«Стратегии смыслового чтения»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, общество активно использует ПК и Всемирную Сеть Интернет. Процесс социализации становится мобильным, и, вследствие этого, в последние несколько лет роль и статус чтения в современном обществе значительно изменились.
Возьмём, к примеру, численность ребят, обращающихся в библиотеку просто за художественной литературой: 1-4 класс – 63 %, 5-9 классы – 40,2%, 10-11 классы – около 15 %. А как же тогда успеваемость?
По данным российских ученых на успеваемость ученика влияет около 200 факторов, а самым главным является навык чтения, то есть это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.
Казалось бы, какие могут возникнуть проблемы на уроках русского языка и литературы? Ведь именно эти школьные предметы на все сто процентов используют смысловое чтение.
Достаточно вспомнить некоторые приёмы, которые использует «идеальный читатель»:
размышление над текстом до чтения, анализ заголовка, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения;
выделение и объяснение непонятных слов, выражений;
вычерпывание информации из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, уточнение вопросов по ходу чтения, размышление над дальнейшим развитием событий, сверка своих размышления с текстом;
включение воображения, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.
Конечно же, если бы каждый из наших учащихся был бы «идеальным читателем», то проблемы обучения в школе вообще можно было бы избежать.
Предлагаю рассмотреть сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна».
Для развития творческого воображения и возбуждение интереса к изучению данного произведения использую следующие приёмы:
Приём «Рассечение вопроса» или «Дерево предсказаний»
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?
— Что может произойти?
— А какая эта будет сказка? (определить вид)(волшебная)
— Счастливый ли будет у сказки конец?
— В какой сказке мы уже встречаемся со спящей царевной?
— Как вы думаете, будут ли похожи эти сказки?
Приём «Эмоциональный настрой»
— Рассмотрим иллюстрации.
— Что изобразил художник и как это связано с названием сказки?
— Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на них?
Приём «Соревнуемся с писателем»
Даю установку: «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации».
Ученики предлагают свой вариант сюжета книги.
Приём «Закончите предложение»
— Я думаю, что Спящая царевна в конце сказки… ( проснётся, выйдет замуж, останется спать, и т.д.)
Приём «Верите ли вы?»
— Верите ли вы в то, Спящая царевна очнётся ото сна?
— Верите ли вы в то, что из-за злой колдуньи пострадает не только царевна, но и все жители королевства?
Второй этап. Это работа с текстом во время чтения ТЕКСТОВЫЙ
Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания