Собеседование по п. №6 аналитического отчета:
«Технология продуктивного чтения Н.Н. Светловской».
Я хочу представить Вам мой опыт работы по технологии продуктивного чтения. Наталья Николаевна выделяет несколько видов чтения:
Механическое чтение
Информативное чтение
Эстетическое чтение
Чтение - общение
Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является обучение чтению-общению, котороезакладывает основу умения учиться, формирует навык самостоятельной работы с текстом
Я хочу проиллюстрировать технологию работы с текстом на всех этапах на небольшом по объему произведению - стихотворении В.Д. Берестова «Знакомый»
1 этап – работа с текстом до чтения.
Цель: развитие умения – антиципации - умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора.
Главная задача: вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать произведение..
(Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию.Предлагает прочитать ключевые слова текста.)
Объясните значение слова «знакомый». Знакомый- это…(тот, с кем раньше встречался)
Можем ли мы предположить о ком это стихотворение?Мы можем предположить, что это стихотворение о ком-то, кто знаком автору. Но знакомые бывают разные. С кем-то нам приятно увидеться, а с другими мы стараемся не встречаться. Можем ли мы по названию произведения определить, приятен или не приятен этот знакомый автор?Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
Мы не знаем, кто этот знакомый, значит нам нужно что узнать?
Узнать какой это знакомый. Как к нему относится автор? Почему автор решил нам рассказать об этом знакомом? И т.д.)
II этап. Работа с текстом во время чтения. Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Конечно, этап начинается с первичного чтения текста. Учащиеся выявляют совпадения первоначальных предположений с содержанием прочитанного текста.
На данном этапе ведущими становятся такие приёмы работы как диалог с автором через текст и комментированное чтение.
Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Читателю необходимо по ходу чтения находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение
Главная задача:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые:
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (- Что сейчас случится?)
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:-чем это можно объяснить? Что из этого следует? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Вернусь к произведению Валентина Берестова, чтобы подтвердить на практике сказанное.
Сегодня вышел я из дома,
Пушистый снег лежит кругом.
Гляжу — навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.
Как давно происходили события? Найдите ключевое слово.
В какое время года? Найдите ключевое слово.
В этот день была оттепель или было морозно? Найдите ключевое слово. Что вас удивило? Предположите, почему знакомый босиком?
И вот мы радости не прячем,
Мы — неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем —
И он, и я, и он, и я!
Как относится к знакомому автор?
Можем ли предположить возраст рассказчика?
Объятья, шутки, разговоры.
— Ну как живёшь? Ну как дела? —
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень на цыпочках прошла.
Объясните значение «на цыпочках».
Предположите, почему кошка прошла осторожно?
— Побудь со мной ещё немного! —
Но я его не удержал.
«Гав! Гав!» — сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.
3 этап.Проводится обобщение прочитанного через постановку обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. Выразительное чтение. Выявление основной мысли текста. (Что хотел сказать автор?) Хотел поделиться тем, что произошло, своими впечатлениями.
В начале произведения мы задавали вопрос автору: Почему знакомый босиком? Найдите подтверждение своих слов в тексте.
Это была собака.
Теперь можете ответить на этот вопрос, почему кошка прошла на цыпочках?
Кошка боялась собаки и не хотела быть замеченной.
В процессе работы по этой технологии у меня появился свой прием работы с текстом, я назвала его «Турист, таксист», который пришелся по душе моим ученикам.
В процессе работы по данной технологии осуществляется читательское, литературное, эмоциональное, эстетическое, коммуникативное развитие.
Современные дети испытывают дефицит общения со своими родителями, которые должны были бы являться для детей носителями опыта предыдущих поколений. Из 26 моих учеников, 17 воспитываются в неполных семьях, их родители озабочены зарабатыванием денег и времени на общение остается совсем мало, 2 учащихся проживают в социально неблагополучных семьях, где родители не являются носителями положительного опыта.
Все это нарушает естественные социальные нормы общения, а ребенок не может вырасти полноценным человеком, если он не будет общаться с полноценными людьми.
Таким образом, желание и умение общаться с книгой дает ребенку недостающее ему позитивное общение и приобретение положительного опыта.