СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС ООО

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология смыслового чтения на уроках географии

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС ООО»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 69 города Тюмени
имени героя Советского Союза Ивана Ивановича Федюнинского









Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС ООО











учитель географии

Нерадовская Наталья Анатольевна



















2018 год



Оглавление



1 Требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования в области географии 3

2. Приемы обучения смысловому чтению 5

3. Технология смыслового чтения на уроках географии 6


1.Требования федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования к результатам освоения

основной образовательной программы основного общего образования в области «География»


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы опираются на ведущие целевые установки, отражающие основной, сущностный вклад каждой изучаемой программы в развитие личности обучающихся, их способностей.

В структуре планируемых результатов выделяется следующие группы:

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

2. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

3. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.

Предметные результаты приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться», относящихся к каждому учебному предмету: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Иностранный язык (второй)», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Познавательные УУД

8 Смысловое чтение.1

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста


Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования "География" для реализации которых необходимо развитие смыслового чтения.

Выпускник научится:

  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;

  • уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;

  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

  • выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной зад

2. Приемы обучения смысловому чтению

Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений.  
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Обучение чтению предполагает, что педагог знает, как помочь человеку научиться читать, а обучающийся – хочет, готов и может научиться чтению. Учитель владеет методиками обучения, а обучающийся готов работать под его руководством.
Главная обучающая задача смыслового чтения состоит в том, чтобы совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст (под сформированностью приема понимается его перенос на любой текст, привычка употреблять прием, имеющая силу потребности). Обучение пониманию текста решает также  развивающие задачи, так как предусматривает активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т. д.), формирование навыков самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств. И, наконец, основная задача, связанная с формированием общей культуры ученика, - растить Читателя, который понимает текст, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью.
По степени глубины восприятия выделяют следующие виды чтения:  а) просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); в) смысловое (критическое, изучающее) чтение, когда требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации. Владение навыками смыслового чтения позволяет ребятам продуктивно учиться по книгам всегда.
Технология смыслового чтения предполагает использование способов приобретения, сохранения и использования информации, для получения позитивных результатов обучения. В основе технологии лежат стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности, которые предполагают формирование читательской компетенции обучающихся и использование различных приемов работы с текстом:

Этапы работы с текстом

Виды деятельности

Стратегии, методы, приемы

работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;


Постановка задач чтения, выбор вида чтения, актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста,
создание мотивации к чтению.


Мозговой штурм. Глоссарий.
Ориентиры предвосхищения содержания.
Батарея вопросов.
Предваряющие вопросы.
Рассечение вопроса.
Поставь проблему. Предложи решение.
Прогноз и впечатления.
Алфавит за круглым столом и др.

работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;


Управление процессом чтения: выдвижение гипотезы о смысле читаемого в структуре текста; ее подтверждение/опровержение в процессе чтения; контекстуальная и смысловая догадка о соотношении читаемой в данный момент части с текстом в целом; размышление во время чтения о содержании текста; собственная оценка понимания прочитанного и др.

Путешествие по содержанию.
Чтение с остановками.
Карта осмысления и запоминания событий.
Тайм-аут! (паузы для сохранения информации).
Чтение в кружок
Чтение про себя с вопросами. Чтение про себя с пометками (SMART, INSERT) и др.

работа с текстом: оценка информации.

Использование освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания. Включение его в более широкий контекст культурной активности.
Освоение прочитанного за счет обсуждения его содержания, расширения и углубления возможностей его использования путем воспроизведения с различной степенью развернутости и сжатости и др.

Паутина обсуждения.
Пирамида фактов.
Где ответ?
«Тонкие» и «толстые» вопросы к тексту.
Вопросы после текста.
Аннотация – реферат – пересказ.
Взаимовопросы.
Синквейн.
Проверочный лист.
Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих и др.

Читательская компетенция – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни и служат залогом его жизненного успеха, а значит и эффективного функционирования общества.

Если человек умеет анализировать текст и верно его интерпретировать, то возникает ситуация, когда «текст и читатель взаимодополняют друг друга... постоянно находятся в диалоге, самонастраиваясь и самоорганизуясь до целостного единства».

Создание для школьников именно такой ситуации — задача учителя.




3.Технология смыслового чтения на уроках географии.



В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

  • работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

  • работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

  • работа с текстом: оценка информации.

Работу с текстом учебника можно проводить с использованием различных приемов на разных этапах обучения: при изучении нового материала, при отработке и закреплении знаний, проверки и оценки знаний. Не все уроки можно проводить, используя данную технологию, но все же, если планировать такие уроки, то следует обратить внимание на подготовку урока географии с использованием учебно-научного текста учебника в режиме технологии продуктивного чтения.

  • выбираем текст, который мы предлагаем ученикам для чтения на уроке.

  • определяем место и роль данного текста на уроке.

  • формулируем задание для работы с текстом до чтения с целью прогнозирования будущего содержания текста, создания мотивации для чтения.

