СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Собеседование на промежуточной аттестации по родному языку (русскому) в 7 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Собеседование на промежуточной аттестации по родному языку (русскому) в 7 классе»

Итоговое собеседование на промежуточной аттестации

по родному языку (русскому) в 7 классе


Контрольно – измерительные материалы по курсу родной язык (русский)

(образовательная программа основного общего образования)


Кодификатор элементов содержания и требований

к уровню подготовки обучающихся


1. Перечень элементов предметного содержания:

Код

Описание элементов предметного содержания

1.1

1.1.1

1.1.2

1.1.3

Раздел 1. Язык и культура.

Русский язык как развивающееся явление.

Устаревшие слова как живые свидетели истории: историзмы и архаизмы.

Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

1.2

1.2.1

1.2.2

1.2.3

Раздел 2. Культура речи.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1.3

1.3.1

1.3.2

1.3.3

1.3.4

Раздел 3. Речь. Текст.

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Тест как единица языка и речи. Основные признаки текста.

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка.


2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся:

Код

Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

2.1

«Язык и культура»:

• пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

• распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;

• определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

• объяснять происхождение названий русских городов (в рамках изученного);

• регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

2.2

«Культура речи»:

• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

• различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;

• употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

• соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

• корректно употреблять термины в учебно – научном стиле речи (в рамках изученного);

• употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

• анализировать и различать типичные речевые ошибки;

• редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

• выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

• корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;

• редактировать предложения, избегая нагромождения одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежей;

• соблюдать русскую этикетную манеру общения;

• использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

• использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

• использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания;

• использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

• использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

• использовать орфографические словари и справочники по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

2.3

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

• анализировать логико – смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев;

• распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;

• анализировать и создавать тексты рекламного типа, притчи;

• анализировать и создавать текст в жанре путевых заметок;

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;

• уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

• строить устные учебно – научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно – научной дискуссии;

• владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.


Спецификация

Назначение КИМ: оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся по родному языку (русскому) в 7 классе основного уровня обучения в целях итоговой аттестации выпускников.

Структура КИМ : собеседование.

Работа состоит из заданий с развернутым ответом.

Дополнительные материалы и оборудование: не требуется.

Условия проведения: задания с развернутым ответом выражается учеником личное мнение в виде законченного высказывания и его аргументация.

Оценивание: каждый вопрос оценивается от 1 до 5 баллов. Минимальное количество отвеченных вопросов: 3; максимальное 5 и более.

Распределение заданий по уровням сложности


Уровень сложности заданий

Число заданий

Номера заданий

Базовый

8

1 – 3, 10, 11, 14, 15, 17.

Повышенный

7

4, 6, 7, 9, 13, 16, 19.

Высокий

4

5, 8, 12, 18.


Цель итоговой работы: оценить уровень подготовки учащихся по курсу родной язык (русский) через оценку их представлений о базовых понятиях курса, способности применять полученные ими знания и умения в практической деятельности, через решение познавательных и практических задач.


Итоговые вопросы

1. Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально – политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.

2. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально – бытовых реалий.

3. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости.

4. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

5. Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

6. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору).

7. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально – стилевая окраска и употребление паронимов в речи.

8. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

9. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи.

10. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

11. Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев.

12. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно – индуктивные), стержневые (индуктивно – дедуктивные) структуры.

13. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков.

14. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

15. Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров.

16. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

17. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

18. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах.

19. Притча.