СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение на уроках химии как метапредметный результат освоения образовательной программы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация может быть использована учителями химии при проведении работы с учащимися по смысловому чтению. В презентации приведены примеры использования смыслового чтения на уроках, какой результат оно дает. 

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение на уроках химии как метапредметный результат освоения образовательной программы»

Смысловое чтение на уроках химии как метапредметный результат освоения образовательной программы Подготовила: учитель химии МБОУ «СШ № 19 с УИОП» г. Заволжье Хрипунова Татьяна Вадимовна

Смысловое чтение на уроках химии как метапредметный результат освоения образовательной программы

Подготовила:

учитель химии МБОУ «СШ № 19

с УИОП» г. Заволжье

Хрипунова Татьяна Вадимовна

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл  (К.Д. Ушинский)   Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспоримой, нашу страну считали самой читающей в мире. Считалось, что чтение - одна из характеристик общей культуры, творческого интеллекта, нравственности, этики и эстетики общества. Сегодня ситуация значительно изменилась. В век научно-технического прогресса, где господствуют компьютеры и компьютерные игры, дети потеряли интерес к чтению.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл (К.Д. Ушинский)

  • Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспоримой, нашу страну считали самой читающей в мире.
  • Считалось, что чтение - одна из характеристик общей культуры, творческого интеллекта, нравственности, этики и эстетики общества.
  • Сегодня ситуация значительно изменилась. В век научно-технического прогресса, где господствуют компьютеры и компьютерные игры, дети потеряли интерес к чтению.
Наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией «Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник» П.А. Павленко, известный писатель, сценарист, журналист

Наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией

«Вовремя прочитанная книга – огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник»

П.А. Павленко, известный писатель, сценарист, журналист

Результаты международных исследований PISA и PIRLS не всегда радуют статья 66 закона «Об образовании» - среднее общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности , подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Результаты международных исследований PISA и PIRLS не всегда радуют

  • статья 66 закона «Об образовании» - среднее общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности , подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
 Одна из педагогических технологий, которая обеспечивает более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии, - технология развития критического мышления заинтересовать ученика пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, предоставить ему условия для осмысления материала помочь ему обобщить приобретённые знания.  

Одна из педагогических технологий, которая обеспечивает более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии, - технология развития критического мышления

  • заинтересовать ученика
  • пробудить в нём исследовательскую, творческую активность,
  • предоставить ему условия для осмысления материала
  • помочь ему обобщить приобретённые знания.  
Методика развития критического мышления Стадия вызова Осмысление содержания Рефлексия, рождение нового знания Формирование и развитие УУД

Методика развития критического мышления

Стадия вызова

Осмысление содержания

Рефлексия, рождение нового знания

Формирование и развитие УУД

Познавательные УУД Общеучебные универсальные учебные действия: •   поиск и выделение необходимой информации  •   проявление познавательной инициативы •   знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта  •   структурирование знаний  •   постижение речевого высказывания в устной и письменной форме •   смысловое чтение •   контроль и оценка процесса и результатов деятельности Логические универсальные действия   • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов • установление причинно-следственных связей
  • Познавательные УУД
  • Общеучебные универсальные учебные действия:

•   поиск и выделение необходимой информации 

•   проявление познавательной инициативы

•   знаково-символические действия, где выделены существенные характеристики объекта 

•   структурирование знаний 

•   постижение речевого высказывания в устной и письменной форме

•   смысловое чтение

•   контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические универсальные действия  

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) 

• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с выполнением недостающих компонентов 

• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов

• установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД -личностное, профессиональное, жизненное самоопределение - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом    -нравственно-этическая ориентация -оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей  -умение формулировать собственную позицию
  • Регулятивные УУД
  • Коммуникативные УУД
  • Личностные УУД
  • -личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
  • - установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом   
  • -нравственно-этическая ориентация
  • -оценивание содержания изученного материала, исходя из социальных и личностных ценностей 
  • -умение формулировать собственную позицию
 Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации , а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию (академик Лев Дмитриевич Кудрявцев)

Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации , а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию (академик Лев Дмитриевич Кудрявцев)

