2017 год
- Труд всё побеждает.
- Всякое дело концом хорошо.
- Маленькое дело лучше большого безделья.
- Больше дела, меньше слов.
- Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
- Терпенье и труд все перетрут.
- В труде рождаются герои.
- Всякое уменье трудом дается.
- Любовь к труду - у людей на виду.
Потеряла Алёнушка ключ.
На опушке искала – не видно.
Вдруг журчащий увидела ключ,
Да не этот ей нужен, как видно.
Мастер - класс: «Технология смыслового чтения»
2017 год
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Смысловое чтение-
это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех УУД:
- в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
- Работа с текстом до чтения
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Приемы предтекстовой деятельности
- «Мозговой штурм»
- «Глоссарий»
- «Ориентиры предвосхищения»
- «Предваряющие вопросы»
- «Рассечения вопросов».
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача педагога : обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Приемы текстовой деятельности
- «Чтение вслух»
- «Чтение про себя с вопросами»
- «Чтение с остановками»
- «Чтение про себя с пометкой»
3. Работа с текстом после чтения
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Приемы послетекстовой деятельности
- «Отношения между вопросом и ответом»
- «Тайм-аут»
- «Проверочный лист»
- «Вопросы после текста»
Прием «Ориентиры предвосхищения»
До чтения текста
Суждения
После чтения текста
Рукописная книга-произведение искусства.
Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась заставками и концовками.
Рукописная книга была большой и тяжелой.
Для письма использовали пергамент.
Орудиями письма были перьевые ручки.
Рукописные книги были доступны всем.
Рукописные книги писались монахами.
Летописи - это рассказы о важных событиях Древней Руси.
Самая известная летопись Древней Руси- «Повесть временных лет», была написана монахом Нектарием.
Первая печатная книга на Руси появилась в 1654 году.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
Приемы предтекстовой деятельности
- «Мозговой штурм»
- «Глоссарий»
- «Ориентиры предвосхищения»
- «Предваряющие вопросы»
- «Рассечения вопросов».
«Мозговой штурм»
Алгоритм реализации приема:
- Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
- Ассоциации записываются на доске.
- Педагог может добавить различную информацию.
- Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.
«Глоссарий»
Алгоритм реализации приема:
- Педагог говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
- Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
«Ориентиры предвосхижения»
Алгоритм реализации приема:
- Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.
- После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)
«Предваряющие вопросы»
Алгоритм реализации приема:
- Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)
- Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.
«Рассечения вопроса»
Алгоритм реализации приема:
- Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
Приемы текстовой деятельности
- «Чтение вслух»
- «Чтение про себя с вопросами»
- «Чтение с остановками»
- «Чтение про себя с пометкой»
«Чтение вслух»
Алгоритм реализации приема:
- Чтение текста по абзацам. Задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
- Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
«Чтение про себя с вопросами»
Алгоритм реализации приема:
- Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
- Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
- Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
«Чтение с остановками»
Алгоритм реализации приема:
- Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
«Чтение про себя с пометками»
- Данная приём чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
Приемы послетекстовой деятельности
- «Отношения между вопросом и ответом»
- «Тайм-аут»
- «Проверочный лист»
- «Вопросы после текста»
«Отношения между вопросом и ответом»
- Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
Где ответ?
В тексте В голове
читателя
в одном в разных автор и я только я
предло- частях
жении текста
текста
найди соедини соедини найди
точный вместе, вместе, ответ
ответ составь составь в своей
ответ ответ голове
«Тайм-аут»
Алгоритм реализации приема:
- Чтение первой части текста. Работа в парах.
- Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом .
«Проверочный лист»
Алгоритм реализации приема: ( Проверочный лист «Краткий пересказ»)
- Названа основная мысль текста.
- Названы главные мысли текста и основные детали.
- Присутствует логико-смысловая структура текста.
- Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста.
- Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста.
«Вопросы после текста» («Таксономия Б.Блюма)
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:
- фактической информации текста, изложенной вербально;
- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста;
- оценочные, рефлексивные вопросы, связанные с критическим анализом текста.
Стратегия смыслового чтения формирует:
- познавательный интерес;
- развивает речь;
- улучшает запоминание материала;
- активизирует воображение;
- появляется внимание к слову;
- умение сопоставлять факты и делать умозаключения.
Благодарю за внимание!