СМС как современный эпистолярный жанр
Выполнила:
преподаватель
Копылова Е. Н.
Цель данной работы - изучение СМС как эпистолярного жанра письма, его создание и развитие.
Задачи:
-выяснить, что такое эпистолярный жанр;
-определить, в чём особенности СМС-сообщений как эпистолярного жанра;
-узнать, какие «плюсы» и «минусы» имеет СМС общение.
-провести соц. опрос.
Эпистолярный жанр – жанр литературного произведения, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений. Он возник еще во времена античности.
Признаки эпистолярного жанра:
-сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;
-разделение писем по сфере общения на деловые и частные;
- использование языковых средств, соответствующих сфере переписки
устойчивая композиция текста (более жесткая в официальном и свободная - в частных письмах);
-точное обозначение отправителя и получателя;
-соблюдение речевого этикета с учетом адресата, характера сообщения и национальных эпистолярных традиций.
СМС как эпистолярному жанру характерны следующие признаки:
- СМС имеет признаки диалогической речи, но эта речь более краткая и четкая, ведь СМС ограничено по размерам;
- СМС так же можно разделить на деловые и частные, только вот частные СМС пишут намного чаще;
- СМС не имеет устойчивой композиции текста, но наш язык в Смс соответствует сфере переписки;
- в любом СМС обозначается получатель и отправитель;
- при написании СМС мы соблюдаем речевой этикет с учетом адресата.
Итак, мы можем прийти к выводу, что СМС можно считать современным
эпистолярным жанром, но СМС также имеет и ряд своих отличительных признаков:
- особый СМС-сленг;
- большое количество сокращений слов, высказываний;
- смайлики, по-особому составленные картинки, отображающие настроение автора;
- не всегда соблюдаются правила грамматики и пунктуации.
Сегодня сервис СМС используют более 80% абонентов мобильной связи.
SMS (Short Message Service) –
-Услуга пересылки коротких сообщений, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона.
-Короткое (не более 160 знаков) текстовое сообщение для передачи информации.
Основных причин СМС–бума в массовой культуре несколько:
-развитие электронных коммуникаций;
-современные люди стали проявлять больше индивидуализма, не очень–то доверяют друг другу, предпочитают все самое тайное и сокровенное носить в себе;
-если в 20 веке мы могли часами общаться по телефону, то сегодня даже телефонные переговоры вынуждены сократить до минимума — они превратились в слишком дорогое удовольствие;
-многие ученые считают, что под влиянием жизненных условий мы претерпеваем какие–то изменения на генном уровне и уже с рождения зависимы от электронной техники.
Сферы применения СМС:
Оказывается, что при помощи клавиатуры мобильного телефона можно не только назначать друг другу свидания, но и объясняться высоким литературным стилем. Так в Великобритании тексты литературной классики перевели на язык смс-сообщений.
Некоторые произведения Шекспира были сжаты при помощи правил записи SMS – сообщений до нескольких десятков строк. К примеру, знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть!» теперь выглядит так: 2b?Ntb?=? (“To be or not to be? That is a question”), а все пять актов этого произведения легко вмещаются в несколько тысяч знаков.
А с 1 сентября в шотландском Strathclyde University в Глазго любой желающий может записаться на курсы «текстинга». Чтобы научить англичан «текстить» правильно, представители мобильной индустрии обратились к ученым.
«Плюсы»СМС.
- услуга СМС занимает меньше времени, чем телефонный разговор;
- СМС полезно, если вы не хотите, чтобы были слышны шумы вокруг Вас во время разговора;
- СМС - удобный способ общения для глухих людей и людей с нарушениями функции общения;
- через СМС можно проголосовать на конкурсе или опросе, получить информацию относительно маршрутов, сеансов кино, погоды, новостей и др.
«Минусы» СМС.