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения, способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определенной цели, узнавать что-то новое, развиваться, участвовать в жизни общества  Учебник – это учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения, способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определенной цели, узнавать что-то новое, развиваться, участвовать в жизни общества

Учебник – это учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания

Требования к любому учебнику Соответствие ФГОС Богатый дидактический материал Согласованность с программой Логическая связь с другими предметами Доступность Комплектность Удобная структура Современность Наглядность, ясность, четкость Удачный формат и переплет Ориентированность на среднего учащегося

Требования к любому учебнику

  • Соответствие ФГОС
  • Богатый дидактический материал
  • Согласованность с программой
  • Логическая связь с другими предметами
  • Доступность
  • Комплектность
  • Удобная структура
  • Современность
  • Наглядность, ясность, четкость
  • Удачный формат и переплет
  • Ориентированность на среднего учащегося

Результаты освоения курса химии   В направлении личностного развития: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами. Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются: Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); Свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; Соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

Результаты освоения курса химии

  • В направлении личностного развития: формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами.
  • Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета);
  • Свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • Соблюдать нормы информационной избирательности, этики.
Сейчас важно использовать стратегии смыслового чтения и работы с информацией Умение применять и преобразовывать знаки и символы . Модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Умение работать с разными источниками информации : находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях, справочниках), анализировать и оценивать информацию; Развитие компетенций в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Сейчас важно использовать стратегии смыслового чтения и работы с информацией

  • Умение применять и преобразовывать знаки и символы . Модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение работать с разными источниками информации : находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях, справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  • Развитие компетенций в области использования информационно-коммуникативных технологий.
В школьной практике можно использовать следующий алгоритм формирования умений и навыков работы с текстом на уроке химии, представленный А.А. Журиным :   1.Понимание слова. 2. Понимание предложения. 3. Вычленение главного в сообщении. 4. Составление плана информационного сообщения. 5. Тезирование текста. 6. Конспектирование текста. 7.Создание собственной информации на основе нескольких литературных источников (реферирование).

В школьной практике можно использовать следующий алгоритм формирования умений и навыков работы с текстом на уроке химии, представленный А.А. Журиным :

  • 1.Понимание слова.
  • 2. Понимание предложения.
  • 3. Вычленение главного в сообщении.
  • 4. Составление плана информационного сообщения.
  • 5. Тезирование текста.
  • 6. Конспектирование текста.
  • 7.Создание собственной информации на основе нескольких литературных источников (реферирование).
Смысловое чтение  Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом (ФГОС) основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения и ее переработка в ценностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.  Цель смыслового чтения  – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию

Смысловое чтение

Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом (ФГОС) основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

  • вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста
  • такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения и ее переработка в ценностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
  • Цель смыслового чтениямаксимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию
 Фазы чтения 1 Поиск информации и понимание прочитанного Преобразование и интерпретация 2 Оценка информации (рефлексия) 3 3

Фазы чтения

1

Поиск информации и понимание прочитанного

Преобразование и интерпретация

2

Оценка информации (рефлексия)

3

3

Предтекстовая деятельность Постановка цели и задач чтения Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами Актуализация предшествующих знаний Формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий Повышение скорости чтения и количества прочтений Мотивирование читателя Включение механизма антиципации – прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности Формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

Предтекстовая деятельность

  • Постановка цели и задач чтения
  • Актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами
  • Актуализация предшествующих знаний
  • Формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий
  • Повышение скорости чтения и количества прочтений
  • Мотивирование читателя
  • Включение механизма антиципации – прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности
  • Формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
Текстовая деятельность Выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка Размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное Послетекстовая деятельность Применение, использование материала в различных ситуациях, формах, сферах. Работа связана с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Текстовая деятельность

  • Выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка
  • Размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное

Послетекстовая деятельность

  • Применение, использование материала в различных ситуациях, формах, сферах.
  • Работа связана с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
 Существует 4 вида чтения Просмотровое (поисковое)— чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта Ознакомительное — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения

Существует 4 вида чтения

Просмотровое (поисковое)— чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта

Ознакомительное — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения

Памятки для читателя

Работай с заголовком. Прочитай заголовок, остановись!

  • - сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте
  • - вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему
  • - поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы
  • - попытайся дать на эти вопросы предположительные ответы до прочтения текста
  • - читая, сопоставляй выдвинутые тобой предположения с реальным содержанием текста.

Запоминай материал!

  • - объясни себе, в чем связь мыслей – пунктов твоего плана
  • - перескажи текст по плану
  • - ответь на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя

Выделяй главное!

  • - читая текст, старайся отделить в нем главное от второстепенного
  • - по ходу чтения составляй план (устный или письменный) или конспект текста
  • - составляй схемы, таблицы, отражающие существенные элементы текста
  • - в случае необходимости делай выписки
  • - рассматривай все данные в учебнике примеры или придумывай свои

Проверяй себя!

  • - ответив на вопросы, проверь по учебнику правильность своего ответа
  • - после пересказа проверь, все ли выделенное тобой пересказано и не было ли при этом ошибок.

Веди диалог с автором!

- по ходу чтения ставь вопросы к тексту и выдвигай свои предположения о дальнейшем его содержании

- проверяй свои предположения в процессе чтения

Методические приемы формирования читательской грамотности   Концептуальная таблица Оксид углерода (II) Временная жесткость воды Линии сравнения Линии сравнения     Соли, обуславливающие данный вид жесткости Оксид углерода (IV) Тривиальные названия   Постоянная жесткость воды   Способы устранения Химическая формула          Химизм процессов       Физические свойства   Нахождение в природе Воздействие на организм человека         Негативное воздействие     Роль в биосфере   Физиологическое воздействие на живые организмы           Химические свойства   Использование человеком     На разных этапах урока – разные приемы

Методические приемы формирования читательской грамотности

  • Концептуальная таблица

Оксид углерода (II)

Временная жесткость воды

Линии сравнения

Линии сравнения

 

 

Соли, обуславливающие данный вид жесткости

Оксид углерода (IV)

Тривиальные названия

 

Постоянная жесткость воды

 

Способы устранения

Химическая формула

 

 

 

 

Химизм процессов

 

 

 

Физические свойства

 

Нахождение в природе

Воздействие на организм человека

 

 

 

 

Негативное воздействие

 

 

Роль в биосфере

 

Физиологическое воздействие на живые организмы

 

 

 

 

 

Химические свойства

 

Использование человеком

 

 

На разных этапах урока – разные приемы

Методические приемы формирования читательской грамотности   Обобщающая таблица углеводороды Общая формула Алканы представитель Цикло     алканы номенклатура   Алкены   Тип гибридизации     Алкины   Форма молекулы   Алкадиены       Арены       Валентный угол         Виды изомерии               Характерные химические свойства                                              

Методические приемы формирования читательской грамотности

  • Обобщающая таблица

углеводороды

Общая формула

Алканы

представитель

Цикло

 

 

алканы

номенклатура

 

Алкены

 

Тип гибридизации

 

 

Алкины

 

Форма молекулы

 

Алкадиены

 

 

 

Арены

 

 

 

Валентный угол

 

 

 

 

Виды изомерии

 

 

 

 

 

 

 

Характерные химические свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические приемы формирования читательской грамотности   Синквейн Способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Существительное – основное понятие, общая тема Два прилагательных или глагола - описание Три прилагательных или глагола - действие Основная мысль – предложение или фраза - описание Ключевое слово, вывод – перефразировка темы

Методические приемы формирования читательской грамотности

  • Синквейн

Способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.

Существительное – основное понятие, общая тема

Два прилагательных или глагола - описание

Три прилагательных или глагола - действие

Основная мысль – предложение или фраза - описание

Ключевое слово, вывод – перефразировка темы

Методические приемы формирования читательской грамотности   Инсерт – чтение с пометками формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: Знакомая информация Новая информация + Я думал (думала) иначе ! - Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше ?

Методические приемы формирования читательской грамотности

  • Инсерт – чтение с пометками

формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

Знакомая информация

Новая информация

+

Я думал (думала) иначе

!

-

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

?

