СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение»

Смысловое чтение на уроках географии

Смысловое чтение на уроках географии

Смысловое чтение Смысловое (продуктивное) чтение  — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.  Цель смыслового чтения  – полное понимание содержания текста, осмысление полученной информации, осуществление познавательной деятельности. Качественное и регулярное применение технологии смыслового чтения позволяет получать высокие образовательные результаты.

Смысловое чтение

  • Смысловое (продуктивное) чтение  — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
  • Цель смыслового чтения  – полное понимание содержания текста, осмысление полученной информации, осуществление познавательной деятельности. Качественное и регулярное применение технологии смыслового чтения позволяет получать высокие образовательные результаты.
Уровни смыслового чтения:   - поиск информации; - понимание прочитанного; - преобразование информации;   - интерпретация информации; - оценка информации.  

Уровни смыслового чтения:

  • - поиск информации;
  • - понимание прочитанного;
  • - преобразование информации;  
  • - интерпретация информации;
  • - оценка информации.

 

Приемы работы с текстом Изучающее чтение  – это такое чтение, которое очень хорошо подходит для домашнего задания. Это внимательное вычитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста.    Прием «Выборочное чтение текста » Использую при закреплении материала, с целью отбора из него какого-либо материала, установления связей и зависимостей, определения понятий и т.д. Нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики.

Приемы работы с текстом

  • Изучающее чтение  – это такое чтение, которое очень хорошо подходит для домашнего задания. Это внимательное вычитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста.
  •  

Прием «Выборочное чтение текста »

Использую при закреплении материала, с целью отбора из него какого-либо материала, установления связей и зависимостей, определения понятий и т.д. Нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики.

Приемы работы с текстом Вопросно-ответные упражнения – работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, важное от менее существенного, второстепенного. Вопросы имеются в начале и в конце каждой темы.

Приемы работы с текстом

  • Вопросно-ответные упражнения – работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, важное от менее существенного, второстепенного. Вопросы имеются в начале и в конце каждой темы.
Приемы работы с текстом Восстановление / заполнение пропусков  – приём работы со связным текстом, в котором специально пропущено слово. Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.     Например: _____________- огромная часть суши, почти со всех сторон окруженная __________. Климат – это _________ _________ погоды в определенной местности.

Приемы работы с текстом

  • Восстановление / заполнение пропусков  – приём работы со связным текстом, в котором специально пропущено слово. Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

Например:

  • _____________- огромная часть суши, почти со всех сторон окруженная __________.
  • Климат – это _________ _________ погоды в определенной местности.
Приемы работы с текстом Упражнение на дополнение или прием « Продолжи фразу» – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо завершить, пользуясь информацией, полученной в ходе прочтения текста. При этом в конце текста можно давать слова для вставки.    Например:  Самая ______ река Северной Америки – ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______ , что в переводе с языка местных ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______ означает «отец вод». По ______ (вместе с Миссури) она занимает третье место в мире, по площади _______ - четвертое, по количеству воды, сбрасываемой в _______океан,- шестое. Ее бассейн раскинулся от ______ на востоке до склонов ______ на западе, от _____озер на севере до Мексиканского ______ на юге.  Залив, бассейна, индейцев, Аппалачи, Великих, крупная, длине, Атлантический, Миссисипи, Кордильеры.

Приемы работы с текстом

Упражнение на дополнение или прием « Продолжи фразу» – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо завершить, пользуясь информацией, полученной в ходе прочтения текста. При этом в конце текста можно давать слова для вставки.

Например:

Самая ______ река Северной Америки – ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______ , что в переводе с языка местных ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______ означает «отец вод». По ______ (вместе с Миссури) она занимает третье место в мире, по площади _______ - четвертое, по количеству воды, сбрасываемой в _______океан,- шестое. Ее бассейн раскинулся от ______ на востоке до склонов ______ на западе, от _____озер на севере до Мексиканского ______ на юге. 

Залив, бассейна, индейцев, Аппалачи, Великих, крупная, длине, Атлантический, Миссисипи, Кордильеры.

Приемы работы с текстом Работа с географическими понятиями.  Обычно в ходе урока географии вводится несколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом.  Например: Погода, климат, горизонт, ветер ,тип климата, изотерма, изобары, амплитуда, абсолютная влажность, относительная влажность, тепловые пояса, область высотной поясности и т.д.

Приемы работы с текстом

Работа с географическими понятиями.  Обычно в ходе урока географии вводится несколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом.

Например:

Погода, климат, горизонт, ветер ,тип климата, изотерма, изобары, амплитуда, абсолютная влажность, относительная влажность, тепловые пояса, область высотной поясности и т.д.

Приемы работы с текстом Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника  – необходим для более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.

Приемы работы с текстом

Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника  – необходим для более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.

Приемы работы с текстом Множественный выбор  – выбор правильного ответа из предложенных вариантов. 1.выбор правильного ответа из предложен­ных вариантов; 2. определение вариантов утверждений, со­ответствующих / не соответствующих со­держанию текста / не имеющих отношения к тексту; 3.установление истинности / ложности ин­формации по отношению к содержанию текста. Например: 1. Перечислите климатические пояса Северной Америки А) экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный. Б) субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, арктический. В) все климатические пояса. 2. Укажите внутренние моря материков: А) Черное море и Балтийское море, Б) Средиземное море и Красное море, В) Норвежское море и море Лаптевых.

