СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соблюдение требований к организации учебно-воспитательного процесса в школе для обучения детей с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имеются три группы условий организации учебного процесса: общепедагогические, дидактические и гигиенические.

Просмотр содержимого документа
«Соблюдение требований к организации учебно-воспитательного процесса в школе для обучения детей с нарушением зрения»

СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

«Каждый ребёнок с нарушением зрения пришёл в этот мир не случайно: он рождается, потому что должен был родиться, он пришёл на зов людей… У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, может быть, великая…А наш долг, учителей, воспитателей, медицинского персонала – помочь ему»


Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития. Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества. Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий, представлений в области чувственного познания ограничивает возможности формирования образов воображения, памяти, а также психологических систем, их структур, связей, функций и отношений внутри этих систем. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в формировании образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентации и мобильности в пространстве и т.д. Значительные изменения происходят в физическом развитии — нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты.  Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития.

Так каким же должен быть учебно – воспитательный процесс? Какие требования к организации учебно – воспитательного процесса в школе необходимо соблюдать?

Учебно – воспитательный процесс реализуется в соответствии с учебным планом и календарным планом работы.

Календарный план работы включает в себя контроль над всеми направлениями работы учреждения, организацию НМР, реализацию мероприятий по укреплению здоровья и социальной защите обучающихся, совершенствование системы руководства. Также в него входят мероприятия по работе с родителями, мероприятия направленные на развитие материально – технической базы школы.

Учебный план устанавливает перечень учебных предметов, объём учебного времени, отводимого на их изучение федерального и регионального компонентов государственного стандарта по ступеням общего образования, составлен с учетом реализуемых в образовательном учреждении общеобразовательных программ:

− ориентация школьного образования на достижение выпускниками социальной зрелости, адаптации и реабилитации в обществе зрячих;

− защита обучающихся от некачественного образования;

− развитие в процессе обучения продуктивных видов и способов деятельности обучающихся.

Учебный план позволяет осуществлять принцип единства психолого-медико-педагогической и социальной коррекции в учебно-воспитательном процессе. Реализуемое содержание направлено на формирование знаний основ наук, на совершенствование общеучебных умений и навыков, на развитие личностных качеств учащихся, социализацию школьников. Максимальная учебная нагрузка обучающихся, предусмотренная учебным планом, соответствует требованиям СанПиН.

Для обеспечения оптимального умственного и физического развития ребенка, прежде всего, необходим в учебно – воспитательном процессе индивидуализированный подход с учетом особенностей каждого ребенка. Этот подход предусматривает использование специальных образовательных программ, методов, необходимых технических средств обучения, работу специально подготовленных педагогов, психологов, дефектологов и других специалистов, создание материально-технической базы и научно-методическое обеспечение. Индивидуальный подход к ребенку необходим в течение всего его пребывания в школе, а особенно на уроке. Урок — это одна из основных организационных форм учебного процесса. Естественно, что к уроку в школе слабовидящих предъявляют те же общедидактические требования, что и в массовой. Однако, учитывая нарушения сенсорной сферы у слабовидящих и вызванные этим определённые особенности их учебно-познавательной деятельности, к уроку в специальной школе предъявляют и свои, специфические требования. При проведении урока учителю необходимо придерживаться следующих пунктов:

  1. Выполнение офтальмологических рекомендаций (знать заболевание детей, средства коррекции зрения, необходимую освещенность, раздаточный специальный материал).

  2. Коррекция отклонений в физическом развитии. Физкультминутки, гимнастика для глаз.

  3. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода в связи с возможностями учеников.

  4. Обеспечение компенсаторно-коррекционной направленности урока. Каждое незнание воспринимать терпеливо. Подкреплять образы конкретными примерами.

  5. Активизация умственной деятельности учеников путем самостоятельной работы.

  6. Соединение слова и разных видов наглядности.

  7. Соблюдение оптимальных условий экспонирования наглядности (не должно быть мелких рисунков, деталей).

  8. Учет возрастных особенностей детей.