Методические приемы формирования читательской грамотности   Алгоритм составления плана текста На обязательном уровне учащиеся, работая с текстом, составляют конспект , на продвинутом уровне – план , на творческом уровне могут заполнять таблицы , делать обобщения, сравнения , разрешать проблемные ситуации . Любая работа с текстом осуществляется целенаправленно Прочти текст Определи основную идею Раздели текст на смысловые части Запиши пункты плана Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану

Методические приемы формирования читательской грамотности

  • Алгоритм составления плана текста

На обязательном уровне учащиеся, работая с текстом, составляют конспект , на продвинутом уровне – план , на творческом уровне могут заполнять таблицы , делать обобщения, сравнения , разрешать проблемные ситуации . Любая работа с текстом осуществляется целенаправленно

  • Прочти текст
  • Определи основную идею
  • Раздели текст на смысловые части
  • Запиши пункты плана
  • Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану
Оценка плана текста   Критерий Оценка Отражает ли заголовок плана основную мысль текста? да Все ли смысловые части нашли отражение в плане текста? Соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста? частично   Можно ли, используя план, пересказать текст?     нет            

Оценка плана текста

Критерий

Оценка

  • Отражает ли заголовок плана основную мысль текста?

да

  • Все ли смысловые части нашли отражение в плане текста?
  • Соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста?

частично

 

  • Можно ли, используя план, пересказать текст?

 

 

нет

 

 

 

 

 

 

Составление опорного конспекта   Главный критерий при оценивании – сообразность представленной информации в определенном виде. Повествовательный текст Тезисы, вопросы к тексту Числовые данные Графики, диаграммы, таблицы Классификационные характеристики Введение нового понятия Схемы, кластеры Словарная карта Характеристика объекта, явления План, вопросы к тексту Сравнение объектов, явлений Концептуальная таблица, кольца Венна Историческая справка Карта событий, вопросы Характеристика нескольких объектов, явлений Обобщающая таблица

Составление опорного конспекта

  • Главный критерий при оценивании – сообразность представленной информации в определенном виде.

Повествовательный текст

Тезисы, вопросы к тексту

Числовые данные

Графики, диаграммы, таблицы

Классификационные характеристики

Введение нового понятия

Схемы, кластеры

Словарная карта

Характеристика объекта, явления

План, вопросы к тексту

Сравнение объектов, явлений

Концептуальная таблица, кольца Венна

Историческая справка

Карта событий, вопросы

Характеристика нескольких объектов, явлений

Обобщающая таблица

Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы Кто …? Что …? Когда…? Может …? Будет …? Как звали …? Было ли …? Согласны ли вы …? Верно ли …? Дайте три объяснения, почему … Объясните, почему … Почему вы думаете …? Почему вы считаете …? В чем различие …? Что, если …?

Прием «Тонкие» и «Толстые» вопросы

Кто …?

Что …?

Когда…?

Может …?

Будет …?

Как звали …?

Было ли …?

Согласны ли вы …?

Верно ли …?

Дайте три объяснения, почему …

Объясните, почему …

Почему вы думаете …?

Почему вы считаете …?

В чем различие …?

Что, если …?

Прием «Фишбоум»

Прием «Фишбоум»

Прием «Составление краткой записи задачи» Масса  раствора m р1 =150г Масса  вещества Концентрация  раствора m 1 =15г m р2 =250г w 1 =0,10 m р0 =? m 2 =12,5г w 2 =0,05 m 0 =? w  0 =?

Прием «Составление краткой записи задачи»

Масса  раствора

m р1 =150г

Масса  вещества

Концентрация  раствора

m 1 =15г

m р2 =250г

w 1 =0,10

m р0 =?

m 2 =12,5г

w 2 =0,05

m 0 =?

0 =?

Прием «верные и неверные утверждения», «лови ошибку»

Прием «верные и неверные утверждения», «лови ошибку»

Прием «Словарная карта» Синонимы Краткие описания Примеры «не-примеры» Перефразирование Повторение Ассоциации Особые словоупотребления

Прием «Словарная карта»

  • Синонимы
  • Краткие описания
  • Примеры
  • «не-примеры»
  • Перефразирование
  • Повторение
  • Ассоциации
  • Особые словоупотребления
Прием «Составление вопросов к задаче, тексту учебника» Анализ информации, представленной в объёмном тексте химической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные. Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах «Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы!» (Алисон Кинг )

Прием «Составление вопросов к задаче, тексту учебника»

Анализ информации, представленной в объёмном тексте химической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся данные;  останутся   не использованные данные; нужны дополнительные данные.

Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах

«Умеющие мыслить, умеют задавать вопросы!» (Алисон Кинг )

Прием «Ромашка Блума» Учимся задавать вопросы разных типов: Простые вопросы Уточняющие вопросы Интерпретационные (объясняющие) вопросы Творческие вопросы Оценочные вопросы Практические вопросы

Прием «Ромашка Блума»

Учимся задавать вопросы разных типов:

  • Простые вопросы
  • Уточняющие вопросы
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы
  • Творческие вопросы
  • Оценочные вопросы
  • Практические вопросы

Составление рассказа по схеме, рисунку, таблице (развертывание информации)

Составление рассказа по схеме, рисунку, таблице (развертывание информации)

Интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера)

Интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера)

Рефлексия содержания текста – умение связать информацию в тексте, со знаниями из других источников, умение оценивать форму и содержание текста

Рефлексия содержания текста – умение связать информацию в тексте, со знаниями из других источников, умение оценивать форму и содержание текста

Работа с художественными и научно-популярными текстами

Работа с художественными и научно-популярными текстами

Способ оргдиалога с обучающимися Ставить цель чтения; Актуализировать отдельные содержательные моменты текста: А) выделять в тексте непонятные слова, толковать их (с помощью словаря, в контексте); Б) отвечать на вопросы по содержанию текста, отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста; В) сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста), сформулировать вопрос, направленный на обсуждение текста; Г) находить в тексте подтверждение предложенного суждения, подтверждать свое суждение примерами из текста; Д) извлекать из текста информацию, данную в явном виде; 3) связывать содержательные моменты друг с другом: А) выделять в тексте ключевые слова; Б) выделять смысловые части текста; В) выделять главную мысль (мысли) текста; Г) озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста; 4) формулировать выводы на основе прочитанного.

Способ оргдиалога с обучающимися

  • Ставить цель чтения;
  • Актуализировать отдельные содержательные моменты текста:

А) выделять в тексте непонятные слова, толковать их (с помощью словаря, в контексте);

Б) отвечать на вопросы по содержанию текста, отвечать на вопросы, направленные на обсуждение текста;

В) сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте (вопрос на понимание текста), сформулировать вопрос, направленный на обсуждение текста;

Г) находить в тексте подтверждение предложенного суждения, подтверждать свое суждение примерами из текста;

Д) извлекать из текста информацию, данную в явном виде;

3) связывать содержательные моменты друг с другом:

А) выделять в тексте ключевые слова;

Б) выделять смысловые части текста;

В) выделять главную мысль (мысли) текста;

Г) озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста;

4) формулировать выводы на основе прочитанного.

Приемы работы с текстом Чтение по частям Чтение в паре Учитель текст параграфа делит на 4-6 частей. 2. Каждой паре даётся одна часть. Учитель распределяет роли в паре: один из пары репортёр, второй отвечающий. Оба ученика в паре читают свою часть. После чтения репортёр передаёт содержание текста отвечающему без подглядывания, но может использовать при ответе графические знаки, типа кластеров, схем для запоминания и рассказывать по ним. Отвечающий слушает и задаёт наводящие вопросы, например: «Напомни, было ли там...?», «Что можешь сказать насчёт...?», «Я не совсем понял...?», «Что значит это слово...?», «Было ли там..?». Затем они меняются ролями. 3. Каждая пара рассказывает свою часть перед всем классом. 4. Класс внимательно слушает ответы и ставит оценки каждой паре.  Можно использовать дифференцированный подход: средним учащимся давать тексты для пересказа большего объёма, чем слабым, а сильные учащиеся получают задания творческого характера: составить тест, небольшой кроссворд по тексту.

Приемы работы с текстом

  • Чтение по частям
  • Чтение в паре

Учитель текст параграфа делит на 4-6 частей.