- за счёт СМС-рассылки многие мошенники выманивают у пользователей сотовой связи деньги или важную конфиденциальную информацию;
- затрата денег и времени, некоторые люди даже зависимы от СМС;
- любители частого общения по СМС очень редко пользуются новыми словами и не пополняют свой лексикон. Так же современная молодежь, которая общается по большей части с помощью коротких сообщений, становиться необразованной массой, которой лень использовать длинные слова;
- доставка сообщений не гарантируется: вы можете предполагать, что известили нужных людей, а они могут не получить Ваши СМС или получить с большим опозданием.
История создания смайла.
Ещё в 1963 году Владимир Набоков в одном из своих интервью упоминал о том, что стоит создать специальный знак пунктуации для графического отображения эмоций:
"Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку, которой я бы мог сопроводить ответ на ваш вопрос".
Американский художник Харви Болл в декабре 1969года первым нарисовал графическое изображение улыбки в виде двух точек и дуги в жёлтом круге.
Желтые рожицы "засветились" на футболках, рюкзаках, карандашах. Даже почтовая служба США выпустила веселую марку. Смайл печатали на всем, что может продаваться, он приносил огромные доходы всем, кроме его непосредственного создателя. Харви Болл не стал регистрировать свое авторское право.
Проведение соц. опроса в Интернет сети.
Данный опрос показал, что чаще всего (87,1%), в силу свое коммуникабельности, пользуются смс услугой - женщины. Намного реже (12,9 %) пользуются мужчины.
В основном смс используются респонденты 14-18 лет, о чем свидетельствует 49,5 %. На втором месте пользователи постарше - 36, 4%. Мужчины и женщины старше 30 пользуются смс редко.
96,5 % респондентов пользуются услугой смс. 41, 9% ответили, что иногда прибегают к данной услуге.
Я понял, что в основном люди пишут смс для связи с друзьями и семьей (75%), чтобы сообщить важную на данный момент информацию. А вот знакомиться с новыми людьми по смс люди совсем не любят и не делают этого, о чем говорят данные 0,4%. Опрос показал, что с помощью смс общения люди решают и бытовые проблемы: 13,4 % ответили, что в основном пользуются смс именно для этого.
Таким образом, можно прийти к выводу, что СМС – сообщения являются современным эпистолярным жанром и, к сожалению, вытесняют жанр бытового письма, потому что обладают некоторыми преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и быстротой передачи. Помимо СМС, послание можно передать по электронной почте и другими способами современной связи. Но и здесь у СМС-сообщений преимущество: телефон всегда под рукой.
- Список литературы
- 1. Акишина А.А. Письмо как один из видов текста. // Русский язык в школе,- №2, 1982.
- 2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М., 1981.
- 3. Белинский В Г. Полн. собр. соч., т. 1. М.—Л., 1953, с. 265.
- 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 2006
- 5. Белова А.В. Российская женщина и европейская культура. // http: www. anthropology. ru.
- 6. Белунова Н.И. Комфорт речевого общения ( Дружеское письмо). // Русский язык в школе - №5, 1996.
- 7. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. – М., 1987.
- 8. Будагов Р.А. Человек и его язык. – М., 1974.
- 9. Ваш телефон. Руководство пользователя. М., 2005
- 10. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. – М., 1982.
- 11. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История Нового времени. – М., 1995.
- 12. Гринь Е.А. 300 SMS приколов и любовных. М., 2006.
- 13. Гроссман Л.П. Письма женщин Пушкину. – М., 1997.
- 14. Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. В 2-х , т.2/ Сост. В.В.Кунин- М.,1986.
- 15. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого: очерки, хрестоматия. – М., 2001.
- 16. История русской культуры 19-20 веков. Пособие для вузов. / Под ред. П.В.Кошман. – М., 2004.
- Интернет сайты:
- 1. http://daz.su/ nash-otvet / kultura /20/index.aspx
- 2. http://ru.wikipedia.org/ wiki /%DD%EF%E8%F1%F2%EE%EB%FF%F0%ED%FB%E9_%F0%EE%EC%E0%ED
Спасибо за внимание!