Итоговое собеседование на промежуточной аттестации
по родному языку (русскому) в 7 классе
Контрольно – измерительные материалы по курсу родной язык (русский)
(образовательная программа основного общего образования)
Кодификатор элементов содержания и требований
к уровню подготовки обучающихся
1. Перечень элементов предметного содержания:
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 | Раздел 1. Язык и культура. Русский язык как развивающееся явление. Устаревшие слова как живые свидетели истории: историзмы и архаизмы. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. |
1.2 1.2.1 1.2.2 1.2.3 | Раздел 2. Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. |
1.3 1.3.1 1.3.2 1.3.3 1.3.4 | Раздел 3. Речь. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Тест как единица языка и речи. Основные признаки текста. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Функциональные разновидности языка. |
2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся:
Код | Перечень требований к уровню подготовки обучающихся |
2.1 | «Язык и культура»: • пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах; • распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах; • определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова; • объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного); • регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. |
2.2 | «Культура речи»: • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного); • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; • употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; • соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов; • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; • корректно употреблять термины в учебно – научном стиле речи (в рамках изученного); • употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка; • анализировать и различать типичные речевые ошибки; • редактировать текст с целью исправления речевых ошибок; • выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; • корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка; • редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей; • соблюдать русскую этикетную манеру общения; • использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления; • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания; • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста; • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста; • использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи. |
2.3 | «Речь. Речевая деятельность. Текст»: • анализировать логико – смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев; • распознавать и анализировать разные типы заголовков текста; • анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи; • анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок; • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия; • уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения; • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; • строить устные учебно – научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно – научной дискуссии; • владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях. |
Спецификация
Назначение КИМ: оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся по родному языку (русскому) в 7 классе основного уровня обучения в целях итоговой аттестации выпускников.
Структура КИМ : собеседование.
Работа состоит из заданий с развернутым ответом.
Дополнительные материалы и оборудование: не требуется.
Условия проведения: задания с развернутым ответом выражается учеником личное мнение в виде законченного высказывания и его аргументация.
Оценивание: каждый вопрос оценивается от 1 до 5 баллов. Минимальное количество отвеченных вопросов: 3; максимальное 5 и более.
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий | Число заданий | Номера заданий |
Базовый | 8 | 1 – 3, 10, 11, 14, 15, 17. |
Повышенный | 7 | 4, 6, 7, 9, 13, 16, 19. |
Высокий | 4 | 5, 8, 12, 18. |
Цель итоговой работы: оценить уровень подготовки учащихся по курсу родной язык (русский) через оценку их представлений о базовых понятиях курса, способности применять полученные ими знания и умения в практической деятельности, через решение познавательных и практических задач.
Итоговые вопросы
1. Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально – политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.
2. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально – бытовых реалий.
3. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости.
4. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
5. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
6. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору).
7. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально – стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
8. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
9. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи.
10. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.
11. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.
12. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно – индуктивные), стержневые (индуктивно – дедуктивные) структуры.
13. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.
14. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.
15. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров.
16. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
17. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
18. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.
19. Притча.