Тема: «Компьютер и здоровье ребёнка».
Цель: повышение уровня знаний родителей о возможностях использования сети Интернет и об основных опасностях.
Задачи:
- Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с компьютером.
- Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
- Познакомить с признаками компьютерной зависимости и способами противостояния ей.
- Содействовать усилению желания родителей беречь здоровье своих детей.
Оборудование:
Подготовительные мероприятия:
- анкетирование учащихся по теме: «Качество информационной среды»;
- тестирование родителей по теме: «Насколько ваши дети агрессивны?»
- подготовка памяток для родителей «Как выявить вовлечённость ребёнка в группы смерти».
Ход родительского собрания
Вступительное слово.
Слайд 1. - Доброе утро, уважаемые родители.
- Тема нашего сегодняшнего собрания «Компьютер и здоровье ребёнка».
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (Ответы родителей)
- Совершенно верно, мы поговорим о роли компьютера в нашей жизни, его положительных и отрицательных сторонах.
Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.
Слайд 2.В шестидесятые годы уже прошлого века символом благосостояния нашего народа был телевизор, в семидесятые – магнитофон, в восьмидесятые – видео. Ну а в начале девяностых – персональный компьютер. Его привозили из-за границы, а потом торжественно показывали гостям, уверяя, что с приобретением компьютера у людей начинается принципиально другая жизнь…
Слайд 3.Теперь компьютером никого не удивишь.
Представляем вашему вниманию некоторые цифры:
- Население нашей страны – около 143 000 000 человек,
- Из них активные интернет пользователи – около 68 000 000 человек
- Активные игроки – 46 400 000
Выяснилось, что компьютер, конечно же, облегчает человеку жизнь, но смысл жизни к нему не сводится.
Слайд 4.А у кого сводится, тот (точнее, его психика) вызывает серьезные опасения. Погружаясь в виртуальный компьютерный мир, человек отчуждается от реального, перестает интересоваться окружающим миром.
Особенно уязвимы в этом отношении дети и молодежь, что вполне понятно: они еще не сформировались как личности и легко поддаются влияниям. А мир компьютерных игр так заманчив, красочен и, главное, моден! Кто может устоять перед таким соблазном?
Дети, по крайней мере, не могут. И в последние годы все больше родителей сетуют на то, что их чада слишком много времени проводят за компьютером, пренебрегая уроками, чтением книг, рисованием, посещением кружков и общением с друзьями. Потому что такое общение, если ребята часами нажимают на кнопки, перебрасываясь только короткими восклицаниями типа: «Ах, ты так? А я тебе так!.. Ты куда? Получай! У, блин, промазал!»
Особенно волнуются мамы, что совершенно понятно. Не разделяя чисто мужского преклонения перед техническим прогрессом, они склонны обращать внимание на морально-этическую сторону новейших достижений и их влияние на здоровье детей.
Общение с компьютером портит детское здоровье.
Слайд 5.Существуют три основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику. Проанализируем каждый из них по порядку.
Слайд 6. 1.Нагрузка на зрение.
Это первый и самый главный фактор. Именно из-за нее через непродолжительное время у ребенка возникают головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Влияющие факторы здесь: качество монитора, содержание изображения и время работы за монитором.
При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена.
* Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10-20 минут, старшего – 20-30 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз.
Слайд 7. Сейчас мы с вами проведём гимнастику для глаз. Во время показа будут появляться различные предметы, вы должны следить глазами за ними.
- Всем понятно задание?
-Приступаем.
Слайд 8.Видеоролик «Гимнастика для глаз».
- Молодцы. Вы отлично справились с заданием.
- В конце собрания мы раздадим вам листочки с примерным комплексом упражнений для глаз.
- А теперь продолжим нашу работу.
Слайд 9. * Если у малыша проблемы со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках.
* Ни в коем случае не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте.
* Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.
Слайд 10. Стеснённая поза.
Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникает следующие нарушения.
Слайд 11.- Заболевания суставов кистей рук. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Многие держат на столе резиновую эластичную игрушку или кольцо-экспандер и с его помощью время от времени разминают кисти рук.
- Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям.
- Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы, а иногда искривление позвоночника
Проследите, чтобы кисти рук ребёнка находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. И, конечно, как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.
Слайд 12. Психическая нагрузка.
Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной игр. Легче всего для детского восприятия крупное цветное изображение в сопровождении звука. Хуже для психики и для глаз воспринимается рисование на компьютере: здесь звук не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняют глаза. Напрягая зрение, ребёнок напрягается сам. Всё это происходит и во время чтения с экрана текста, поэтому поиск информации в Интернете нужно дозировать. Ну и, наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.
Слайд 13. Синдром компьютерного стресса.
Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.
Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.
Слайд 14. Компьютерная зависимость.
- Прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, мы хотим вам представить результаты анкетирования «Компьютер и дети», проведённого социальных педагогом Ваняшиной Н.Ю. среди учащихся 5-9 классов на текущей неделе. Мы освятим наиболее важные из предложенных детям вопросов, которые, я думаю, наведут вас на размышление.
Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате, взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребенок из компьютера. Они не догадываются, что машина не только становится для ребенка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей.
Постепенно ребенок проводит за компьютером все больше времени. Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета и компьютерных игр.
Слайд 15.Первые признаки развития зависимости у ребенка:
- Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
- Прогулял школу – сидел за компьютером.
- Приходит домой, и сразу к компьютеру.
- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.
- Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.
- Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает.
- Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.
Как противостоять?
Постоянно интересуйтесь настроением, делами, удачами и неудачами ребёнка. Чаще расспрашивайте сына (дочь) о том, что происходило в школе, по дороге домой и т.д. Организовывайте семейные экскурсии, прогулки, просмотры. Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир.
Интерес детей к компьютеру огромен, и ваша задача – направить его в полезное русло, сделав компьютерные средства привычными и естественными для повседневной жизни детей. Ни в коем случае не следует наказывать ребёнка запретом на компьютерные игры, а в качестве поощрения разрешать играть “сколько хочешь”.
Современный компьютер должен стать для вашего ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Терпеливый товарищ и мудрый наставник, творец сказочных миров и отважных героев, компьютер играет всё большую роль в досуге наших детей, положительно влияя на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Соблюдение несложных правил работы на компьютере позволит вам сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей, доступный сегодня маленькому пользователю.
Слайд 16. Компьютерные игры приносят только вред?
Вопрос: В какие игры играет ваш сын (дочь)? Каковы правила и продолжительность этих игр?
Полезные стороны игр: компьютерные игры развивают логику, мышление, память, внимательность, в некоторых играх развивается знание компьютера и т.д.
Отрицательные стороны игр: психические расстройства, ухудшение зрения, развитие жестокости, игры как “наркотики”, ухудшение физической, учебной подготовки.
Компьютер только для игр и развлечений?
Что же такое компьютерные программы для детей, в чем их недостатки, а в чём польза?
Слайд 17. Компьютерные игры буквально нашпигованы всякой нечистью: монстрами, скелетами, привидениями, киборгами, злобными орками, людоедами… Ну а дети под предлогом борьбы со злом настраиваются – программируются – на садизм.
Неудивительно, что многие дети, насытив свою фантазию этими страшными образами, начинают пугаться темноты, жалуются на кошмарные сны, боятся оставаться одни в комнате.
Навязчивый страх темноты, смерти, одиночества и прочего характерен не только для маленьких детей, но и для подростков, увлекающихся компьютерными играми.
Вы скажете:
– Но детей ведь не оторвать от экрана! Если б им было по-настоящему страшно, они бы не стремились к подобным играм.
Однако страшное не только пугает. Оно еще и завораживает. Особенно когда происходит не с тобой, а с кем-то другим.
Воспитательный эффект от подавляющего большинства компьютерных игр, мягко говоря, сомнителен, ибо их смысл почти всегда сводится к убийству. А где-то ребенка могут заодно приобщить и к реалиям уголовного мира.
И многие дети изо дня в день насыщаются таким «питательным бульоном».
Слайд 18. Конечно, есть и польза игр, только игр другого плана.
Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.
Компьютер помогает выявить и развить способности ребенка.
Является великолепным способом самообучения.
Развивает самостоятельное мышление.
Усиливает концентрацию внимания.
Учит ребенка быстро переключаться с одного действия на другое.
Рекомендации родителям.
Всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу.
«Безопасный Интернет»
Слайд 19. – Мы, в свою очередь в школе ведём работу в этом направлении.
