Собрание 1. Первый раз - в первый класс
Жизненные позиции заразительны... А ваша может кого-нибудь увлечь?
Ф. Нансен
Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.
Ф. Абрамов
Задачи: ознакомить родителей с классом, классным руководителем, педагогами, школой, администрацией учебного заведения, службами школы, а также самих родителей — друг с другом; помочь под готовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и настроить на понимание значимости перехода малыша в новое психофизическое состояние.
Форма проведения: торжественное собрание.
Вопросы для обсуждения: знакомство родителей с классным руководителем, администрацией школы.
Подготовительная работа: подготовка письма-обращения ребенка к родителям
Ход собрания
I. Вступительное слово директора школы
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все те, кто пришел на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!
Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плаванье начинается сегодня, а закончится через 12 лет. 12 лет мы будем вместе, и пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем вместе переживать штормы и бури, а ваши дети открывать для себя бухту Радости и мыс Надежды. Хочется, чтобы это плаванье было интересным, счастливым и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи. Сколько раз вместе с вами, папы и мамы, мы будем помогать вашим детям учиться преодолевать трудности, радоваться своим успехам и победам одноклассников.
Мы открыты для общения, наши специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда получите в нашей школе исчерпывающий ответ на самый неразрешимый вопрос. Для вас всегда открыты двери кабинета заместителя директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе.
II. Самопредставление учителя
Классный руководитель знакомится с родителями, рассказывает о предыдущих выпусках, делится планами на будущее в работе с новым классом.
III. Самопредставление семей
Самопредставление родителей — это своего рода визитная карточка семьи. Оно очень интересно проходит на первом родительском собрании-встрече. Желательно записать визитные карточки семей на магнитофон. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных цен ностей и взаимоотношений.
Визитная карточка содержит следующие пункты:
- фамилия, имя, отчество родителей;
- возраст родителей, день рождения семьи;
- интересы, увлечения семьи; — традиции и обычаи семьи;
- девиз семьи.
Свой девиз каждая семья пишет на листе ватмана, который прикрепляется на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.
IV. Экскурсия по школе
После самопредставления и установления теплой атмосферы общения учитель приглашает родителей на экскурсию по школе. Очень, важно показать родителям кабинет психологической службы, ознакомить с расписанием его работы, предложить родителям записать телефон доверия психологической службы.
V. Подведение итогов
Учитель знакомит родителей с планом совместной работы на весь школьный год. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно участвовать во встречах с классным руководителем.
В завершение родительского собрания можно сделать общую фотографию на память о первой встрече. На прощание родители получают большие разноцветные конверты с письмом-обращением детей разных времен и народов к своим родителям. Взрослым предлагается дома внимательно прочитать полученный меморандум и руководствоваться им в воспитании собственных детей.
В конце родительского собрания родители пишут вопросы, на которые они не получили ответа. Это могут быть вопросы к администрации школы, педагогу. Не на каждый вопрос можно ответить сиюминутно. Для того чтобы родители получили компетентный ответ на поставленные вопросы, на столе у педагога стоит коробка, в которую родители складывают свои вопросы. Классный руководитель сможет их проанализировать и ответить на них на следующем собрании или созвониться с родителями, если ответ не терпит отлагательств.
Литература
Газман О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. —М., 1999. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. - М., 1994. Права ребенка (Конвенция ООН о правах ребенка). — Нью-Йорк, 1992. Программа развития воспитания в системе образования 1999—2001 гг. СПО-ФДО. - СПб., 1999.
Собрание 2. Трудности адаптации первоклассников
к школе
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби
Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе; предложить практические советы по адаптации ребенка к школе. Форма проведения: круглый стол.
Вопросы для обсуждения: физиологические и психологические трудности адаптации первоклассников к школе; система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению. Подготовительная работа: подготовка фотовыставки «Ура! Мы — школьники», рисунков учащихся «Мои первые дни в школе»; оформление класса; подготовка памятки для учащихся (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово
Сегодня на собрании нам предстоит ответить на многие вопросы. С какими физиологическими и психологическими трудностями столкнулись ваши дети в период адаптации к школьной жизни? Как можно преодолеть возникшие трудности?
Классный руководитель объявляет тему собрания, формулирует цели и задачи, представляет перечень вопросов, на которые предстоит ответить. Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка.
Родители делятся друг с другом и классным руководителем теми впечатлениями, которые оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок в кругу семьи в честь того, что он стал школьником.
