Урок развития речи по русскому языку в 5 классе
«Смысловой анализ текста»
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний
Цели урока: обобщить изученное
Обучающие: Развитие навыков самостоятельной работы с текстом.
Задачи: 1. Формировать умение применять на практике знания о структуре текста.
2.Развить умение выражать свои мысли, анализировать информацию
3. Обогащать словарный запас языка.
Развивающие: 1. Развитие чувства языка посредством анализа текста.
2.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.
3. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.
Воспитательные: формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины; содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка.
Оборудование: учебник, компьютер, раздаточный материал (рабочие листы)
Планируемые результаты: предметные – проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языка; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.
Метапредметные:
- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА
Стадия «Вызов»
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.
- Обратимся к высказыванию известного лингвиста
Е.В.Джанджаковой « Текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано…»
Какое ключевое слово поможет вам определить тему нашего урока? Правильно!
- Текст. Значит мы сегодня будем работать с текстом. Но углубим наше понятие и назовем тему урока «Комплексная работа с текстом»
Стадия «Осмысление»
-Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом? Что нам необходимо выяснить? (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)
- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
Проведем разминку. Перед вами тренажер «Зашумленный текст». Прочитайте и попробуйте восстановить текст, ответьте на вопросы.
-Спасибо, вы хорошо поработали.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом М Алексеева «Слово о хлебе». Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу
Работа с текстом.
Ученик читает текст.
Прочитайте выразительно текст.
«Слово о хлебе»
1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…
6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.
8. “Хлеб - всему голова”, - гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.
11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)
Комментарий учителя: Давайте определим роль заглавия в тексте. (В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания.
( Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)
Работа в рабочих листах
Задание №1
1.Тема текста | |
2.Главная мысль текста (Идея) | |
3. Разделите текст на абзацы (укажите номера предложений по абзацам) | 1 абзац- 2 абзац- 3 абзац- |
4. Тип речи текста | |
5. Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб» Почему эти слова синонимы? | |
Задание №2 Составьте план текста и впишите
Задание №3 Составьте вопросы по данному тексту
Задание №4 Выпишите пословицы, поговорки и выражения из текста и объясните их.
1). Какой вывод можно сделать из этих пословиц, поговорок и выражений? ( У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. В народных пословицах и поговорках отразилось любовное отношение к хлебу. Недаром его называют «Хлеб - наш батюшка».
2). Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу? (Хлеб трудно выращивать и убирать).
Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Продолжите пословицу
- Хлеб да вода… крестьянская ….
- Хлеб да соль, и обед ….
- Хлеб – батюшка, водица – ….
- Палата бела, а…без хлеба в ней ….
- Не будет хлеба , … не будет и …
- О чем заставляет задуматься этот рассказ? (уважительно относиться к хлебу и рукам, вырастившим его)
Стадия «Рефлексия»
Итак, подведем итог нашей с вами работы.
- Выберите понятия, с которыми вы работали на уроке. Составим Кластер.
Домашнее задание. На выбор учащихся:
1.Написать сочинение «Как в моей семье относятся к хлебу?»
Рабочий лист ученика____________________________________________________
Прочитайте выразительно текст.
«Слово о хлебе»
1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка… 6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток. 8. “Хлеб - всему голова”, - гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”. 11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)
Задание №1
1.Тема текста | |
2.Главная мысль текста (Идея) | |
3. Разделите текст на абзацы (укажите номера предложений по абзацам) | 1 абзац- 2 абзац- 3 абзац- |
4. Стиль речи текста | |
5.Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб» Почему эти слова синонимы? | |
Задание №2 Составьте план текста и впишите
Задание №3 Составьте вопросы по данному тексту
Задание №4 Выпишите пословицы, поговорки и выражения из текста и объясните их.