У ребят имеются проблемы в чтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Приемы работы с научно-познавательным и художественным текстом отличаются. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Не все ребята понимают смысл научного текста, умеют с ним работать: находить главное, определения или понятия, не видят «подсказок» в самом тексте. Определенные приёмы работы с текстом способствуют успешному усвоению знаний о природе, а также исключению механического заучивания учебного материала.

При работе с учебником или дополнительной литературой, необходимо уделять внимание формированию у учащихся следующих читательских умений:

  • целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

  • составлять план к прочитанному тексту;

  • умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

  • логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

  • отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

  • извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

  • находить в тексте описание к иллюстрациям;

  • самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

  • готовить сообщения на основе используемой литературы (энциклопедий, справочников, других книг, Интернета).



Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

(предтекстовая деятельность)


Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование технологии смыслового или активно-продуктивного чтения, учитель проектирует систему заданий, которая самостоятельное чтение учебного текста превращает в увлекательное и познавательное дело. Для этого он выбирает из возможных вариантов необходимые для реализации поставленных целей стратегии, практические приемы и методы.
Например, на стадии вызова, актуализации имеющихся знаний по теме, пробуждения познавательной активности, создания мотивации к чтению и для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе, возможно применение нескольких педагогических приемов.
«Батарея вопросов» и «Кластер». Рассмотрим их применение на примере урока по теме «Земля и ее внутреннее строение» § 14. Прием «Батарея вопросов» позволяет учителю определить области «знания» и «незнания» у ребят по изучаемой теме. Вопрос учителя: «Каковы источники этой информации?», позволит определить не только многообразие источников, но их достоверность, сориентировать обучающихся на работу с текстом параграфа.
Начинается урок с чтения учителем первых строки незнакомого ребятам параграфа: «Человечеству давно хотелось знать, что находится в глубине Земли. Но выяснить это не так-то легко» (стр.43). После паузы педагог обращается к детям: «Какие вопросы в связи с этим у вас возникают?» Возможные варианты вопросов – «Что мешает людям узнать больше о внутреннем строении Земли?», «Что на сегодня известно о внутреннем строении нашей планеты» или «Как мы получили информацию о внутреннем строении Земли». В завершении проделанной работы предложите ребятам ответить на вопрос: «А что вам известно о внутреннем строении планеты Земля?».
Этот вопрос станем мостиком к составлению «Кластера», отражающему имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволит учителю диагностировать уровень подготовки класса к изучению новой темы или использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

Прием «Поставь проблему. Предложи решение». Теперь ребята без труда сформулируют проблему урока – «Что на сегодня человечеству известно о внутреннем строении Земли и как это удалось узнать?» Задание учителя: «Подумайте и предложите наиболее простой путь решения данной проблемы на уроке» позволит сориентировать ребят на работу с текстом параграфа, как доступного и научно достоверного источника информации.
«Мозговой штурм» - это совместная работа по решению проблемы. На уроке по теме § 22 «Подземные воды», данный прием можно применить следующим образом: учитель предлагает ребятам внимательно прочитать название § и сформулировать свои ассоциации по теме в виде вопроса. Например, «Что такое подземные воды?», «Какими они бывают?», «Как образуются?» или «Как человек использует подземные воды?» И т. д.
Главное, не прерывать ребят комментариями и не останавливать их пока ассоциации не иссякнут. Еще лучше все вопросы записать. Последующее просмотровое чтение текста (наложение вопросов на текст), выявит глубину знания темы обучающимися.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (текстовая деятельность).


Совсем иначе данный прием используется на следующем этапе урока стадии текстовой деятельности или непосредственной работы с текстом, предполагающей организацию активной работы ребят с информацией. Разделим класс на группы (можно по рядам) и поставим перед ребятами проблему (вопрос №1 стр.87) – «Объясните, почему за сутки вода просачивается через слой песка на 10 м в глубину, а через слой глины – только на 1 мм». Каждая группа по очереди высказывает свои предположения, опираясь на текст учебника или дополнительные знания по вопросу. Важно в совместной работе найти верное решение.
Другие из возможных вариантов организации учебной деятельности ребят на данном этапе вдумчивого чтения учебного текста показаны на примере § 15 «Движение земной коры. Вулканизм».
Прием «Чтение с остановками» позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание.
Учитель просит вслух прочитать первый абзац текста 1-го пункта параграфа «Землетрясения» и ответить на вопрос «Как вы поняли, что такое землетрясение?». Затем ребятам предлагается найти в тексте авторский вариант ответа на поставленный вопрос - прием «Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника». Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия. Задание можно усложнить: «Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними принципиальные отличия. Повторите определение, стараясь не подсматривать в учебник».
Данный пункт параграфа содержит новые для ребят понятия. Некоторые из них учащиеся находят в тексте без особого труда, так как они выделенные курсивом или жирным шрифтом, например, «землетрясение», другие могут выделить лишь после анализа текста – «сейсмология», «сейсмограф», «шкала Рихтера». Однако, чтобы школьники хорошо их усвоили, недостаточно одной только записи в тетради; необходимо провести дополнительную работу: разобраться в значении понятий, научиться правильно их произносить, найти в тексте или в словаре их объяснение.
В завершении данной работы целесообразно использовать прием «Логическая цепочка» и предложить ребятам выполнить следующее задание: «Составьте из выделенных понятий цепочку, найдите ей логическое объяснение». Возможны следующие варианты ответа - «землетрясение (грозное природное явление) - сейсмограф (прибор, регистрирующий колебания земной коры) - шкала Рихтера (шкала, определяющая силу землетрясения) - сейсмология (наука о землетрясениях)».
Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?», «С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?» В этом случае рекомендуется использовать короткий текст, например, один из пунктов или абзацев параграфа. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.
Данный приём хорошо сочетается на уроке с составлением плана текста. В результате работы над текстом ученики записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, простраивая её логично и последовательно. Прежде всего, ребятам необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предложить ребятам памятку «Как составить план текста?»:
1. Прочитайте текст.
2. Выделите в тексте главные мысли.
3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.
4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.
Первоначально такая работа проводится под руководством учителя. Рассмотрим это на примере 2-го пункта параграфа «Что такое вулкан?», где материал излагается в логической последовательности:
1. Первая часть текста рассказывает об образовании и строении вулкана. При чтении учащиеся могут добавить свои пункты: «Что такое вулкан?», «Чем отличается магма от лавы?», «Какими могут быть извержения вулкана в зависимости от типа лавы?»
2. Во второй части текста раскрываются понятия вулканы «действующие», «уснувшие» и «потухшие», а также их география.
3. Заканчивается текст пункта параграфа темой «Вулканологи – люди изучающие вулканы».
После составления плана по тексту учебника можно обратиться к детям с вопросом: «А какие пункты плана можете предложить вы сами? Что еще вам хотелось бы рассказать о вулканах?»

