Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Избербашский педагогический колледж им. М.М.Меджидова»
Республика Дагестан




Выполнила:
Преподаватель ПЦК
педагогики и психологии
Ильясова Патимат
Абдулкеримовна
2016 год
Цель:
Развитие у обучающихся способностей , умения использовать методы арт-терапии для снижения агрессии у детей в процессе обучения.
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить обучащихся с основами арт-терапии, с понятием «агрессия»;
- формировать представление о различных методах арт-терапии.
2. Развивающие:
- развивать познавательный интерес обучащихся, личностные качества.
3. Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Оборудование – презентация « Снижение уровня агрессии у детей с помощью арт-терапии».

Учитель – Добрый день! Мы рады приветствовать вас на заседании психолого-педагогического кружка «Диалог». Тема заседания: «Снижение уровня агрессии у детей с помощью арт-терапии».
- Мы много говорим о здоровье, но часто о физической его стороне, а ведь немаловажно и психическое здоровье. Психическое здоровье – это основа успешного развития личности. Современный мир очень активен, быстро меняется, меняются жизненные ценности, нравственные нормы. Все чаще встречаются люди с повышенной тревожностью, раздражительностью, агрессивностью.
- Цель звнятия:
предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения;
формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих;
обучение "ненаправленным" способам преодоления собственных отрицательных эмоций, состояний и приемам регуляции психического равновесия.
- Но для, начала хочу сделать вам комплимент : у вас очень добрые и удивительно красивые лица. На них не отражается ни плохого настроения, не обнаруживаются грубые черты лица. Из этого не трудно сделать вывод, что вы никогда не злитесь, не обижаетесь.
Или все-таки бывает иногда чувство обиды, досады? Случается попасть в неприятные ситуации?
- Бывало.
- А можете припомнить, что вы чувствовали тогда?
- Внутри все кипит; кулаки сжимаются так, что белеют костяшки пальцев; зубы стиснуты; вот когда искажается лицо.
- Да, именно так наше тело предупреждает нас о беде, имя которой агрессия.
- Что же такое агрессия?
1 чтец - Агрессия - очень частое явление в современном обществе. Агрессивные проявления, например, жестокость и насилие, если не стали нормой жизни, то, по крайней мере, рассматриваются как важная составная ее часть.

2 чтец - Агрессивный человек – это больной человек. Хотя физически он в полном порядке, но душевно (психически) болен. В его душе нет ничего доброго и хорошего, а значит личность его не будет развиваться. Он живет в постоянном конфликте с окружающим миром и людьми.
А вы хотите узнать как бороться с собственной агрессией, как не дать ей победить вас?
Существует несколько способов выплёскивания гнева, вот один из них:
- Когда вам плохо, когда гнев пытается вырваться наружу, как необузданное чудовище, не надо держать его внутри надо уметь разумно его выплескивать:
Лист Гнева (исчертите лист, изорвите его, скомкайте, с силой метните в урну) /Проделать/.
3 чтец - Агрессию могут спровоцировать:
1)наследственно-характерологические факторы;
2) биологические факторы;
3) некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга;
4) влияние социального окружения.
5 чтец – Выделяют пять видов агрессии:
1) физическая (физические действия против кого-либо);
2) вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);
3) косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топание и т.д.);
4) раздражение (вспыльчивость, грубость);
5) негативизм (оппозиционная манера поведения).

6 чтец - Агрессия может быть и таких видов:
Защитная. Возникает тогда, когда при наличии у ребенка
активной позиции закрепляется страх перед окружающим миром. Основная функция агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным.
2. Деструктивная. Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.
3. Демонстративная. Возникает не как защита от внешнего мира и не причинение вреда кому-либо, а как желание ребенка обратить на себя внимание.
7 чтец - На становление агрессивного поведения влияют: степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства.
Дети получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Агрессивные реакции может порождать незнание человеком
(в первую очередь, ребенком) правил и норм общения. Агрессивное поведение может быть связано с отсутствием чувства эмпатии (способность сопереживать, сочувствовать).
Учитель – Давайте проведём вместе методику на формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Методика «Поймай меня» - несколько участников выходят, их задача довериться товарищу и закрытыми глазами упасть к нему назад, товарищ должен поймать.
Учитель – существуем множество методик для снятия агрессии у детей. Вашему вниманию мы предлагаем «Арт – терапию» - методика лечения при помощи художественного творчества. Арт - терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами. Каковы же цели арт-терапии и для чего она применяется?
8 чтец – Цели арт – терапии: выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
и, как следствие трех предыдущих, - повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
9 чтец – Арт-терапия применяется:
Учитель – Мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с видами арт-терапии не только теоретически, но и практически. Наши студенты будущие учителя и если им придётся в процессе работы столкнуться с проявлением агрессии у их учеников, то они смогут снизить её, а порой и избавиться с помощью арт-терапии.
10Чтец - 1. Музыкотерапия – это система психоматической коррекции здоровья человека с помощью музыкально-акустических воздействий.
Музыка вызывает различные терапевтические эффекты. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека. Различают групповую и индивидуальную музыкотерапию.
– Мы предлагаем вам провести данную методику. Сядьте поудобнее и расслабьтесь.( звучит релаксационная мелодия).
11Чтец - 2. Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Библиотерапия направлена на формирование личности читателя.

12Чтец - 3. Драматерапия – театральные постановки на разную тематику благоприятно влияют на память, волю, воображение, чувства, внимание, мышление. Речь идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но о `проверке действием` множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители, сильный и слабый, враг и друг...
– Давайте посмотрим на на ситуацию которую продемонстрируют нам наши студенты. (Инсценировка)
13Чтец - 4. Игротерапия - («Психодрама на столе», Gametherapy) – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
Использование «игрушек» дает возможность человеку рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того, что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество.
– Мы предлагаем вам выбрать игрушки, подержать их в руках поиграть и вспомнить, что вас беспокоило многие годы. Может в этом заключаются все ваши проблемы проявления агрессии. ( игра с игрушками).

14Чтец – 5. Изотерапия –терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Мел лучше использовать нервному человеку , потому что акварель, которая растекается, может спровоцировать тревогу. Мел более легко контролировать, и человек переносит это ощущение на жизнь. Акварель лучше использовать человеку с комплексами, так как это поможет ему почувствовать себя раскованным.
– Итак кто хочет поучаствовать. Мы предлагаем рисование как мелом так и акварелью.(рисуют)
15Чтец - 6. Маскотерапия – известный метод психологической работы, основанный на переводе глубинных комплексов и проблем человека в неживую материю маски.
Чтобы изменить свою жизнь, достаточно просто познакомиться со своей маской! Данную методику целесообразно проводить дома наедине с собой, перед зеркалом.

16Чтец- 7. Коллаж – (от фр.collage — наклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на подложку предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Материалом служит газеты, глянцевые журналы, природные материалы, различные предметы.
– Наши студенты заранее подготовили коллажи. Но мы и гостям предлагаем поучаствовать и собрать свой коллаж. (мастерят)

17Чтец - 8.Оригами - (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
– Кто умеет собирать оригами? Просим поучаствовать.

18Чтец - 9.Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
- Перед вами песок прошу вас поучаствовать, нарисовать свои эмоции.

19Чтец - 10.Цветотерапия – это лечение цветом. В далекой древности люди заметили, что цвет оказывает мощное действие на человека. Было доказано, что органы и системы тела чувствительны к определенным цветам, которые стимулируют или замедляют их действие. Зная это, можно использовать различные цвета с лечебной целью. Цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма. Например: оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания давления крови и в общем оказывает возбуждающее действие, темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение.
Учитель – обратите внимание на слайд, мы предлагаем вашему вниманию разные цвета. Просматривая каждый подумайте и скажите какие эмоции вы испытываете.
20 Чтец- 11. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах.
– Вашему вниманию мы предлагаем сказку « Курочка ряба».

21 Чтец- 12.Фототерапия - набор психотехник, связанных с лечебно-коррекционным применением фотографии, её использования для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Фототерапия может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков.
– Участники нашего кружка тоже увлекаются фотографией. Они получают от этого занятия массу положительных эмоций. Их домашним заданием было подготовить фотографии которые бы выражали их эмоции.
22Чтец - 13. Работа с глиной - особенно важно для тех людей, которым трудно "выговориться", кому трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях, в ситуациях неопределенности – ведь "мятье" глины, "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт.
Учитель – вместо глины мы предлагаем вам работу с пластилином. Данные методики вы можете использовать в своей работе.
Учитель – вашему вниманию мы предлагаем темы для рисунков. Которые вы сможете использовать в своей работе, а также для себя:
Свобода – это…
Любовь…
Мир, в котором я живу…
Лидер – это…
Арт - терапия — это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий, а главное, это эффективно, доступно, безопасно, ИНТЕРЕСНО.
Каждый человек в своей жизни обязательно должен задать себе такие вопросы: «Для чего я пришел в этот мир? Что я могу сделать для того, чтобы изменить его в лучшую сторону? Хорошо ли, комфортно ли со мной тем, кто рядом?».
Необходимо отметить, что агрессия не всегда имеет цель приносить вред окружающим. Она может проявляться как самозащита.
Но, чаще агрессия – это поведение, причиняющее боль, она приводит к возникновению эмоциональных конфликтов, формируют грубые черты характера.
Попробуйте сейчас ответить на вопрос «Готов ли я отказаться от агрессивного поведения уже сейчас?».
Наши ответы мы поместим на «Дерево добра». Если готовы отказаться от агрессивного поведения - прикрепите на крону дерева яблоки, если понимаете, что агрессивное поведение несостоятельно, но еще не совсем готовы от него отказаться – прикрепите цветы (из них обязательно вырастут яблоки), если считаете, что агрессия необходима, и от нее не надо избавляться – прикрепите листья.
- Мне интересен ваш выбор в любом случае, так как вы свободны в своем мнении. (Участники делают выбор и аргументируют его).

Давайте на последок проведём методику Установка на расслабление в стихотворной образной форме:
Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.
И шея вялая совсем и мягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…
И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.
Всё тело, грудь, живот, спина – беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.
Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.
Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает.
Мы отдохнули, силы к нам, энергия – вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.
- На прощание я хочу рассказать вам одну притчу.
- «Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, агрессию. Другой волк представляет добро – мир, любовь, верность, отзывчивость.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Я очень хочу, чтобы после нашего занятия, у вас не было сомнения в том, какого волка в себе вам нужно кормить!
- Спасибо вам всем за внимание! Удачи и успехов в преодолении агрессии!
6