II. Родительский практикум
Родительский практикум проходит в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, которые только может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились определенные чувства и эмоции. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство». Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка и помочь обсудить эти проблемы в ходе собрания.
III. Выступление врача
Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений знакомят родителей с физиологическими и психологическими проблемами в здоровье ребенка, которые могут быть , связаны с изменением статуса. Специалисты должны обратить ими мание родителей «а следующее:
- Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом увеличение физической нагрузки.
- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.
- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночники, тренировка мелких мышц кистей рук.
— Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
- Организация правильного питания ребенка.
- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели.
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных качеств сохранения собственного здоровья.
IV. Выступление психолога
Психолог рассказывает родителям о способах преодоления психологических трудностей адаптации учащихся первых классов.
— Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи.
- Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже само оценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
- Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка дли его родителей.
— Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
— Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможное: I, общения с ними после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). - Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
- Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
V. Подведение итогов
Известный педагог и психолог С. Соловейчик, имя которого значимо" для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям раздается памятка, содержащая эти правила.
Очень хорошо, если родители поместят эту памятку в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие - нет и почему.
Литература
Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка.
СПб.: Респекс, 1996.
Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. -Донецк: БАО, 1998.
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М.: ЧеРо, 1997.
Хрестоматия по педагогической психологии. — М., 1995.
Собрание 3. Мотивы учения младших школьников
Задачи: рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности; познакомить с классификацией мотивов учения; дать рекомендации по формированию внутренней мотивации.
Форма проведения: лекция.
Подготовительная работа: тестирование учащихся по методике А.А. Волочкова (см. приложение); памятка для родителей (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые родители, задумывались ли вы когда-нибудь, какими мотивами руководствуется ваш ребенок при решении встающих перед ним проблем? А ведь деятельность приобретает для ребенка различный смысл и зависимости от того, каков ее мотив. Например, ребёнок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. А мотивы могут быть различными: научиться решать задачи, не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей оценкой. Цель остаётся той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива. Выбор темы собрания обусловлен тем, что мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребёнка к учёбе.
II. Понятие о мотивах учения и их классификация
В психологическом словаре мотив трактуется как «материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности». Как в отечественной, так и в зарубежной психологии в структуре учебной мотивации уже традиционно выделяют внутренние (познавательные мотивы) и внешние (социальные). Уже не вызывает сомнения тот факт, что учебная деятельность развивается по-разному в зависимости от доминирования внутренней или внешней мотивации. Конечно, для развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание именно внутренней мотивации учебной деятельности.
III. Анализ результатов тестирования
Учитель знакомит родителей с результатами теста.
IV. Продолжение лекции
Итак, мотивы подразделены на две большие группы.
Первые (внутренние) связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. К ним относятся познавательные интересы детей, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Вторые (внешние) — с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности , отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учиться, чтобы избежать плохой отметки, наказания , то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.
V. Подведение итогов
Уважаемые родители, ваша главная задача — развивать у ребенка внутренние мотивы. Ему будет значительно легче учиться, если активность будет побуждаться такими мотивами, как интерес к знаниям, чем стремлением избежать наказания и ваших упреков.
Литература
Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. Москва, 2002.
Собрание 5. Родителям о внимании и внимательности
Гений - это внимание.
Не важно, кто это сказал, важно, что это так.
Задачи: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников.
Форма проведения: творческая лаборатория родителей. Вопросы для обсуждения: значение внимания для результативности учебной деятельности; приемы развития внимания ребенка дома.
Подготовительная работа: анализ работы учащихся на уроках; под-ютовка упражнений и заданий на внимание (см. приложение); подготовка памяток (см. приложение); подготовка плаката.
Ход собрания
I Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Сегодняшняя наша встреча посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Внимание как познавательный процесс входит обязательным компонентом в структуру любого психического процесса.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие важные свойства как концентрация, устойчивость, распределение, переключение, увеличение объема усвоенной информации, а также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия.
Умение концентрировать свое внимание помогает ребенку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, к течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.
Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания. В семьях этому тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь произвольное внимание — это привычка, воспитание которой начинается в семье.
Ребенок не умеет длительное время заниматься одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками, не имеет интересов и увлечений -все это может привести к несформированности произвольного внимания и впоследствии к проблемам в учебной деятельности.
II. Анализ результатов учебной деятельности учащихся, заданий на внимание
Классный руководитель проводит анализ типичных ошибок учащихся, связанных с невнимательностью и готовит плакат.
