© 2021, Максимова Александра Федоровна 587 1
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка раскрывает методику преподавания технологических дисциплин применяя научно-исследовательскую работу студентов как средство повышения качества обучения студентов, повышения успеваемости студентов, активизацию познавательной деятельности в ходе образовательного процесса. В представленной методике, рассматриваются актуальные вопросы по применению исследовательского и проектного методов обучения, усовершенствованию исследовательской работы студентов и внедрению современных методов и приемов при взаимодействии студентов с информационной средой в ходе подготовки к научно-практическим студенческим конференциям, подготовке докладов, рефератов написания курсовых, дипломных проектов, выполнения творческих заданий
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна»
ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского»
СОБСТВЕННАЯ МЕТОДИКА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАКСИМОВОЙ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ
Донецк, 2019
Методическая разработка раскрывает методику преподавания технологических дисциплин применяя научно-исследовательскую работу студентов как средство повышения качества обучения студентов, повышения успеваемости студентов, активизацию познавательной деятельности в ходе образовательного процесса. В представленной методике, рассматриваются актуальные вопросы по применению исследовательского и проектного методов обучения, усовершенствованию исследовательской работы студентов и внедрению современных методов и приемов при взаимодействии студентов с информационной средой в ходе подготовки к научно-практическим студенческим конференциям, подготовке докладов, рефератов написания курсовых, дипломных проектов, выполнения творческих заданий.
Рекомендуется для преподавателей технологического цикла в образовательных учреждениях среднего специального образования.
Максимова А.Ф., преподаватель технологических дисциплин ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории, преподаватель-методист.
Рецензенты:
Прохорова В.Г., методист ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории, преподаватель-методист.
Подгорная Н.С., заместитель председателя Республиканского учебно-методического объединения педагогических работников укрупненных групп 29.00.00 «Технология легкой промышленности» и 43.00.00 «Сервис и туризм», преподаватель ГПОУ «Донецкий промышленно-экономический колледж», специалист высшей категории.
Рассмотрено и утверждено на заседании цикловой комиссии «Дизайн». (Протокол № 9 от 02.04.2019).
Рассмотрено и утверждено на заседании Педагогического совета ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского». Протокол № 6 от 25.04.2019.
Оглавление
Информационная карта педагогического опыта | 3 | |
Пояснительная записка | 4 | |
1. | Введение | 5 |
2. | Нормативное обеспечение исследовательской работы студентов | 6 |
3. | Факторы, способствующие активизации научно-исследовательской работы студентов | 6 |
4. | Научно-исследовательская работа студентов: виды и цели. Общие принципы научной работы со студентами | 7 |
5. | Виды и формы научно-исследовательской работы студентов | 11 |
6. | Приемы совершенствования научно-исследовательской работы студентов | 18 |
7 | Система оценивания исследовательской работы | 21 |
8. | Мероприятия системы НИРС В ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» | 22 |
9. | Заключение | 23 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема педагогического опыта | «Усовершенствование научно-исследовательской работы студентов» |
Сфера использования | Современный образовательный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения. |
В чем сущность передового педагогического опыта | В эффективной организации научно-исследовательской работы студентов в ходе подготовки к научно-практическим студенческим конференциям, подготовке докладов, рефератов написания курсовых, дипломных проектов, выполнения творческих заданий. Исследовательская работа студентов позволяет: - повысить эффективность учебного процесса; - усилить мотивацию к обучению; - сформировать более прочные и глубокие знания; - развить информационно-коммуникативные навыки; - развить умения применять полученные знания в реальной жизни. |
Концепция передового педагогического опыта | Применение исследовательской работы на различных этапах образовательного процесса позволяет сделать его эффективнее и результативней. Усовершенствование исследовательской работы студентов основано на внедрение новых форм научно-исследовательской работы в ходе образовательного процесса, эффективного взаимодействия студентов с информационной средой. |
Условия реализации передового педагогического опыта | Понимание преимущества применения исследовательского метода в образовательном процессе в сравнении с традиционными методами. Высокий уровень профессионального саморазвития и творчества преподавателя. Владение методами обработки информации. Владение информацией о передовых технологиях производственных процессов. |
Результат применения передового педагогического опыта | Повышение уровня подготовки и воспитания специалистов, творческое развитие каждого студента, приобретенные умения творческого применения на практике последних достижений научно-технического прогресса. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная проблема способствует качественному и осознанному выполнению заданий воспитания и обучения согласно с Государственным образовательным стандартом основного общего образования. Особенностью предлагаемой методики обучения студентов есть то, что выполнение исследовательской работы на различных этапах процесса обучения является одним из средств формирования жизненной компетенции студентов, дает возможность наиболее эффективно развивать умственные, творческие и познавательные способности студента, что позволяет решать главное задание личностно-ориентированного обучения – воспитывать творческого, сознательного гражданина Донецкой Народной Республики. Важной задачей стоящей перед преподавателями всех образовательных учреждений нашей Республики является внедрение инновационных технологий в образовательный процесс, в частности при выполнении исследовательской работы.