В нашей школе в течение учебного года проходили различные мероприятия, направленные на обучение детей безопасному общению в сети Интернет:
Знакомство с азбукой информационной безопасности
Изучение памятки «Безопасность в сети Интернет»
Проводились уроки «Безопасный Интернет» (в 4-9 классах)
Слайд 20.
Просматривались различные видеоролики, обучающие общению в сети, правилам безопасного поведения, некоторые ролики знакомили с «Опасными группами в сети»
В начале марта было проведено анкетирование среди учащихся 6-9 классов по теме: «Качество информационной среды».
Слайд 21. Представляю вашему вниманию результаты анкетирования:
Имеют возможность выходить в Интернет и находиться там не более 2 часов - 70% воспитанников;
Если ты выходишь в Интернет, то контролируют ли тебя родители
(бабушки / дедушки, старшие братья / сестры) и др.
70 % ответили – нет, 30% - иногда;
Какое устройство ты чаще всего используешь для выхода в Интернет?
80% - телефон, 20% - компьютер, ноутбук;
Есть ли у тебя страницы в социальных сетях?
100% - да;
Играешь ли ты в компьютерные / on-line или иного формата игры?
50 % - да.
Пользуешься ли ты какими-либо приложениями / мессенджерами для общения?
70% - да (WhatsApp)
Если в сети Интернет ты находишь опасную / вредную для детей информацию, сообщаешь ли кому-либо о ней? Если да, то кому / куда?
50% - к родителям, 30% - к учителям, 20% - к друзьям.
Я думаю, что некоторые данные вас заставят вас задуматься о том, что:
- нужно больше контролировать времяпровождение ваших детей в сети Интернет,
- интересоваться виртуальными друзьями ребёнка, информацей, которую получает ребёнок из всемирной паутины.
Слайд 22. V. «Группы и игры, ведущие к смерти».
- Сейчас мы коснёмся актуальной в наши дни темы.
Сегодня большую опасность для детей и подростков представляют игры, организованные в сети Интернет создателями так называемых групп смерти. Большое распространение данные сообщества получили в социальных сетях «ВКонтакте», «Инстаграм». Слайд 23.
Суть игры заключается в том, что отобранный участник должен выполнить 50 заданий, преимущественно их необходимо осуществлять ранним утром (время, когда организм не вышел из состояния сна и, таким образом, на подсознательном уровне происходит более эффективное воздействие). На протяжении отведённого на выполнение заданий времени ребёнок подвергается запугиванию, что если он перестанет играть, то погибнут его близкие и родственники. Итогом всей игры является сведение счётов с жизнью самим ребёнком.
Меры по противодействию данному явлению ведутся государственными структурами, общественными организациями и администрациями соцсетей, но все они будут малоэффективны без внимания и контроля тех, кто непосредственно находится рядом с каждым ребёнком, - родителей.
Слайд 24. Если вы подозреваете, что ваш ребёнок или его друзья вовлечены в группы или игры «смерти», то осуществите следующие действия:
1. Изучите содержание страницы ребёнка в соцсетях на наличие подозрительных символов и словосочетаний.
уже играет
#синий кит
#морекитов
#киты_плывут_вверх
#я_в_игре
#ня_пока
#49 (или с любой цифрой от 1 до 50, обозначающей день игры)
#млечный_путь
#тихий_дом
#f53 #f57 #f58
хочет вступить в игру #хочу_в_игру
#хочу_играть
#ищу_куратора
#разбуди_меня_в_4:20
#4:20
Слайд 25.
Проверьте, есть ли на странице ребёнка публикации, связанные с именем Рины Паленковой (реальное имя – Ирина Камбалина). Предположительно, её самоубийство было первым смертельным исходом запущенной игры. Сейчас Рина является неким идолом для подростков, интересующихся темой смерти.
Слайд 26.
Проверьте, есть ли на странице ребёнка сообщения с различными символами, напоминающими древние языки, наподобие изображённых на слайде, особенно часто встречается вот такой символ...
Слайд 27.
Подозрительными статусами являются цифры от 1 до 50 (в некоторых случаях до 56), публикуемые раз в сутки, а также цитаты, связанные со смертью, внутренней пустотой и безысходностью, грустные фразы.
Важно отметить, что ребёнок может иметь несколько страниц в разных социальных сетях, - проверьте каждую из них.
Слайд 28. 2. Изучите круг общения ребёнка в социальных сетях.