Работа с текстом: оценка информации (послетекстовая деятельность).


На данном этапе работы с учебным текстом используемые педагогом методы и приемы позволяют применить содержание освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания.
Прием «Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих» помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.
Предложите ребятам следующее задание: «Изучите примеры хозяйственного освоения человеком гор, которые приводит автор учебника в пункте § 16 «Человек в горах», и перечислите их. Приведите свои примеры, доказывающие наличие хозяйственной деятельности в Жигулевских горах Самарской области».
Организуя работу над пунктом § 17 «Различие равнин по высоте» предложите ребятам после анализа текста выбрать сведения необходимые для заполнения недостающих звеньев таблицы, то есть используем прием «Сворачивание текста»:

Виды равнин




Различия равнин по высоте




Примеры




Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Для точности выполнения задания, обучающимся можно предложить памятку «Как заполнить таблицу?»:
1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.
2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.
Завершить эту работу можно выполнением задания № 6 после текста параграфа: «Если ваша местность находится на равнине, то составьте описание ее рельефа по плану, приведенному в задании 7 § 16 (пункта а) и б) применительно к равнинам)». Спросите ребят, какую карту они будут использовать при выполнении задания? Попросите объяснить, почему именно эту карту?
Возможны и другие варианты работы с текстом на завершающей стадия урока – стадии рефлексии, самостоятельной систематизация нового материала. Например, прием «Синквейн».

Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк, составляя которое ребята повторно и вдумчиво работают с текстом по заданию:

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна.

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.

3. Три слова – глаголы.

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна.

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.

Пример синквейна, составленного учениками к § 16 «Рельеф суши. Горы»

Горы

Высокие, молодые

Поднимаются, разрушаются, влекут

Кавказ – высочайшие горы России

Эльбрус.

Решение педагогами задачи «обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью» возможно посредством СОТ, в том числе и технологии смыслового чтения, многообразие приемов которой учитель должен систематически использовать применительно к содержанию текста, теме и этапу урока.

Заключение.

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский

Со словами В.А. Сухомлинского не поспоришь. Они остаются актуальными, так как чтение и сегодня является универсальной техникой получения знаний. А научить учащихся пользоваться учебным текстом и вообще книгой, использовать их для саморазвития является важнейшей задачей современной школы.
Качество обучения находится в прямой зависимости от желания и умения учащихся активно работать с учебником, которая должна рассматриваться как обязатель­ный учебный труд школьников. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Педагогу необходимо организовывать работу обучающихся с текстом учебни­ка на всех этапах урока и целенаправленно обучать школьников умению работать со всеми его элементами. Не менее важно научить ребят использовать учебник географии в сочетании с дру­гими средствами обучения: картами, учебными картинами, аудио­визуальными средствами, материалами внеклассного чтения и др.
В настоящее время смысловое чтение рассматривается как одна из важнейших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменить современное общество. Вот почему навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования, которое рассматривается как единство знаний, деятельности и развития обучающихся.

Сегодня важнейшим критерием успеха становится доступ к информации и умение эффективно ее переработать. Мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств наших учеников, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального внимания - быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развивать свои потенциальные и расширять уже имеющиеся способности. А залогом успеха каждого учителя на этом поприще может стать овладение стратегией смыслового или продуктивного чтения, систематическое применение ее приемов на своих уроках.



























 

Литература

1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

2.     Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

3.     Граник, Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.

4.     Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.

5.     Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.

 


11 Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)