Актуальность методической разработки состоит в том, что научно-исследовательская работа в сочетании с новыми информационными технологиями, внедряемыми в образовании, способствуют его подъему на качественно новый уровень. Инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности учебного учреждения на рынке образовательных услуг, определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, способствует личностному росту обучающихся. Передо мной и перед преподавателями колледжа, стоит задача сделать технологические дисциплины интересными, привить интерес к знаниям, помочь студентам раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность, научить обрабатывать и анализировать информацию, преобразовывать ее и применять, решать задачи проблемного характера, анализировать ошибки, творчески решать поставленные задачи, привить любовь к выбранной профессии.
При формировании основных профессиональных образовательных программ образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную научно-исследовательскую работу студентов в рамках образовательного процесса в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
1. ВВЕДЕНИЕ
Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, — всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных проектов невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых.
Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а также, что немаловажно, будет ли выполнена работа вцелом. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения.
Со стороны преподавателя необходимы доброе отношение, внимание и поддержка, без которых, студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения. Часто труд преподавателя сравнивают с трудом садовника. Так вот, если подготовку простых студентов можно сравнить с выращиванием картофеля, где имеются наработанные технологии и удобрения, то подготовку будущих научных работников в кружках и лабораториях образовательных учреждений можно сравнить с выращиванием, редкого на наших полях, ананаса. Один неверный шаг, один неверный совет, — и весь долгий труд может оказаться бесполезным, и редкое растение погибнет, не принеся плодов.
Студенческие научные объединения часто становятся кузницей молодых кадров для образовательных учреждений, в стенах которых они работают и за их пределами. Уже в трудах М. Ломоносова мы встречаем слова о необходимости поощрения молодых студентов, изъявивших желание заниматься собственными исследованиями во внеаудиторные часы.
Сегодня, во времена становления Донецкой народной Республики как никогда необходимо пристальное внимание к исследовательской деятельности студентов. Недостаточное финансирование образовательных учреждений породило начало процесса старения преподавательского состава. С одной стороны, происходит процесс фильтрации, когда остаются люди, действительно любящие свою профессию, и неспособные променять её на какую-либо другую. Но с другой, этот процесс может привести к такой ситуации, что через десять – двадцать лет нехватка кадров приведёт к снижению «планки» при отборе преподавателей, и высочайший уровень образования, которым славилась и славится советская и отечественная система среднего профессионального образования, уйдёт в историю. Студенты, занимающиеся исследовательской работой, — это не самая большая часть затрат бюджета образовательного учреждения; они требуют главным образом моральной поддержки, и отказывать им в этом просто кощунственно.
2 НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
При формировании основных профессиональных образовательных программ образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную исследовательскую работу студентов в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения».
Согласно Закону Донецкой Народной Республики «Об образовании», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом МОН № 328 от 20.07.2015г. исследовательская работа является одним из видов учебной деятельности студентов. Исследовательская работа организована в соответствии с документами:
- Письмо УМЦ СПО № 461 от 19.12.16 «О методических рекомендациях для педагогических работников по организации проектной и исследовательской деятельности студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования»;
- Положение 58-УМР «О проектной деятельности преподавателей и студентов ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» ».
3.ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Чтобы развить положительное отношение студентов к исследовательской работе, следует на каждом её этапе разъяснять цели, задачи её проведения, контролировать их понимание студентами, знакомить студентов с алгоритмами, требованиями, предъявляемыми к выполнению определённых направлений исследовательской деятельности, проводить индивидуальную работу, направленную на формирование у студентов навыков по самоорганизации познавательной деятельности. Цели и задачи исследовательской деятельности студентов:
1. Осознание полезности выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы, например, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется, качество выполняемой работы возрастает. Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке.