  9. Создание благоприятных условий на уроке.


Соблюдение основных требований к уроку в школе где обучается слабовидящий ребенок поможет учителю более эффективно организовать деятельность, направленную на успешное овладение ими программой массовой школы. Слабовидящие дети отстают от видящих нормально в уровнях грамматических знаний, в развитии образной речи, что отрицательно сказывается на их успеваемости и по многим предметам. Так что же нужно, чтобы урок в школе был эффективным? Каковы условия его организации?

Каждый урок должен быть целенаправленным. Необходимо чётко определить дидактическую цель, развивающую, воспитательную. В школе где обучается слабовидящий ребенок обязательным является определение коррекционной цели урока. В коррекционной цели следует указывать, какими способами и приёмами сенсорной и умственной деятельности, какими логическими операциями должны учиться овладевать школьники. Однако, следует подчеркнуть, что недопустимо, когда цель определена правильно, но существует сама по себе.

Ясное восприятие учебного материала, использование личного опыта помогает детям усваивать знание сознательно. В тех случаях, когда наблюдается формализм знаний учеников, непонимание сути материала, вызванные плохим зрением, учитель, использует специальные методы и приемы обучения: конкретизацию, объяснение, практические действия. В тесной связи с предыдущими требованиями к уроку учитывают его коррекционно-компенсаторную направленность. Выполнение данного требования предполагает знания того, что коррегируется, в чём проявляется сущность этого требования, при каких условиях возможно его осуществление.

Особого внимания заслуживает требование активизации умственной деятельности слабовидящих учащихся, так как развитие активности мысли находится в прямой связи с компенсаторно-коррекционным влиянием мышления на развитие учащихся с нарушениями зрения. Сущность данного требования к уроку заключается в воспитании и развитии у школьников познавательных интересов, в стремлении к самостоятельному расширению и углублению полученных знаний.

В системе дидактических требований к уроку в школе слабовидящих детей важное место занимает использование наглядности. Средства наглядности могут быть источником информации, вспомогательным средством для иллюстрации высказанной мысли и её конкретизации. Одной из важных функций наглядности в школе слабовидящих является пополнение и уточнение имеющихся у учащихся представлений об окружающем мире. Следует подчеркнуть, что в процессе использования любой наглядности должна быть соблюдена определённая мера, в противном случае наглядность может оказаться помехой в развитии логического мышления учащихся.

Немало важную роль в планировании и проведении урока играют выбранные учителем виды работ обучающихся на уроке, формы и методы проведения урока. Важно грамотно организовать учебный процесс. Какие формы и методы работы на уроке самые эффективные? Имеются три группы условий организации учебного процесса: общепедагогические, дидактические и гигиенические. Остановимся подробнее на второй группе условий. Итак, в процессе проведения урока необходимо большое внимание уделять отбору строго научного материала, соответствующего уровню развития данной науки. При этом важно продумывать и наиболее эффективные методы обучения, которые должны соответствовать новейшим достижениям дидактики, способствовать развитию творческой деятельности слабовидящих учащихся. Одним из наиболее действенных методов развития мыслительной деятельности учащихся, формирования логики познавательного процесса является метод проблемного обучения. Создавая проблемную ситуацию и подбирая способы её решения, учитель должен определить соответствие данной проблемы уровню развития слабовидящих учащихся. В процессе проблемного обучения прочнее и глубже становятся знания, учащиеся приобретают прочные навыки мыслительной деятельности.

При планировании и проведении уроков учителю важно понимать, как взаимодействуют все психические функции при пополнении знаний, какие применять приемы, способы и методы для повышения качества знаний, вести ученика от репродуктивного к конструктивному воспроизведению, а затем – к творческой деятельности, как спрогнозировать конечный результат – здоровую, социально адаптированную, компетентную личность ученика. В этом нам может помочь развивающее обучение. Под развивающим обучением понимается направленность методов и приемов обучения на достижение наибольшей эффективности развития познавательных функций, а также на изменение самой личности. В процессе обучения должны применяться различные формы работы, которые позволят ребенку не только понять, но осмыслить и осознать материал.

