Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников»
ГБОУ Учалинская коррекционная школа – интернат для обучающихся с ОВЗ
Подготовила: Учитель начальных классов Хилалова Зульфия Наиловна
Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дени Дидро)
Ожидаемые результаты
- Коммуникативные (умение формулировать свои мысли, понимать собеседника).
- Познавательные (приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать её).
- Личностные (умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст).
- Регулятивные (приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки).
Технология продуктивного чтения.
I этап. Работа с текстом до чтения
1 . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
- Прочитайте заголовок текста.
- О чём может идти в нём речь?
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Кто герои? И др.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
1 . Первичное чтение текста.
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Поделитесь впечатлением о прочитанном произведении.
- Какие чувства испытали?
- Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста?
2 . Перечитывание текста.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2. Знакомство с писателем.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Виды смыслового чтения
- ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста или книги;
- поисковое/просмотровое (выборочное) чтение, предполагающее нахождение конкретной информации (единицы информации), конкретного факта;
- изучающее (критическое) чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста. Овладевая изучающим чтением, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение позволяет предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения.