СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысл личностного кризиса.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любая проблема таит дар для тебя. Ты ищешь проблемы, поскольку нуждаешься в их дарах.

Р. Бах

Просмотр содержимого документа
«Смысл личностного кризиса.»

Личностный кризис.

На различных этапах жизненного пути человек сталкивается с кризисными ситуациями, которые могут спровоцировать личностный (экзистенциальный) кризис. Пусковым механизмом для кризиса могут быть ситуации, связанные с переживанием различного рода утрат, потерей семьи или работы; разлукой, одиночеством, изменением социального статуса и др.

Однако природа кризиса такова, что среди пусковых механизмов могут быть не только печальные или травматичные переживания. Причиной кризиса могут быть и радостные, позитивные события - например, рождение ребенка, влюбленность, бракосочетание или повышение по службе. Иногда у кризиса вообще сложно найти какую-то внешнюю причину. Просто у человека появляется ощущение, что внутри что-то изменилось и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера: он стал другим. Очень часто событие, "запускающее" кризис, может быть абсолютно незначительным; оно срабатывает по типу "последней капли". Таким образом, пусковые механизмы кризиса определяются не только внешним, но и внутренним содержанием, динамикой психологической жизни личности, которые так часто остаются за пределами сознания, а потому не поддаются контролю и предвидению.

Иногда за кризисами закрепляются определенные названия - например, "первая любовь", "кризис середины жизни", "кризис выхода на пенсию". Однако многие из подобных кризисов остаются безымянными и не привязываются к каким-либо внешним событиям, хотя и представляют собой серьезные личностные сдвиги, отражающиеся на всех сторонах жизни человека.

Внешние характеристики кризиса могут отличаться друг от друга: пусковые механизмы могут иметь совершенно различный характер, да и реакции на кризисные ситуации будут специфичными для каждого человека. Поэтому для понимания кризиса важно знать его внутреннюю суть, то есть психологический механизм возникновения. Суть личностного кризиса - это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать.

Кризис перемещает человека в нейтральное положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых еще нет. Это "время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения". О нахождении в этой пограничной области свидетельствует появляющееся в этот период сопротивление, переживаемое как страх изменений, как страх быть другим, оторваться от привычных и потому безопасных стереотипов.

Таким образом, кризис - это своеобразная реакция личности на ситуации, требующая изменения жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру. Если преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, то экзистенциальных - становлению личности. Кризис - это ответ на потенциальную возможность личностного роста, любой кризис заложен в основном свойстве личности - стремлении развиваться и самосовершенствоваться, то есть постоянно изменяться, чтобы человек обрёл уверенность и силу, стал более открытым и терпимым, впустил в свое сердце любовь и глубокое понимание жизни.

Человек слишком занят сегодня и ему не до личностного роста. И в этот самый момент человек попадает в ситуацию, которая разрушает все его привычные устои и создает такую жизненную проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами. "Нет добра и зла, - есть благо". При освобождении любых событий, происходящих с человеком, от оценок в категориях "хорошо - плохо", они становятся просто опытом, очередным шагом в самопознании. Проблема состоит в том, чтобы, встречаясь с болью, страданием, близостью смерти, не стараться отвернуться от них, избежать их или смягчить, а научиться их принимать. Если мы научаемся включать страдание в духовный контекст, это меняет как переживание само по себе, так и значение страдания.

Большинство психологов придерживаются мнения о том, что кризис является предпосылкой важнейших личностных изменений, характер которых может быть как положительным (конструктивным, созидательным, интегрирующим), так и негативным (деструктивным, разрушительным). Отсюда следует, что в разрешении кризисной ситуации можно выделить два основных выхода: один состоит в том, что человек рискует, открываясь новым возможностям и преодолевая страх изменений, тем самым реализует базовое стремление к росту, тогда переходит на следующую ступень своего развития, получает новый опыт, новые знания о мире и о себе. Другой выход заключается в сохранении существующего порядка. В тех случаях, когда речь идет о кардинальных и далеко идущих переменах, они обязательно вызывают тревогу, личностный рост и тревога неразделимы. Поэтому часто, выбирая потребность в безопасности и стремление к сохранению существующего порядка, человек приостанавливается в своем развитии, при этом ограничивая или даже разрушая себя.