Одной из основных задач школы является максимальное развитие каждого ребенка. Этого нельзя добиться, если вся организация урока рассчитана только на коллективную работу в классе. Отсюда следующие требования: учёт индивидуальных особенностей слабовидящего школьника. Осуществлению индивидуального подхода к таким учащихся нам помогает таблица офтальмологических рекомендаций, которая должна быть в наличие у каждого класса в котором обучается ребенок с нарушение зрения. Например, учет поля зрения слабовидящих обучающихся помогает учителю правильно подбирать демонстрационный материал, а зрительная нагрузка обучающихся поможет учителю правильно спланировать урок. Наличие рекомендаций окулиста, логопеда в планах учителей и воспитателя были бы большим подспорьем в подготовке к уроку или проведению занятий по подготовке домашних заданий. Воспользовавшись данными рекомендациями можно продумать организацию урока не только с точки зрения его структуры, но и чтобы в плане урока был учтен принцип дифференцированного обучения, а при проведении самоподготовки воспитатель также может использовать в своей работе принцип дифференцированного обучения.

Задачи обучения и воспитания ребёнка с нарушением зрения сочетаются со специальными задачами, связанными с преодолением, коррекцией и компенсацией первичных и вторичных отклонений в развитии детей. Следует отметить, что дети с нарушением зрения, насколько это возможно, должны быть приобщены к различным видам деятельности. В этой связи прежде всего следует воспитать у них самостоятельность, навыки самообслуживания и культурного поведения, приучать их жить и работать в коллективе. При этом необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности развития ребёнка.

Все педагоги и специалисты школы могут совмещать в своей работе разные методы работы с обучающимися, разные исследования, диагностики и терапии. При организации учебно-воспитательного процесса для детей с нарушением зрения крайне важен вопрос взаимодействия специалистов разного профиля. Комплексный подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, двигательной сферы, неврологический, психический и речевой статусы ребёнка. Сведения о соматическом состоянии воспитанника, о состоянии его нервной системы, органов чувств, о возможной наследственной природе нарушений не менее важны при диагностике и определении путей коррекционного воздействия. Каждый специалист проводит работу в своём направлении, а затем полученные данные, выработанные рекомендации передаёт следующим специалистам. Очень важно разделение обязанностей, диагностик и обследований между специалистами. Осмысленный взаимообмен информацией способствует полноценному сотрудничеству специалистов.

Немаловажную роль в организации учебно-воспитательного процесса в школе играет классный руководитель. Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, диагнозы детей, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе.

Система работы классного руководителя — это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для обучающихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Организация и воспитание классного ученического коллектива — это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач. Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина — важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе. Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы – ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе. Следующий раздел деятельности классного руководителя — работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы. Интерес ученика к какому-то определённому вопросу, возникший на уроке, в процессе труда, при просмотре телепередач, прочтении статьи в газете может быть развит, углублён на занятиях в кружках, где учитель не связан рамками программы и учебника, где большие возможности для проявления инициативы учащихся.

Главное различие всех кружков состоит в том, что в каждом кружке изучаются определённые вопросы. Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так

как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей. Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. При правильной организации кружка возможны положительные результаты, в том числе появится заинтересованность в предмете, любовь к литературе, откроет или разовьёт творческие способности ребёнка, а, может быть, и предопределит будущую профессию ученика, что позволит ему своевременно начать углублённое изучение предмета. Но и тут нельзя забывать о формах и методах работы со слабовидящими детьми, соблюдать рекомендации по работе со слабовидящими учениками.

Подводя итоги, следует сделать вывод о том, что только соблюдение основных требований к планированию урока, занятия и его проведению, а также взаимодействие всех специалистов, сопровождающих процесс обучения слабовидящего ребенка, между собой — основной путь достижения максимальной эффективности учебно – воспитательного процесса, повышения качества каждого урока.



















2