Материалы для плаката:
— Если у детей недостаточно развито произвольное внимание, то они будут заменять в письменных работах согласные или гласные буквы, близкие по акустическим признакам (жуки - зуки).
— Если у детей недостаточно развита устойчивость внимания, те они будут пропускать буквы и цифры в словах, предложениях и примерах (пгрва — трава).
- Если ребенок добавляет в слова гласные буквы, это связано с неустойчивостью произвольного внимания (тарава — трава).
— Если ребенок переставляет слоги в словах, это связано с неустойчивостью внимания.
В материалы плаката вставляются примеры из работ учащихся класса.
III. Обсуждение упражнений по развитию произвольного внимания
IV. Подведение итогов
В конце собрания родители каждого ребенка получают индивиду альные рекомендации по развитию внимания ребенка дома. Рекомендации составляются классным руководителем и школьной психологи ческой службой. Учитель составляет их с учетом анализа письменных работ ученика, психологи - на основе полученных данных в ходе тестирования. Классный руководитель раздает памятки по развитию внимания учащихся и комментирует их.
Литература
Психологический словарь. Мн., 1996.
Локалова Н. П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. — М., 2001
СонинА. В. Психологический практикум. - М., 1998.
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям
— Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать все-то, о чем прошу. Я просто проверяю вас.
— Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпо- читаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
— Не применяйте силу по отношению ко мне. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовно- •] стью я восприму ваше руководство мной.
— Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
— Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.
— Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
— Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
— Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».
— Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
— Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
— Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
— Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
— Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
— Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это — преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
— Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
- Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я, действительно, сразу не смогу его объяснить. Я попытаюсь сам себе и вам объяснить свое поведение, но на это надо время.
- Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
- Не забудьте, что я развиваюсь, а значит, экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
- Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
- Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря этому я буду в центре вашего внимания.
— Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.
— Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
— Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.
— Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
— Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
— Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
— Не забывайте, что мне нужны ваши понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
— Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
— Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернутся вам сторицей.
- Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо...
Я - ВАШ РЕБЕНОК!
Собрание 2. Трудности адаптации первоклассников к школе
Памятка для учеников
1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
3. Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. .
4. Не дерись без причины.
5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза н у кого ничего не проси.
7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вов- , ремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
10. Старайся быть аккуратным.
11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый
для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Памятка для родителей (мотивы учения)
1. Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.)
2.Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности.
3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.
4.Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил ее.
5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать все новые и новые знания.
6. Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научиться ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.
7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.
Цикл упражнений на развитие внимания
Упражнение 1. Для развития произвольного внимания можно предложить ребенку переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем расшифровать их. Например:
АВОРОК, АЛОКШ, КИНЕЧУ, АДОГОП, АЛКУК, ТЕЛОМАС, ДНИШАМ, РОФОТЕВС, ЬЛИБОМОТВА
Упражнение 2. Ребенку можно предложить переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать гги слова:
1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСК ЛАЛЛА ЕССАНЕС-САС ДАТАЛАТТА
2. РЕТАБЕРТАНОРАСОТАННАДЕБАРУГАКАЛЛИХАРРАФИЛИ-ТАДЕРА КЛАТИМОР
3. РЕТАТЕРТА ГРУММОПД ЛАЙОНОСАНДЕРА
4. ОСТИ МЕРА ОСТИМАРЕ
Упражнение 3. Корректурная проба. Ребенку можно предложить ныполнить следующую работу: в таблице предложенных букв необходимо вычеркивать вертикальной чертой буквы А, М, К, 3. Эта таблица называется таблицей Бурдона.