2. Каждой паре даётся одна часть. Учитель распределяет роли в паре: один из пары репортёр, второй отвечающий. Оба ученика в паре читают свою часть. После чтения репортёр передаёт содержание текста отвечающему без подглядывания, но может использовать при ответе графические знаки, типа кластеров, схем для запоминания и рассказывать по ним. Отвечающий слушает и задаёт наводящие вопросы, например: «Напомни, было ли там...?», «Что можешь сказать насчёт...?», «Я не совсем понял...?», «Что значит это слово...?», «Было ли там..?». Затем они меняются ролями.

3. Каждая пара рассказывает свою часть перед всем классом.

4. Класс внимательно слушает ответы и ставит оценки каждой паре.

Можно использовать дифференцированный подход: средним учащимся давать тексты для пересказа большего объёма, чем слабым, а сильные учащиеся получают задания творческого характера: составить тест, небольшой кроссворд по тексту.

Прием «Мозговой штурм»

позволяет активизировать школьников и позволяет разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Методика не ставит в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

1.В начале урока учитель дает индивидуальное задание: «Напишите в течение 3 минут все, что знаете или думаете об... основаниях, кислотах, солях...».

2. Работа в парах –думаем, обмениваемся мнением, дополняем свои записи. Каждая пара готовит по 1 вопросу к изучаемой теме, например: «Чем отличаются основные оксиды от кислотных оксидов»?

3. Работа в группах: обмен мнениями, дополняем записи. Каждой группой выбираются самые интересные вопросы, составленные в парах, и записываются на доске.

4. Каждая группа выбирает 2 вопроса, на которые кто-то из ее членов мог бы ответить.

-ответы в группе обсуждаются, и 1 член группы отвечает на поставленный вопрос.

-затем учащиеся читают параграф учебника, после чтения обсуждают неточности, ошибки, допущенные по теме до чтения текста, отмечают, о чем нее шла речь вообще.

5. Домашнее задание -заполнить таблицу:

Важно Непонятно Возникшие вопросы Что удивило?

Прием «Зигзаг» Используется для изучения и систематизации большого по объему материала Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.   Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в рабочих группах - 5 человек.  Стадия вызова Стадия осмысления (работа по группам смешанных экспертов) Стадия рефлексии   З Что мы знаем? У Х Что мы узнали? Что мы хотим узнать?

Прием «Зигзаг»

Используется для изучения и систематизации большого по объему материала

Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения.

  Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в рабочих группах - 5 человек. 

  • Стадия вызова
  • Стадия осмысления (работа по группам смешанных экспертов)
  • Стадия рефлексии

З

Что мы знаем?

У

Х

Что мы узнали?

Что мы хотим узнать?

Другие приемы  Глоссарий – предлагается список слов, среди которых нужно отметить те, которые связаны с текстом  Рассеченные вопросы – предлагается прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте  Чтение в кружок – текст читают по очереди, читающему остальные задают вопросы о прочитанном  Ассоциативный куст – по ключевому слову или заголовку высказать ассоциации, которые фиксируются на доске  Заучивание стихотворений с ассоциациями

Другие приемы

Глоссарий – предлагается список слов, среди которых нужно отметить те, которые связаны с текстом

Рассеченные вопросы – предлагается прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте

Чтение в кружок – текст читают по очереди, читающему остальные задают вопросы о прочитанном

Ассоциативный куст – по ключевому слову или заголовку высказать ассоциации, которые фиксируются на доске

Заучивание стихотворений с ассоциациями

Кластер   Является отражением нелинейной формы мышления. Посередине листа написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем» текста. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы («планета и ее спутники») Эти слова или предложения соединять прямыми линиями с «сердцем» текста. У каждого из «спутников», в свою очередь, тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Кластер

  • Является отражением нелинейной формы мышления.
  • Посередине листа написать ключевое слово или тезис, которые являются «сердцем» текста.
  • Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы («планета и ее спутники»)
  • Эти слова или предложения соединять прямыми линиями с «сердцем» текста. У каждого из «спутников», в свою очередь, тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Кольца Венна   Использование этого приема целесообразно на уроках обобщения и при подготовке к разным видам контроля. В основу положено умение осуществлять логические операции сравнения и обобщения.

