Дата: 18.01.2019
Тема: Собиратели русских народных сказок.
Цель: организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение знаний о собирателях русских народных сказок.
Задачи:
- создать условия для формирования у учащихся ценностного отношения к русской литературе
- создать условия для развития у учащихся опыта постановки целей под руководством учителя;
- создать условия для развития у учащихся интереса к чтению.
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
Известны сказки с давних пор.
Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумки и вздор,
Его не слушай даже.
Скорее сказки почитай,
Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай-
Они всему научат.
Мы сказки знаем назубок,
Ведь с детства их читаем,
Но что-то новое, дружок,
Сейчас о них узнаем.
- Прочитайте медленно
- Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп
- Прочитайте скороговоркой
- Прочитайте выразительно
3. Актуализация знаний.
- На доске зашифрованы слова. Как их прочитать? (Справа налево)
- Расшифруем, что здесь написано.
1. ВЕЬСАНАФА ЧИВЕАЛОКИН РДНАСКЕЛА
2. ЬЛАД ЧИВОНАВИ РИМИДАЛВ
(Дети читают, учитель выставляет карточки со словами: АФАНАСЬЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ)
- Слышали ли вы эти имена? Что вы о них знаете? (ответы детей)
4. Определение темы и целей урока.
- Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?
- А чтобы легче было предположить рассмотрите иллюстрации и прочитайте текст на с.47 учебника
- О чём или о ком вы прочитали на с.47?( о В.И. Дале и А.Н.Афанасьеве)
- Что вы узнали о В.И.Дале и А.Н.Афанасьеве? Кто они? Чем они знамениты? ( Они были самыми известными собирателями сказок)
- Как вы понимаете выражение «собиратели сказок»?
- Давайте сформулируем тему урока: «Собиратели русских народных сказок: В.И.Даль и А.Н.Афанасьев» (учитель выставляет карточки с темой урока)
Итак, давайте вместе подумаем, чему же нам нужно научиться и что для этого нужно сделать.
Нам нужно узнать:
- кого называют собирателями сказок;
- кто в России был собирателем сказок.
В каком случае вы скажите, что выполнили поставленные вами цели? Если сможем самостоятельно и правильно:
- сказать кого называют собирателями сказок;
- назвать двух основных собирателей сказок в России;
5. Работа по теме урока
Краткая историческая справка с использованием презентации
6. Физкультминутка
7. Продолжение работы по теме урока
- Рассмотрите свои сборники сказок. Есть ли в них сказки в обработке В.И.Даля и А.Н.Афанасьева? (было дано задание принести сборники сказок)
(Дети работают самостоятельно, затем показывают и рассказывают всему классу)
8. Контроль и оценка результатов учебной деятельности.
Итак, давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока:
Нам нужно было узнать:
- кого называют собирателями сказок;
- кто в России был собирателем сказок.
Мы определили, как мы проверим, достигли ли мы этих целей. Мы скажем, что мы выполнили поставленные нами цели, если мы самостоятельно и правильно сможем:
- сказать кого называют собирателями сказок;
- назвать двух основных собирателей сказок в России.
Проверьте успешность своей работы, используя лист самоконтроля
Лист самоконтроля
Фамилия и имя ученика ________________________________ Дата ____________
| Знания и умения урока | Отметка об усвоении (+ или -) | Контрольное задание |
1 | Я знаю кого называют собирателями сказок | | Допиши определение: Собирателями сказок называют - |
2 | Я могу объяснить это другим | | |
3. | Я могу назвать двух самых известных собирателей сказок | | Перечислите самых известных собирателей сказок в России: |
9. Подведение итогов урока
- С каким новым понятием вы познакомились? (собиратели сказок)
- О каких писателях вы узнали? Чем они знамениты?
- Захотелось ли вам прочитать сказки в обработке В.И. Даля и А.Н. Афанасьева?