ЗОНЕАФЮСТЖМПСВЮКЧФФЛОЖБЮР
МФДЛИТГЕДИШАФЯЛЗИХОЮНЗКИШ
ТВЮФГРВКДУЕКБЖЯАПРСОЮТБГЕ
МСНБШРМФИТЯВУЛКИБЮШЛЧБДНХ
ПГОНБИЖЮАЗБОВЕХЧЮИЕЛФВАМЮ
ЭМШДЕКТБШЛМХПЗИАРВШУДОЛБХ
ДИОМГРЛЯЗТКЕЖПСАКТДНВТПРШ
ГМЮНХДКСУНФМЮЛТПСРЗШАФЧХД
СПОЯЮИАЖДЯСУАЕНЛЖОЯЧМЖИЕУ
АХРСФСФЯУХИЮКГЕПВХСФХЧОВТЯ
ОВУПМТБХФАЧЗБУЛНРКИЗГЧДИЕ
ЛЗФОУБХШЧЖНЛЕЮШМГАВЯЖНФМБ
БКДЮЯФМБНСШЛХДТБЮХВИПШУГР
ТЯЖОЗХЧТВЮАКЯФСРКЕДРФХЖСП
ОМИЕПРШПАБЕНЖИКАФСПЮЛТВОФ
ХЮШМЛСНГЕВЧЛЗСВАУОЖСНВМЗЮ
НУЮХКЧАКЗБДГШЛМХБИВХТУГЧРШ
ЗНОРШИХТТАЛБИФОМУБКГЕЧЮАЯЕ
ПКФЖГЕРБЗТПЧОГДТХАФПРДСЧК
МЗЯДУЖИЕГЛЖУТЗБКИДОВРАНЖИ.
Упражнение 4. В ниже приведенных рядах букв можно предложить ребенку найти «спрятавшиеся» там слова:
АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
(газета, дом).
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
(очки, пакет).
АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
(береза, книга).
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАУЕКЫМЧСЯ
(кошка, весна).
ЗВНКПЕНАЛВАСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ
(пенал, лес).
Упражнение 5. Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.
ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНА
КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО
Упражнение 6. Ребенку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения:
БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЕКИПО-ГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИ-РАДУЮТСЯТЕПЛЫМЛУЧАМ
Упражнение 7. Ребенку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова:
МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБО-ВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯ-ПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ
Упражнение 8. Ребенку предлагается расставить числа в порядке возрастания:
5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1, 8,10,4, 3, 2,0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42.
Упражнение 9. Ребенку предлагается найти 12 ошибок в приведенных ниже примерах:
3+ 12= 15 | 15-8= 17 | 16 + 4 = 22 |
3 + 3=10 | 16 + 8 = 23 | 13-4 = 9 |
16-9 = 7 | 16 + 9 = 28 | 13-2= 11 |
12-6 = 6 | 15 + 9=25 | 15-4= 11 |
15-2= 13 | 19 + 5=24 | 12-4= 16 |
15 + 5 = 10 | 14-9 = 5 | 12-9 = 3 |
5+ 17 = 22 | 7+18 = 25 | 2+ 11 = 13 |
4+18 = 22 | 6+15 = 22 | 18-8= 10 |
16-5 = 11 | 12-7 = 5 | 19-7=13 |
17+7 = 23 | 19-6=13 | 5 + 13= 18 |
14-8 = 6 | 16 + 6 = 22 | 13-5 = 8 |
18-4=12 | 14 + 9 = 23 | 16-2= 14 |
Упражнение 10. Предложите своему ребенку решить следующую задачу: на столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол?
Упражнение 11. Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы! Помните, что внимание - один из самых важных психических процессов. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности вашего ре-Оснка. Для того чтобы ваш ребенок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
— В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка.
— Развивая внимание своего ребенка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечениями.
— Постоянно тренируйте внимание своего ребенка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, походы, любую возможность.
— Развивая внимание ребенка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимание обращайте на достигнутые им успехи.
— Стимулируйте интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
— В семейном кругу демонстрируйте достижения ребенка по развитию собственного внимания.
— Наберитесь терпения и не ждите немедленных, успешных результатов.
Задания на внимание
1. Нарисуй точки в тетради так, как они расположены на листочке (рисунок заранее готовится учителем).
2. Подчеркни слово, в котором есть буква «д»: Портной, подвал, антракт, земляк.
3. Каким по счету будет в перечне слов слово «мот»? Рот, кот, мот, год, крот.
4. Учащимся предлагается решить примеры на вычитание и сложение. Примеры даны с однозначными и двузначными числами. По команде учителя дети выполняют задание с однозначными числами, затем переходят на двузначные. Установка меняется несколько раз:
2+3= | 10-5= | 30-12= |
5+5= | 10+10= | 28-14= |
6-2= | 12-10= | 10+14= |
4+6= | 13+11= | 18+12= |
8-3= | 14+10= | 16+13= |
4+3= | 11+12= | |
6-4= | 14+16= | |
5+6= | | |
7-3= | | |
9+1 = | | |
. Учащимся предлагается диктант:
Жуки сидят на траве. Банка стоит на столе. Папа надел сапоги. Крокодил плавает в реке. Красные розы цветут в саду.