СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ как основной элемент формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПУбликация на актуальную тему о работе нал смысловым чтением по материалам УМК Спотлайт

Просмотр содержимого документа
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ как основной элемент формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в общеобразовательной школе»

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

как основной элемент формирования

функциональной грамотности

на уроках английского языка в общеобразовательной школе



Определенные изменения в жизни мирового сообщества потребовали пересмотра целей образования и определения его новых приоритетов. Возрастающее значение информационных технологий, необходимость развития критического мышления вызвали к жизни новые требования к молодому поколению. Для решения этих задач в России были разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897 (ФГОС ООО), в которых «процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности» (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6.10.2009 № 373 (ФГОС НОО).

Гарантией качества современного образования, успешности овладения ключевыми компетенциями для результативного взаимодействия с изменяющимся миром является формирование функциональной грамотности учащегося. Она дает основу для решения широкого спектра жизненных задач, в том числе выбора будущей профессии и дальнейшего образования.


Среди таких элементов функциональной грамотности как читательская, математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, на уроках иностранного языка читательскую грамотность можно выделить как основную.


Она подразумевает под собой развитие умений смыслового чтения. Важность этих умений заключается в том, что они ведут к метапредметным результатам, которые будут в структуре всех универсальных учебных действий. Этим обусловлена актуальность обучения этому виду деятельности.


Знание отдельных, а порой всех слов и даже умение ответить на вопросы по тексту не всегда свидетельствует о его понимании. Об этом, в частности, шла речь в выступлении «Обучение чтению на уроках английского языка, ряд эффективных приемов» главного редактора издательства «Титул», кандидата педагогических наук А.В. Конобеева. Вопросами изучения смыслового чтения занимался А.Г. Асмолов. Этот ученый особо подчеркивает, что целью обучения чтению в школе является формирование и развитие умений смыслового чтения как метапредметного результата, а не обучение видам чтения, которые являются лишь средством для достижения общей цели.


С каждым годом наличие текстовой информации увеличивается в геометрической прогрессии. Соответственно, возрастает необходимость уметь извлекать необходимую информацию в соответствии с поставленной целью.

Поэтому работа над пониманием содержания иноязычного текста должна происходить не от случая к случаю, а вестись системно и регулярно.



Формирование смысла прочитанного начинается с дотекстового этапа (before reading). Главной целью этого этапа является мотивация обучающихся к чтению текста, актуализация имеющихся у них фоновых знаний, прогнозирование содержания. Первое впечатление о теме ученики получают, догадываясь о возможном содержании текста на основе его заглавия. Прогнозировать содержание можно, просмотрев иллюстрации. Также учащиеся могут составить представление при знакомстве или актуализации тематической лексики, а кроме этого, можно использовать фоновый шум и дать задание догадаться, о чем сейчас пойдет речь.. В некоторых случаях при затруднении учитель может на основании озвученной темы предложить придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте или провести мозговой штурм с предложением возникающих ассоциаций по теме. Не исключается и вариант, когда учитель для предвосхищения содержания может дать учащимся выбрать определенное высказывание на основе предложенных (верно, неверно, согласен - не согласен).

Эти приемы способствуют развитию языковой догадки учащихся на уроках английского языка.



Целью чтения на втором этапе (while reading) является подтверждение или опровержение предположения о содержании прочитанного. Развиваются смысловая догадка и догадка по контексту. Основная идея на этом этапе - как можно более точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Хорошим помощником в этом случае является дополнительное прослушивание текста. Помогает пониманию поиск ключевых слов и выражений в рамках аналитического чтения, или когда учащиеся помечают в тексте хорошо знакомые, мало знакомые и новые фразы и грамматические явления или то, что вызвало эмоциональный отклик. Составление вопросов по содержанию текста также способствует его пониманию. Здесь можно работать как индивидуально, так и в парах или группах на послетекстовом этапе.

Развитие метапредметных умений на текстовом этапе происходит за счет применения различных приемов. Такой прием как чтение с остановками используется для поиска главной мысли прочитанного отрывка. Очень эффективен такой прием как преобразование текста в таблицу для работы в перспективе-составления монолога или дальнейшего рассказа. Компрессия текста аналогична изложению или составлению плана на других урока. По прочтении всего текста можно предложить учащимся расставить предложения в правильном порядке в соответствии с тем, о чем они прочитали или распределить предложения по тому или иному принципу (прием «сортировка»). Три последних приема более актуально использовать в средних и старших классах.

Целью чтения на третьем этапе (after reading) является развитие умения использовать полученные результаты работы на предыдущих ступенях.

Стратегия чтения зависит от того, какая цель стоит перед читателем, какой результат он хочет получить. Это возможно при регулярном применении послетекстовых стратегий на уроках английского языка. Прием «вопросы после текста» можно назвать одним из самых распространенных. В учебнике Spotlight, наряду с другими заданиями для работы с текстом представлены предложения вида true-falsе для определения верной, неверной или отсутствующей информации, а также задания закончи предложение, в котором дано начало предложения, но нет его окончания, которое надо найти. На послетекстовом этапе актуальным является «Проверочный лист» с выбором вариантов ответа (multiple choice), если при его заполнении были допущены ошибки, можно вернуться к частям текста, которые были поняты неправильно. «Графический органайзер» помогает научиться отбрасывать лишнее, выделять главное и размещать его, особенно если мы имеем дело с рассказом из последовательных событий. Осмысливать правильность изложения событий можно с помощью восстановления деформированного текста, когда в нем перепутаны части. Более сложными заданиями можно назвать пересказ текста от другого лица («изменение перспективы») или задание «придумай другой конец истории».

Такой прием как синквейн является довольно сложным, требующим хорошей проработки лексического материала разных разделов и у нас малоупотребителен. Зато задание «узнай героя по описанию» обычно встречается с большим интересом также как и ментальная карта.

Раньше более привычным для учащихся было чтение сплошных текстов (рассказы, истории, эссе, письма). Однако в понятие читательской грамотности входит изучение и анализ несплошных ( графики, таблицы, диаграммы) составных и смешанных текстов, в которых представлена информация и того и другого характер, а также составная информация из разных источников, которую нужно проанализировать и сделать выводы.

Таким образом, развитие способностей смыслового чтения учебных текстов на английском языке помогут учащимся овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Изучение английского языка в Миновской ООШ ведется на основе УМК “Spotlight”. Элементы смыслового чтения начинают внедряться уже во втором классе начальной школы. Они применяются в работе над диалогами, на уроках дополнительного чтения, а также при чтении текстов в разделах учебника для 2 класса: “Spotlight on Russia”: Gardens in Russia, Typical Russian food, in Russia, Old Russian toys, Holidays in Russia. Продолжается освоение приемов смыслового чтения и в модулях School days; Family moments, All the things I like; Come and play; Furry friends; Home, sweet home; A day off; Day by day в третьем и Back together ; Family and friends; A working day! Tasty treats! At the zoo! Where were you yesterday? Tell the tale! Days to remember; Places to go! в четвертом классах.


На среднем этапе обучения английскому языку возрастает количество несплошных текстов, поэтому углубляется умение учеников извлекать из них информацию. Мы отвечаем на вопросы по такого вида заданиям в модулях учебника и рабочей тетради для 5 класса: School; That’s me; My home, my castle; Family ties; World animals; Round the clock; In all weathers; Special days; Modern living; Holidays. Добавляется чтение в разделе Spotlight on Russia. В каждом разделе модулей учебника для 6 класса имеется информация несплошного характера. Например, в модулях Who is who; Here we are; Getting around; Day after day; Feasts; Leisure activities; Now and then; Rules and regulations; Food and refreshments; Holiday time. Также мы имеем возможность практиковать смысловое чтение в 7 классе в таких модулях как Lifestyles, Tale time, Profiles, In the news, What the future holds, Having fun, In the spotlight, Green issues, Shopping time, Healthy body, healthy mind и раздела для чтения. С возрастанием сложностей учебных текстов и развитием умений в разных видах чтения в 8 классе мы прорабатываем печатные материалы модулей Socialising, Food and Shopping, Great minds, Be yourself, Global Issues, Culture Exchanges, Education, Pastimes. Немалый интерес вызывают тексты раздела See it to believe it, а также Celebrations, Life and Living, Technology, Art and Literature, Town and community, Staying safe, Challenges УМК для 9 класса.


Помимо языковых и речевых упражнений чтение и работа с текстом – главные виды учебной деятельности учащихся при овладении английским языком. Когда человек вдумчиво читает, то у него развивается воображение, он взаимодействует со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает связи между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок активно овладевает смысловым чтением, то у него развиваются не только умения устной, письменной речи, но появляются такие навыки и умения, которые он может применять, изучая другие предметные области в школе и использовать в дальнейшей жизни за пределами учебного заведения.



И.О.Голубцова,

учитель английского языка

МБОУ «Тельченская СОШ»