2. Творческая направленность деятельности студентов. Участие в научно-исследовательской, проектной работе для ряда студентов является значимым стимулом для активной внеаудиторной работы.
3. Участие в предметных неделях, конкурсах профессионального мастерства, конференциях.
4. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: ВИДЫ И ЦЕЛИ. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ
Основным способом подачи учебного материала было и остаётся информирование. Преподаватель с помощью лекций, собеседований и других обычных способов доносит до студентов приобретённые им знания, а студенты заучивают их. Такой способ был бы идеален ещё в начале века, но сегодня, когда наука развивается очень быстро, знания, приобретённые таким способом, являются малоценными, так как они быстро теряют свою актуальность. В наше время устоявшиеся догмы часто становятся лишь забавным курьёзом далёкого прошлого, и главным является не столько заучивание огромного массива информации, чтобы использовать его потом всю оставшуюся жизнь, сколько умение работать с этим массивом, выбирать из него необходимые знания, уметь их сгруппировать и обобщить. Поэтому уже давно большинство преподавателей склоняется к мысли, что их целью является не заставить студентов запомнить лекцию, а потом рассказать её на практическом занятии или экзамене и использовать при работе по специальности, а научить их учиться, чтобы в течение всей жизни они обновляли собственный запас знаний.
Но проблема состоит в том, что многие студенты по целому ряду причин (от простой лени до психических расстройств) не могут подходить к учебному процессу творчески. И может случиться такая ситуация, что несколько студентов будут изучать дополнительную литературу, работать с документами и источниками, а основная масса продолжит учиться по старому способу. Если же сосредоточить внимание на основной массе, то наиболее активные студенты могут постепенно прекратить свои изыскания присоединиться к большинству. Эту сложную проблему легко разрешить посредством организации научного кружка по выбранной одной или нескольким дисциплинам. Преподаватель решает две задачи: он даёт возможность одарённым студентам проявить себя, так как кружок не ограничивает своих членов в выборе темы исследования, а с другой стороны, он не боится уделить побольше внимания основной массе учащихся, что в свою очередь может выделить в коллективе новые таланты, которые так же станут членами кружка. В идеале, при большом желании и опыте со стороны преподавателя, членами кружка может стать практически вся группа.
Дизайн сейчас популярен практически во всех отраслях народного хозяйства. Студенты колледжа технологий и дизайна выполняют проектные работы по исследованию модных тенденций текстильных изделий и предметов быта, дизайна интерьеров.
Моделирование и конструирование одежды, дизайн-проектирование а также разработка проектов в материале открывают безграничный простор для молодых исследователей. Дизайн настолько тесно переплетен со всеми сторонами жизни, что можно найти тему для работы каждому студенту. А если подключить к исследованию историю дизайна, то работать станет еще интереснее.
В сфере среднего профессионального образования научная деятельность также становится популярной составляющей в образовательном процессе, необходимым средством повышения мотивации к обучению, более глубокого интереса к специальности и профессии и, как следствие, хорошей профессиональной подготовки. В настоящее время широко обсуждается вопрос привлечения молодежи в науку и закрепления в ней молодых кадров, разрабатываются концепции, предлагаются различные виды государственных мер. Подготовка будущей научной элиты возможна только при раннем приобщении студентов к исследованиям, их знакомству с тем, что представляет собой научная деятельность. Это важно не только для воспитания будущих ученых, но и для обеспечения качественного образования Научно-исследовательская работа студентов, выходящая за рамки образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания обязательных дисциплин. Одним из главных методических подходов в организации научно-исследовательской работы является способность преподавателя превратить исследовательскую деятельность студентов в эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук [4-5].
Для воплощения в жизнь научно-исследовательской программы преподавателю приходится решать три проблемы [6]:
1. Создание материально технической базы для проведения будущих работ.
2. Обеспечение проводимых исследований квалифицированными научными кадрами, способными осуществлять грамотное руководство творческими коллективами студентов.
3. Привлечение студентов к занятию исследовательской и научно-исследовательской деятельностью.