Таким образом, чтобы развиваться, актуализировать свои потенциальные возможности, а иногда и просто выжить, личности необходимо учиться справляться с различными критическими ситуациями. Однако суть кризиса такова, что заставляет человека усомниться в возможности его преодоления. В этот период человек остро чувствует отсутствие внутренней опоры, теряются связи с миром и с другими людьми; прежние жизненные цели разрушаются, смыслы теряют свою ценность. Давление этого состояния толкает человека к действиям, которые могли бы разрешить проблему немедленно. Среди разрушительных для личности способов выхода из кризиса могут оказаться суицид, нервно-психические и психосоматические расстройства, социальная дезадаптация, посттравматический стресс, криминальное поведение, алкогольная или наркотическая зависимость и др. Таким образом, если кризис не разрешён или разрешён неадекватно, то это может привнести в личность деструктивный аспект и тем самым затруднить процесс дальнейшего роста и развития.

Но кризис - это и возможность изменения, перехода на новую ступень развития личности, источник силы. И в этом его позитивный аспект. Кризис может стать для личности возможностью изменить что-то в себе и в своей жизни, научиться чему-то новому, переосмыслить, а иногда и впервые осознать свой жизненный путь, собственные цели, ценности, отношение к себе и к другим людям. Адекватное разрешение кризиса даёт возможность перейти на следующую ступень развития более зрелой личностью. Он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и движение к тому, что называют "высшим сознанием".

Ситуация переживается как кризисная тогда, когда человек перестает видеть возможные выходы, но в тоже время открыт для нового опыта, а это значит, что кризис может служить основанием для положительных перемен и стать важным личным опытом. Боль, которую испытывает человек в кризисе, мотивирует его на поиск новых путей решения, ресурсов, на приобретение новых навыков и, как следствие, на дальнейшее развитие. Таким образом, характер кризиса можно описать и как трансформирующий, так как он одновременно несёт не только отказ от старых, привычных способов бытия, но также поиск и совершенствование новых, более прогрессивных. Позитивный или деструктивный выход из кризиса определяется не только соотношением созидательных и разрушительных тенденций в личности и способом решения экзистенциальных проблем, но и отношением человека к самой кризисной ситуации. Если кризис воспринимается личностью как возможность более глубокого осознания бытия, принятием своей судьбы, чувством защищенности, принятием духовного и телесного аспекта своей личности, стремлением к росту, осмысленностью жизни, терпимостью к её изменчивости, высоким уровнем ответственности за себя, то это принятие собственных чувств по отношению к смерти и вера в бессмертие души. Во втором варианте кризисная ситуация воспринимается как наказание или мучение и выражается в концентрации на своих страданиях - болезнях, старости, страхах, зле, беспомощности и одиночестве. Этот подход не предполагает принятия ответственности за выход из кризиса. Такое отношение к собственной жизни связано с представлениями о смерти как абсолютном конце и страхом по отношению к ней. В кризисе выбор личностью стратегии его преодоления связан с принятием или отвержением смысла в происходящих событиях, а также с отношением к таким базовым экзистенциальным проблемам, как жизнь и смерть. Выбор в данном случае зависит только от самой личности.

Кризис - это одновременно опасность и возможность, разрушение и созидание, потеря и приобретение, смерть старого и рождение нового. Любое явление в этом мире заключает в себе свою противоположность. "Одна половина, одна противоположность существует только потому, что существует другая" Нельзя что-то приобрести, ничего не потеряв при этом; точно также невозможно постоянно терять, ничего не получая взамен. Одна из особенностей состояний разрушения и созидания заключается в том, что, находясь в одном из них, другое остается скрытым. Это не значит, что его нет; это значит, что мы можем не замечать его. Другой особенностью является наличие закономерностей каждого из процессов - как разрушения, так и созидания. В силу нашего восприятия жизни, процесс созидания привлекает нас больше, поэтому мы лучше знаем его сильные стороны. Период же разрушения сопряжен с болью, что заставляет людей создавать массу защит, чтобы избежать его, а также обходить стороной переживания других людей, находящихся в этом состоянии. Однако, как пишет уважительное отношение к процессу разрушения как к необходимому этапу личностного развития - это дар, который мы можем преподнести самим себе, это время пребывания в одиночестве, наедине со своими страхами, разочарованием и болью, печали и отверженности; время нескончаемых вопросов и бесконечного непонимания. Время поиска той тонкой грани, которая отделяет смирение и преодоление, движение вперёд. Время, которое укрепляет наш дух и открывает сердце любви; позволяет учиться понимать и принимать изменчивость жизни. Кризис - это время, дающее возможность гусенице сделать выбор: поддаться страху темноты и неизвестности или превратиться в бабочку. Каждый из нас делает свое дело. И в этом наша свобода. Но в то же время каждый из нас и отвечает за свое дело. И в этом наша ответственность.