Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Развитие математической грамотности учащихся напрямую связан с развитием навыков смыслового и функционального чтения.
Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны пройти все три фазы:
- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.
Все мы прекрасно понимаем, что должны знать и уметь учащиеся, но как нужно организовать учебный процесс на уроке, чтобы каждый ученик мог сказать: «Я это знаю и умею»? Считаю, что для этого надо: 1) ребенка на уроке заинтересовать, чтобы ему было понятно, зачем он изучает данный материал и где может применить полученные знания; 2) на уроке создать ситуацию, в которой ученик приобретает знания в процессе активной познавательной деятельности; 3) дать возможность ученику успешно выполнять задания не только по образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация максимально приближена к конкретной жизненной проблеме).
Просмотр содержимого документа
««Смысловое чтение на уроках математики»»
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 6» г. Хабаровск
Тема:
“ Метапредметные технологии обучения смысловому чтению ”
Цель - научить максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию.
Процесс чтения состоит из трех фаз.
Восприятие
текста,
раскрытие его
содержания и
смысла,
своеобразная
расшифровка,
когда из
отдельных
слов, фраз,
предложений
складывается
общее
содержание
Извлечение
смысла,
объяснение
найденных
фактов с
помощью
Привлечения
имеющихся
знаний,
интерпретация
текста.
Создание
собственного
нового смысла,
то есть
присвоение
добытых новых
Знаний как
собственных
в результате
размышления.
Работа со словарём:
Глаголы
Существительные
подогрейте
Словосочетания
тесто
добавьте
оставьте
чайная ложка
пласт
вспенились
столовая ложка
миска
ванильный сахар
дрожжи
насыпьте
перемешайте
растопленное сливочное масло
скалка
форма
взбитое яйцо
замесите
дешёвый магазин
варенье
выложите
срок годности
духовка
раскатайте
акция
смажьте
скидка
выпекайте
экономия
достаньте
охладите
продукты
ИНГРЕДИЕНТЫ
Приемы по формированию смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда и учителя-дефектолога.
- Пиктограммы
- Опорные слова
- Графическая модель
- Прием выделения (маркировки) текста
- Прием постановки вопросов
- Пересказ по кругу
- Приём восстановления текста
Тип урока: урок методологической направленности.
- Цель урока: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
- Задача урока: Совершенствовать навыки смыслового чтения у учащихся в рамках темы «Решение задач».
- Педтехнология : практикоориентированная
- Планируемые результаты :
Планируемые результаты :
- Личностные : развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач практического содержания.
- развивать умения понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы), понимать сущность алгоритмических предписаний, формировать умение работать в группах.
- Предметные : умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)
Таблица 2
Задание 2
Вы решили приготовить пирог. Что нужно сделать для решения этой задачи? Обсудите в группе и выскажите предложения. Запишите этапы решения задачи во втором столбце данной таблицы
- _______________________________________
2. ________________________________________
3. _______________________________________
4. _______________________________________
5. ______________________________________
Таблица 1
- Приготовьте тесто . Для этого слегка подогрейте 200 миллилитров молока. Добавьте столовую ложку сахара и 8 грамм дрожжей. Оставьте массу на 10минут, чтобы дрожжи вспенились. Добавьте ванильный сахар 5 грамм, еще 5 столовых ложек сахара, 1 чайную ложку соли и 60 грамм растопленного сливочного масла. Насыпьте муки в 7 раз больше, чем масла и тщательно перемешайте. Замесите мягкое тесто. Выложите тесто на стол и раскатайте в пласт. Выложите пласт в форму для запекания. Сверху выложите варенье. Смажьте пирог взбитым яйцом. Выпекайте пирог при температуре 180 градусов 45 минут. Готовый пирог достаньте из духовки, охладите и подавайте к чаю. Приятного чаепития!
ИНГРЕДИЕНТЫ НАЧИНКА
Таблица 3
Задание 3
Прочитайте рецепт. Составьте список продуктов и запишите необходимое количество. Обсудите и проверьте результаты вычислений
Продукты
По рецепту (масса, кол-во)
1.___________
2.___________
3.___________
4.___________
5.___________
6.___________
7.___________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
Таблица 4
Задание 4
Просмотрите прайс-листы магазинов. Рассчитайте стоимость покупки всех необходимых продуктов для приготовления пирога и выберите магазин, в котором покупка продуктов обойдется дешевле. Обсудите и проверьте результаты выбора магазина
Стоимость покупки:
Магазин «Амбар»
Магазин «Самбери»
______________________________
Цель данного задания
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области финансов;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области финансов.
- Результаты:
- Личностные
- развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
- Метапредметные
познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
регулятивные:
- составление простых планов с помощью учителя;
- понимание цели своих действий;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог;
Таблица 5
Задание 5
Прочитайте еще раз рецепт и пронумеруйте этапы приготовления торта во втором столбце.
Чтобы приготовить торт, нужно:
- Смешать ингредиенты
- Замесить тесто
- Раскатать тесто
- Выложить начинку
- Поставить в духовку
Рефлексия
Дети, которые отсутствовали на уроке приготовили пирог по данному видео.
Вывод
Технологии развития продуктивного чтения способствуют умению работать с информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем. Учащиеся учатся анализировать, применять данную информацию, соотносить новые знания с уже имеющимися представлениями.