Для повышения информированности и интереса студентов колледжа к научно-исследовательским проблемам, весьма эффективным является организация лекций и встреч студентов с известными учеными, профессорами вузов и ведущими научными сотрудниками исследовательских лабораторий. Сюда же можно отнести организацию и проведение экскурсий на кафедры и в научные лаборатории, а также демонстрацию уникальных исследовательских установок, с целью ознакомления ребят с передовыми возможностями современной науки. Вместе с проведением дней науки и тематических занятий, посвященных различным исследованиям в той или иной области, эти мероприятия способствуют повышению интереса студентов к современным научным проблемам. Хорошо известен тот факт, что в силу психофизических особенностей, а также вследствие различных социальных и экономических причин, студенты в процессе обучения отдают предпочтение тем или иным изучаемым дисциплинам. Совершенно естественно и то, что наиболее продуктивно исследовательская работа конкретного студента будет протекать именно в той области знаний, к которой он испытывает большую склонность. Поэтому, там, где сами педагоги ведут научные, или творческие исследования, возможно участие и студентов в такой деятельности. Иначе организация исследовательской деятельности среди студентов затруднена. Под руководством педагога студенты могут выполнить проектную, исследовательскую или творческую работу с глубоким анализом первоисточников и поиском решений для самореализации собственной идеи. Логика построения таких видов деятельности во многом схожа с научно-исследовательской. Все они имеют одинаковую структуру и этапы выполнения, для них характерен принцип сотрудничества педагога и студента, в их основе обязательны исследования, обусловленные темой, целью и поставленными задачами. Известно, что в средних учебных заведениях образовательный уровень обучающихся (студентов), за редким исключением, не располагает к научным исследованиям. Несмотря на это, в практике нашей учебной и исследовательской деятельности есть яркие примеры выполнения работ, где студенты в рамках обозначенной проблемы или цели проводят исследования в поисках нужных решений. Бесспорно, научно-исследовательская работа студентов колледжа является важным фактором при подготовке молодого специалиста. Однако здесь не может идти речь о массовости участия в этом деле студентов по определению. Проблема состоит в том, что многие студенты по целому ряду причин объективно не могут подходить к учебному процессу творчески, что уж говорить о НИРС. Известно, что «есть люди, которым оригинальное творчество почему-то не дается. Зато по чужой канве они вышивают с блеском». Работа в этом направлении должна вестись с теми студентами, которые проявили себя соответствующим образом. А задача преподавателя выявить этих студентов» [7]. Здесь наступает черед другой проблемы. Нужен преподаватель, который это может и хочет делать, т.е. речь идет о симбиозе профессионализма и мотивации преподавателя. Исследовательская деятельность (а тем более научно-исследовательская деятельность) требует определенной подготовки, как студента, так и преподавателя. В этой совместной работе успех зависит от каждого из её участников. Вполне естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника. Интегрирование тематики выполняемых студентами научно-исследовательских работ с общеобразовательными дисциплинами является одной из важнейших методических особенностей в формировании личностных характеристик будущего высококвалифицированного специалиста. Через непосредственное использование усвоенных на занятиях знаний по различным дисциплинам, при решении собственной творческой задачи достигается практическое закрепление полученных сведений. При этом происходит осознание неразрывности связей между различными областями знаний, ощущение целостной научной картины окружающего мира, а собственное исследование оценивается как неотъемлемая часть общего процесса познания [7]. Такая работа приучает студентов самостоятельно мыслить, оценивать свою деятельность и ее результаты, что крайне необходимо для осознания личностью возможностей самореализации.
Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами
К этому виду НИРС можно отнести курсовые проекты, выполняемые в течение всего срока обучения в вузе, а так же дипломный проект, выполняемый на четвертом курсе.
Во время выполнения курсовых проектов студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на третьем курсе требования к курсовому проекту минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и написание работы превращается, действительно, в творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовому проекту, образовательное учреждение способствует развитию студента, как исследователя, делая это практически незаметно и ненавязчиво для него самого.
Выполнение дипломного проекта имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в вузе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний, и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему для дипломного проекта, это чаще всего учитывается. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломный проект может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.
К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести и написание рефератов по темам практических занятий. При этом следует сказать о том, что чаще всего реферат является или переписанной статьёй, или, что ещё хуже, конспектом главы какого-то учебника. Назвать это научной работой можно с большим сомнением. Но некоторые рефераты, написанные на основе нескольких десятков статей и источников, по праву можно назвать научными трудами и включение их в список видов НИРС вполне оправданно.
Исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Как уже говорилось выше, такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно — мотивация студента к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное — процесс осмысления науки не прекращается за пределами вуза и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования. Реализуется известная ленинская цитата: «во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться и затем проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой..., чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом».
Основными формами НИРС, выполняемой во вне учебное время являются:
Предметные кружки;
Проблемные кружки;
Проблемные студенческие лаборатории;
Участие в научных и научно-практических конференциях;
участие в городских и республиканских конкурсах.
Остановимся более подробно на каждой из вышеперечисленных форм.
Предметные кружки
Данная форма НИРС эффективнее всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают преподаватели цикловых комиссий. Научный кружок является самым первым шагом в НИРС, и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего, это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции. Кружок может объединять как членов группы, курса, а иногда — и всего колледжа.
Работа кружков в колледже технологий и дизайна, как правило, выглядит следующим образом:
На организационном собрании, проходящем в октябре, происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путём, после чего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать план работы. Некоторые преподаватели считают, что выборное распределение докладов не является необходимым, так как студент концентрируется на одной теме, не уделяя большого внимания другим. С одной стороны, принудительное распределение тем может ликвидировать такую «зацикленность», но, с другой стороны, такой подход может не найти поддержки у самих студентов. Представим себе студента, который впервые пришёл на заседание кружка, где, как он считает, к нему должны относиться почти как к равному, и вдруг он получает для работы тему, которая его интересует очень мало, а тема, которую ему хотелось развить в своей работе, досталась другому. Конечно, студент разочаруется, и его присутствие на остальных заседаниях кружка ставится под сомнение.
Таким образом, распределение тем должно быть исключительно выборным, тем более что к участию в таких кружках студент уже достаточно развит, чтобы иметь собственные интересы и пристрастия.
После распределения тем начинается главная и основная работа кружка. На первых порах основная роль принадлежит его руководителю. Именно от его опыта, таланта и терпения зависит, сменит ли первоначальный пыл юных исследователей вдумчивая работа, или всё так и останется в зачаточной стадии. Необходимо наблюдать за каждым студентом, стараться предсказать проблемы, которые могут возникнуть у него в процессе работы. Может случиться так, что молодой человек постесняется задать вопрос, считая себя достаточно взрослым для его самостоятельного решения, а затем, так и не придя к ответу, откажется от исследования вообще, приняв решение о собственной научной несостоятельности. Такие психологические проблемы часто встают перед студентами младших курсов. Причиной является сложившийся стереотип, что студент — это уже полностью сложившийся взрослый человек, и сам должен решать свои проблемы. На самом деле, мышление студентов младших курсов ещё несёт в себе большой отпечаток школьного и, говоря откровенно, просто детского. Поэтому конфликт между «взрослой» моделью поведения и юношеским мышлением может перечеркнуть усилия самого талантливого, но недостаточно чуткого педагога. Поэтому будет не лишним прочитать студентам две – три лекции о методах и способах научного исследования, о сборе материала, о работе над литературой, о пользовании научным аппаратом, а также ознакомить студентов с научными направлениями преподавателей кафедры, чтобы студенты знали, к кому можно обратиться для более детальной консультации по некоторым вопросам.
Если начальный период работы кружка прошёл успешно, и большая часть тем принята в работу, то составляется график выступлений, и начинается заслушивание готовых докладов. Как правило, на одном заседании кружка заслушивается не более двух выступлений, так как только в данном случае можно подробно обсудить каждый доклад, задать вопросы и получить развёрнутые ответы на них. Кроме этого, большое количество докладов трудно для восприятия, и может снизиться активность и заинтересованность членов кружка.
Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, проведение круглых столов, встречи с профессионалами, а также публикация тезисов лучших работ в научных сборниках.
Проблемные кружки
Всё перечисленные виды кружков можно отнести и к проблемным кружкам, но следует учесть некоторые отличия.
Проблемный кружок может объединять собой студентов разных специальностей и курсов. Во главу угла может быть поставлена проблема, которой занимается научный руководитель кружка, или любая другая по его выбору. Большим достоинством данной формы НИРС является возможность рассмотрения выбранной темы наиболее глубоко и с разных ракурсов. Так, например, темы: «Усовершенствование конструкции брюк мужских», «Автоматизация процессов проектирования», «Экономическая обоснованность применения новых технологий» и т. д.). Это придаёт заседаниям кружка большую разносторонность и привлекает в него новых членов. Кроме того, что немаловажно, это способствует укреплению связей между студентами разных возрастов и специальностей, поддерживает чувство единого коллектива.