Обратите внимание на то, с кем ребёнок общается в мессенджерах (WhatsApp, …)
Поинтересуйтесь у ребёнка, спрашивал ли кто-нибудь у него в соцсетях или мессенджерах о том, где и с кем он живёт, как он общается с родителями, есть ли у него проблемы, кто его близкие друзья (подобным образом ведут себя «кураторы», чтобы в дальнейшем угрожать ребёнку: «Если ты не выполнишь все задания, то мы убьём твою семью, близких, друзей»).
«Куратор» - это ведущий смертельной игры, назначающий задания и следящий за их выполнением, он же и угрожает расправой за неисполнение. Если вы не обнаружили явных признаков причастия к игре вашего ребёнка, просмотрите друзей, указанных в его профилях, на наличие описанных пунктов.
3. Изучите группы, в которых состоит ребёнок в соцсетях.
Проверьте наличие сообщений на странице ребёнка в соцсетях из подозрительных групп, в которых содержаться, описанные в пункте 1 символы, хэштеги, неоднозначные фразы, например: «нам пора», «мы все когда-нибудь уйдём», «выпилимся» (что означает совершим убийство)
В таких группах широко используются указанные выше обозначения и хэштеги, затрагивается тема смерти, публикуется шок-контент (изображения порезов, ожогов, видеоролики и картинки суицидов или смертей уличных животных). Активные участники суицидальных групп часто проводят ликбез в области решения всех проблем, обсуждают, каким образом лучше всего покончить с собой.
4. Изучите контент (музыка, видео, фото) профилей ребёнка в социальных сетях в целом.
Слайд 29.
Слайд 30.
Также важно обратить внимание на наличие грустной музыки и мрачных картинок, изображений китов, бабочек, (в том числе изображённых на конечностях в виде царапин на коже.
Проверьте, какие картинки сохраняет ребёнок себе на телефон, что рисует в тетрадках, блокнотах, на школьных принадлежностях.
Осмотрите самого ребёнка на наличие повреждений, рисунков на теле (в первую очередь в тех местах, которые закрыты домашней одеждой: живот, грудь, спина).
Слайд 31. 5. Обратите внимание на поведение ребёнка дома и в школе.
Особую опасность представляет изменение настроения ребёнка в худшую сторону, чрезмерная сонливость.
Он/она стремится больше находиться в одиночестве, перестаёт общаться с вами и друзьями.
Слайд 32. ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ОПИСАННЫХ ПРИЗНАКОВ ИЛИ ЧАСТИ ИЗ НИХ НЕОБХОДИМО:
немедленно провести с ребёнком беседу и объяснить, что свою жизнь и здоровье нельзя доверять незнакомым людям, даже в качестве виртуальной игры
ни в коем случае не ругайте ребёнка, это не его/её вина. Скажите, что его/её использовали психически неуравновешенные люди, которые хотят просто самоутвердиться
важно убедить ребёнка, что угрозы от ведущих игры (якобы они вычислят родственников и убьют) – это всего лишь метод воздействия, чего не стоит бояться. Дать понять ребёнку, что вы его защитите, а с запугиванием легко разберутся в полиции
если ребёнок расскажет подробно о том, кто с ним общался, о чём спрашивал, то он/она может помочь другим детям, которые не в состоянии сами выйти из игры
если игра зашла далеко, необходимо обратиться к специалистам – психологам или психотерапевтам
довести информацию до правоохранительных органов по телефонам горячей линии:
Слайд 33.
8 (800) 200-19-10 – «Ребёнок в опасности» (Следственный комитет Российской Федерации)
8 (800) 100-02-27 - «Ребёнок в опасности» (СУ СК РФ по Ростовской области)
112 – единый телефон спасения
02 – ГУ МВД России
Слайд 34. Подведение итогов тестирования «Определение зависимости от компьютерных игр».
- Сейчас мы с вами подведём итоги тестирования. Вам в начале собрание были предложены вопросы теста, на которые вы должны были ответить «да» или «нет».
VI. Итог собрания.
- Вот и подошло к концу наше родительское собрание.
- О чём новом и полезном вы узнали сегодня?
Слайд 35. - Хотим обратиться к вам с призывом «Берегите своих детей»!
Слайд 36. Спасибо за внимание!
(Раздаются памятки «Как выявить вовлечённость ребёнка в группы смерти», «Комплекс гимнастики для глаз»)