Кольца Венна

Использование этого приема целесообразно на уроках обобщения и при подготовке к разным видам контроля. В основу положено умение осуществлять логические операции сравнения и обобщения.

Представление данных в виде таблиц и графиков

Представление данных в виде таблиц и графиков

Прием написания эссе  Эффективная художественная форма письменной рефлексии, свободное письмо на заданную тему, произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам, временные границы выполнения – 5-10-15-20 минут.  Например, «Озон – друг или враг?», «Экологические границы не знают границ» Алгоритм написания эссе Обсуждаемая тема (проблема) Собственная позиция Краткое обоснование Возможные возражения, выдвигаемые слушателями Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной Заключение

Прием написания эссе

Эффективная художественная форма письменной рефлексии, свободное письмо на заданную тему, произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам, временные границы выполнения – 5-10-15-20 минут.

Например, «Озон – друг или враг?», «Экологические границы не знают границ»

Алгоритм написания эссе

  • Обсуждаемая тема (проблема)
  • Собственная позиция
  • Краткое обоснование
  • Возможные возражения, выдвигаемые слушателями
  • Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной
  • Заключение
Читательская грамотность и ОГЭ, ЕГЭ Задания блока А – на поиск информации и интерпретацию информации. Задания блока В – оценка информации.  Недавно в России проводились исследования, в ходе которых было выявлено, почему школьники НЕ решают сложные задания на олимпиадах и ЕГЭ по техническим предметам: учащиеся НЕ могут правильно интерпретировать задания, потому что НЕ понимают вопроса.

Читательская грамотность и ОГЭ, ЕГЭ

  • Задания блока А – на поиск информации и интерпретацию информации.
  • Задания блока В – оценка информации.

Недавно в России проводились исследования, в ходе которых было выявлено, почему школьники НЕ решают сложные задания на олимпиадах и ЕГЭ по техническим предметам: учащиеся НЕ могут правильно интерпретировать задания, потому что НЕ понимают вопроса.

ХХI век – век научного прогресса, инноваций, нано технологий и всевозможных гаджетов, но… умение читать остается тем инструментом, который необходим каждому человеку, даже тому, кто является пользователем интернет-сетей. Потому, до сих пор актуальны слова французского философа 18 века Дени Дидро «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»! Сегодня главная задача учителя не только научить, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести их на уровень осмысления.

ХХI век – век научного прогресса, инноваций, нано технологий и всевозможных гаджетов, но… умение читать остается тем инструментом, который необходим каждому человеку, даже тому, кто является пользователем интернет-сетей. Потому, до сих пор актуальны слова французского философа 18 века Дени Дидро

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»!

Сегодня главная задача учителя не только научить, но и показать, где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести их на уровень осмысления.

Решение вопроса заключается в следующем:    Не только на гуманитарных предметах (русский язык, литература, история, обществознание), но и на прочих уроках необходимо: усилить работу с текстами; уделить особое внимание умению высказывать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте; требовать «доказательности» ответа; отрабатывать схемы записи ответов.

Решение вопроса заключается в следующем:

  • Не только на гуманитарных предметах (русский язык, литература, история, обществознание), но и на прочих уроках необходимо:
  • усилить работу с текстами;
  • уделить особое внимание умению высказывать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте;
  • требовать «доказательности» ответа;
  • отрабатывать схемы записи ответов.