Приемы работы с текстом

Множественный выбор  – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

1.выбор правильного ответа из предложен­ных вариантов;

2. определение вариантов утверждений, со­ответствующих / не соответствующих со­держанию текста / не имеющих отношения к тексту;

3.установление истинности / ложности ин­формации по отношению к содержанию текста.

Например:

1. Перечислите климатические пояса Северной Америки

А) экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный.

Б) субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, субарктический, арктический.

В) все климатические пояса.

2. Укажите внутренние моря материков:

А) Черное море и Балтийское море,

Б) Средиземное море и Красное море,

В) Норвежское море и море Лаптевых.

Приемы работы с текстом Задания «на соотнесение» или «Сотрудничество ». 1.нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами пла­на, картинками, знаками, схемами, диаграм­мами и частями текста (короткими текстами); 2. нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, кар­тинок, схем, знаков и т. п.; 3.соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синони­мов/ антонимов). Верные/неверные утверждения  – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Приемы работы с текстом

Задания «на соотнесение» или «Сотрудничество ».

1.нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами пла­на, картинками, знаками, схемами, диаграм­мами и частями текста (короткими текстами);

2. нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, кар­тинок, схем, знаков и т. п.;

3.соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синони­мов/ антонимов).

Верные/неверные утверждения  – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

Приемы работы с текстом    «Найди лишнее»   Например: Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю, остальные имеют). Юкон, Маккензи, Колорадо, Мичиган, Рио-Гранде (Мичиган- озеро, остальные реки)  Исправление готового текста или «Найди ошибку»  – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте .   Например: Австралия – это самый влажный материк на Земле, который полностью расположен в северном полушарии. Омывается всеми океанами. На материке расположено одно единственное государство – Австралийский Союз, столицей которого является город Сидней.

Приемы работы с текстом

«Найди лишнее»

Например:

Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю, остальные имеют).

Юкон, Маккензи, Колорадо, Мичиган, Рио-Гранде (Мичиган- озеро, остальные реки)

Исправление готового текста или «Найди ошибку»  – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте .

 

Например:

Австралия – это самый влажный материк на Земле, который полностью расположен в северном полушарии. Омывается всеми океанами. На материке расположено одно единственное государство – Австралийский Союз, столицей которого является город Сидней.

Приемы работы с текстом Географический диктант 1.Закономерная смена природных зон и природных условий в горах. 2. Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников. 3. Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев. 4. Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства. 5.Терриротия, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир. Прием «Угадай контур» или   «Найди географический объект» -В учебнике встречается много названий номенклатуры, описание объектов. Дети с удовольствием находят их в тексте учебника, а затем на карте. Это способствует хорошему запоминанию географических объектов. Например: Континент, расположенный на самом юге Земли, центр материка примерно совпадает с южным географическим полюсом. На материке нет постоянного населения и нет ни одного государства.

Приемы работы с текстом

Географический диктант

1.Закономерная смена природных зон и природных условий в горах.

2. Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников.

3. Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев.

4. Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства.

5.Терриротия, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир.

Прием «Угадай контур» или   «Найди географический объект» -В учебнике встречается много названий номенклатуры, описание объектов. Дети с удовольствием находят их в тексте учебника, а затем на карте. Это способствует хорошему запоминанию географических объектов.

Например:

Континент, расположенный на самом юге Земли, центр материка примерно совпадает с южным географическим полюсом. На материке нет постоянного населения и нет ни одного государства.

Приемы работы с текстом Работа с картой Проверка номенклатуры (основные географические объекты). Чтение и анализ карт (описание гор, равнин, рек). Картометрический прием - сравнение географических объектов (длина, площадь, протяженность). Создание карт (имея контур материка, нанести географические объекты). Сопоставление карт (тектоническая+физическая, климатическая+карта природных зон). Чтение условных знаков (легенда карт).

Приемы работы с текстом

Работа с картой

Проверка номенклатуры (основные географические объекты).

Чтение и анализ карт (описание гор, равнин, рек).

Картометрический прием - сравнение географических объектов (длина, площадь, протяженность).

Создание карт (имея контур материка, нанести географические объекты).

Сопоставление карт (тектоническая+физическая, климатическая+карта природных зон).

Чтение условных знаков (легенда карт).

Приемы работы с текстом Составление кроссвордов, стенгазет, буклетов  Для составления кроссворда или стенгазеты, буклета непосредственно используют не только текст учебника, но и множество дополнительной литературы, которую надо изучить и «пропустить» через себя, выбрав самое важное, главное, интересное и доступное.   Регулярное использование такого вида заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качеству заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

Приемы работы с текстом

Составление кроссвордов, стенгазет, буклетов

Для составления кроссворда или стенгазеты, буклета непосредственно используют не только текст учебника, но и множество дополнительной литературы, которую надо изучить и «пропустить» через себя, выбрав самое важное, главное, интересное и доступное.

Регулярное использование такого вида заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качеству заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

Вывод: Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности, ведь для того, чтобы чтение было смысловым, ученик должен точно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

Вывод:

Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности, ведь для того, чтобы чтение было смысловым, ученик должен точно понимать смысл текста, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

« Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А.Сухомлинский  

« Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А.Сухомлинский