Варламова Гульнара Анатольевна
Учитель химии, первая категория
МБОУ «Томпонская многопрофильная гимназия»
Смысловое чтение на уроках химии.
Введение
Знания - дети удивления и любопытства.
Луи де Бройль
На современном этапе введения новых ФГОСов акцент переносится на воспитание свободной творческой личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Подготовка к реализации ФГОС требует накопления опыта формирования познавательных УУД, включающих умения работы с текстом.
Грамотное использование умений и навыков работы с текстом позволит разрешить противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения, между потребностью в критически и аналитически мыслящих учащихся и недостаточной разработанностью методики педагогической деятельности, обеспечивающей развитие этих навыков на уроках химии в средних классах. Для развития умения работать с текстом очень важно систематическое его использование. На обязательном уровне учащиеся, работая с текстом, составляют конспект, на продвинутом уровне – план, на творческом уровне могут заполнять таблицы, делать обобщения, сравнения, разрешать проблемные ситуации. Любая работа с текстом осуществляется целенаправленно.
Формированию умений и навыков работы с текстом способствует применение технологий: ПДО, РКЧМП, КСО, Технологии вопроса,
На своих уроках химии я применяю различные методы работы с текстом:
- кластер
- составление планов
- синквейн
- чтение с остановками
- сводные таблицы
Например, в 9 классе при изучении нового материала по теме «Углерод», я использую прием работы как составление кластера: Кластер – это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Приём кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. При изучении темы «Простые вещества - неметаллы» в 8 классе. Использую прием «Составления планов». Ученики читают текст параграфа, и составляют план текста. Данный приём целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии. И на последнюю стадию использую синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). В 10 классе при изучении темы «Алкины», использую прием «Чтение с остановками». Ученики читают вслух текст параграфа, и мы совместно формулируем ответы на заранее поставленные вопросы: «Чем отличается строение молекулы алкинов от алкенов, алканов?» «Чем это обусловлено?»
Почти для всех классов часто даю задания на составления схемы применения различных веществ. Одним из приемов по смысловому чтению является конспектирование текста, поэтому почти во всех классах я предлагаю учащимся сделать конспект определенного текста: например, в 8 классе по теме «Роль химии в жизни человека», в 9 классе по теме «Век медный, бронзовый, железный», в 10 классе – «Биологически активные органические соединения».
В одиннадцатом классе для обобщения тем «Виды химических связей», «Типы химических реакций», используя текст параграфа составляют сводные таблицы. Также в 10 классе по теме «Углеводороды», используя свои конспекты, составляют обобщающую таблицу.
У\В Признаки для сравнения | Алканы | Алкены | Циклоалканы | Алкадиены | Алкины | Арены |
Строение молекулы | | | | | | |
Номенклатура | | | | | | |
Изомерия | | | | | | |
Химические свойства | | | | | | |
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения учащихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы учащиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения. По этим таблицам легко сравнивать и анализировать.
Из всего выше изложенного можно сделать определенный вывод: Используемые приёмы смыслового чтения позволяют:
-формировать навыки работы с текстами различного содержания и сложности;
-формировать познавательный интерес к предмету;
-расширять кругозор и информационную грамотность учащихся;
-формировать различные УУД