Проблемные кружки представляют собой «облегчённую» форму НИРС, и поэтому на их базе возможна организация встреч с людьми, которые сталкиваются с проблемами, выбранными кружком для рассмотрения, на работе и в быту, проведение различных викторин и квестов.
Проблемный кружок может сочетать в себе элементы научного кружка, лаборатории и т. д.
Проблемные студенческие лаборатории (ПСЛ)
ПСЛ относятся к следующей ступени сложности НИРС. В них принимают участие студенты второго курса и старше. Лаборатория не является школой научной работы, занятия в ней предполагают определённый запас знаний и навыков. В рамках проблемных студенческих лабораторий осуществляются различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловых игр, а также практическая помощь предприятиям. Работа в такой лаборатории предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, создание чего-то нового. ПСТ, скорее всего, будут не столь многочисленны, как научные и проблемные кружки. Происходит отсев студентов, когда из способных выбираются ещё более способные.
Ещё одним отличием проблемной студенческой лаборатории от кружка является большее значение способности студента к коллективной работе. Если в кружке каждый студент отвечает, как правило, только за себя, то в проблемной студенческой лаборатории, где темы исследований гораздо более глобальные, одной самостоятельной работой обойтись практически невозможно. Руководитель лаборатории должен помочь студентам разделить тему на отдельные вопросы, решение которых приведёт к решению главной проблемы. Важно внимание к интересам каждого студента, к его склонностям и возможностям. Опыт коллективной работы приходит не сразу, и разрешение споров и конфликтов, возникающих в процессе работы, так же во многом лежит на плечах преподавателя.
В процессе этой работы студент, полученные за время учёбы и работы в кружках знания, может реализовать в исследованиях, имеющих практическое значение. Так, некоторые предприятия города Донецка по изготовлению одежды могут обращаться к таким лабораториям, с просьбой, создать дизайнерские эскизы коллекций моделей с учетом современного направления моды, разработать конструкторско-технологическую документацию на модели, провести исследование по выбору оптимальных конструктивных прибавок, исследование технологических свойств материалов и т.д. Студенческие лаборатории будут подключаться к этой работе, получая от неё не только моральное, но иногда и материальное вознаграждение. Кроме того, заинтересовавшие предприятия студенты после окончания образовательного учреждения, могут быть приглашены на работу в них, что во время отсутствия государственного распределения является ценным результатом.
Таким образом, работа в проблемной студенческой лаборатории — следующий важный шаг к полноценной научно-исследовательской работе и ценный опыт для дальнейшей научной и практической деятельности.
Участие в научных и научно-практических конференциях
Каждый из указанных выше типов конкуренции является итогом проделанной работы: научных исследований, работы в лаборатории, практики по специальности.
На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом научной конференции, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу — самой глубокой и самой ценной в научном плане. Часто даже замечания преподавателя воспринимаются как простые придирки. Но, слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а также выделить для себя свои сильные стороны.
Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых.
Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Очень часто они проводятся вне стен колледжа. Эти конференции могут проводиться на территории предприятий, с которыми колледж поддерживает отношения. Например, научно-практическая конференция может проводиться по результатам практики по профилю специальности студентов, когда последние, столкнувшись с определёнными проблемами, могут с помощью работников предприятия и преподавателей попытаться найти пути их решения. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между образовательным учреждением и предприятиями, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию на практике. Отличительной чертой научно-практической конференции является сложность её слаженной организации, так, чтобы участие в ней было одинаково полезно и интересно и студентам, и работникам предприятия. Разработка и проведение такой конференции требует от организаторов и участников большого внимания и терпения. Процесс организации и проведения конференции предполагает предварительную разработку нормативной документации, в которой обозначены основные этапы работы.
Так, ежегодно в рамках Республиканского учебно-методического объединения педагогических работников укрупненной группы: 29.00.00 Технология легкой промышленности 43.00.00 Сервис и туризм на базе ГПОУ «Донецкий колледжа технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган–Барановского» проводятся студенческие научно-практические конференции.
Цели, задачи и функции Конференций
Цель: выявление талантливой молодежи и формирование у студентов интереса к научным исследованиям, выявление и развитие творческих способностей, обучение методам научных исследований, воспитание творческой личности.
