе, они хотят быть равными.

- Да, к сожалению, не все люди умеют одинаково хорошо ходить или видеть, или слышать, или понимать.

- Здоровье ограничивает их тело в определенных действиях и способностях, но в остальном эти люди такие же отличные ребята, как и мы с тобой.

- Общаться с ними можно и нужно.

Ребята, если вы хотите что-то написать людям с ограниченными возможностями, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать им.

Я рада, что вы на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это может означать, что время, проведенное на занятие, не прошло для вас даром. Спасибо за работу!


(ответы)









Нужно быть добрее, внимательнее и отзывчивее по отношению к таким людям.




- как к равному и тд