Притча

  • Жил был на свете дедушка. Он вышел на пенсию, купил себе домик на краю города. Ему очень нравилось там жить: у него была своя лужайка и на эту лужайку каждый день приходили дети. Они играли, кричали, бегали, смеялись. Нашему дедушке это не очень нравилось, и он решил, что надо что-то сделать, чтобы он стал единственным хозяином лужайки.
  • - Как вы думаете, что сделал дедушка?
  • Наш дедушка не стал ставить забор, не стал ругать детей, т.к. эффективность этих приемов была ему хорошо известна. Он пригласил детей в домик, напоил их чаем, угостил конфетами и обратился к ним с предложением.
  • Он сказал: Мне очень нравится, как вы бегаете, кричите, смеетесь, топаете и гоняетесь друг за другом. Я все думаю, а вдруг вы больше не придете ко мне, и я буду скучать без вас. Давайте, я буду платить вам каждый день по рублю, что вы будете играть на моей лужайке? Дети удивились, но приняли такое выгодное предложение.
  • Прошло три дня. Каждый вечер дети получали от дедушки по рублю. И вот он снова приглашает их в домик, угощает их чаем с конфетами и грустно - грустно так говорит: Я тут подсчитал свою пенсию, у меня никак не получается платить вам каждый день по рублю. Выходит только по 30 копеек. Дети сморщили носы, грустно вздохнули, но согласились играть за 30 копеек в день. Так прошло еще три дня. И опять дедушка приглашает детей в дом на чаепитие и грустнее прежнего объявляет, что может теперь платить только по 5 копеек в день.
  • - Как вы думаете, что ответили дети?
  • На что разгневанные дети ответили: «За такие гроши играй на своей лужайке сам!»
 Спасибо за внимание! «Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых» Фазиль Искандер

Спасибо за

внимание!

«Культура — это не количество прочитанных книг, а количество понятых»

Фазиль Искандер

Аннотация к софту

Аннотация к софту "Химия.8, 9 класс. Электронное приложение к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана (DVD)" - http://catalog.prosv.ru/item/22057, http://catalog.prosv.ru/item/8758

  • Электронное приложение содержит более 1200 ресурсов, объединённых в рубрики:
  • - анимации
  • - биографии
  • - словарь
  • - рисунки
  • - это интересно
  • - фотоизображения
  • - вещества
  • - примеры решения задач
  • - таблица Д.И. Менделеева
  • - таблицы
  • - тесты
  • - видео
  • Все ресурсы электронного приложения скомпонованы в соответствии с логикой построения курса в целом и каждого урока в отдельности. Подробная инструкция с описанием возможностей и технологии использования электронного приложения к учебнику представлена в разделе Помощь.
  • Подробнее: https://www.labirint.ru/software/235080/
Самоанализ работы учителя с учебником (анкета)   Часто ли вы используете работу с учебником на уроке? С желанием ли учащиеся включаются в данный вид деятельности? На каком этапе урока (темы) вы чаще всего используете работу с учебником? Умеют ли ученики находить ответы к задачам? Умеют ли ученики находить в учебнике указанный пункт? Умеют ли ученики находить в учебнике нужные формулы? Умеют ли ученики находить в учебнике описания к рисунку, картинке, графику? Умеют ли ученики подбирать заголовки к абзацам текста? Умеют ли задавать вопрос к прочитанному? Умеют ли ученики сформулировать главную мысль прочитанного текста? Умеют ли ученики разбивать текст на смысловые блоки? Умеют ли ученики составлять план текста? Умеют ли ученики приводить примеры к прочитанному тексту? Умеют ли ученики устанавливать межпредметные связи? Умеют ли ученики составлять план решения задачи? Умеют ли ученики находить в учебнике основной, дополнительный, пояснительный материал?

Самоанализ работы учителя с учебником (анкета)

  • Часто ли вы используете работу с учебником на уроке?
  • С желанием ли учащиеся включаются в данный вид деятельности?
  • На каком этапе урока (темы) вы чаще всего используете работу с учебником?
  • Умеют ли ученики находить ответы к задачам?
  • Умеют ли ученики находить в учебнике указанный пункт?
  • Умеют ли ученики находить в учебнике нужные формулы?
  • Умеют ли ученики находить в учебнике описания к рисунку, картинке, графику?
  • Умеют ли ученики подбирать заголовки к абзацам текста?
  • Умеют ли задавать вопрос к прочитанному?
  • Умеют ли ученики сформулировать главную мысль прочитанного текста?
  • Умеют ли ученики разбивать текст на смысловые блоки?
  • Умеют ли ученики составлять план текста?
  • Умеют ли ученики приводить примеры к прочитанному тексту?
  • Умеют ли ученики устанавливать межпредметные связи?
  • Умеют ли ученики составлять план решения задачи?
  • Умеют ли ученики находить в учебнике основной, дополнительный, пояснительный материал?