Задачи:
привлечь студентов ОУ СПО к научно-практической и научно-исследовательской деятельности;
поддержать научную деятельность;
создать условия для реализации инновационного потенциала молодежи;
повысить профессиональный уровень подготовки молодых специалистов;
повысить профессиональную компетентность преподавателей, руководителей научно-исследовательской деятельности студентов.
Функции Конференции:
формировать всесторонне развитую, творческую личность, конкурентоспособного специалиста;
развивать творческое и профессиональное мышление;
содействовать стремлению студентов к самосовершенствованию профессиональных знаний, умений, к самообразованию;
совершенствовать навыки устного выступления перед аудиторией слушателей и ведение дискуссии по современным проблемам;
развивать навыки использования разных видов коммуникации; повышать качество теоретической и практической подготовки студентов;
развивать научно-исследовательскую работу студентов.
Порядок организации и проведения Конференции
Для организации и проведения Конференции создается организационный комитет. Состав организационного комитета утверждается приказом директора Колледжа и согласовывается РУМО. Руководство оргкомитетом осуществляется председателем.
Оргкомитет:
- организует проведение Конференции;
- организует информационную поддержку Конференции;
- составляет план работы Конференции;
- организует приём работ участников Конференции;
- формирует документацию, необходимую для проведения Конференции;
- разрабатывает и утверждает требования к оформлению материалов, предоставляемых на Конференцию;
- осуществляет редактирование и подготовку материалов Конференции к изданию.
Организационный комитет разрабатывает сроки проведения этапов Конференции.
Организационный комитет не позднее, чем за 7 дней до проведения Конференции, рассматривает поданные заявки и материалы и принимает решение о программе Конференции.
Секретарем организационного комитета составляется программа Конференции, в которой указывается порядок выступлений, время и место проведения Конференции, выступающие и темы выступлений.
Организационный комитет разрабатывает сроки проведения этапов Конференции, подводит итоги проведения на всех этапах.
По результатам каждого тура конкурсной комиссией проводится отбор участников на следующий этап.
По итогам Конференции оргкомитет выпускает электронный сборник тезисов выступлений.
Организационный комитет осуществляет свою деятельность на принципах объективности и открытости.
Условия и порядок участия в Конференции
Конференция проходит в три этапа:
Первый – за две недели до дня проведения Конференции – прием работ. Работы (проекты) представляются с сопроводительными документами: заявка, абстракт , отзыв научного руководителя, информация о необходимости технических средств.
Второй – отбор членами оргкомитета работ для участия в заключительном этапе представления работ.
Третий – публичная защита работ.
Студентом готовится исследовательская (экспериментальная) работа, которую он представляет на Конференцию. Материалом могут быть исследования или опытно–экспериментальная работа, проведенная студентом во время похождения практик или любые другие исследования.
Работы (проекты) реферативного характера (описательные работы, эссе, работы, не содержащие собственных результатов автора), а также, представленные в оргкомитет позже указанного срока отклоняются.
Регламент выступления каждого участника – до 10 минут. Использование технических средств и наглядных пособий при публичной защите приветствуется, но должно быть заранее согласовано с оргкомитетом Конференции.
Подготовка статьи к конференции дело не такое уж и сложное, но и не простое. Нужно соблюдать несколько правил, чтобы представленный материал был интересен и принес слушателям максимум пользы. Для примера приведены методические рекомендации для подготовки статьи на конференцию.
Подготовка учащихся к научно-практической конференции проходит четыре стадии: (сделать схему)
Подготовка к проведению научного исследования.
Проведение научного исследования.
Оформление научно-исследовательской работы.
Защита результатов исследования.
I. Подготовка к проведению научного исследования включает следующие этапы:
1. Определение объекта и предмета исследования.
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
3. Изучение научной литературы и уточнение темы.
4. Определение гипотезы.
5. Цель и задачи исследования.
6. Определение методов исследования.
1. Определение объекта и предмета исследования
Научное исследование должно носить систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности – ее объекта и предмета.
Объект исследования – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым. Именно предмет исследования определяет тему работы.
2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности
Тема – еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. От правильности выбора темы в значительной мере зависит результат работы.
Правила выбора темы:
1) Тема должна быть интересна студенту, увлекать его.
2) Тема должна быть выполнима, решение ее должно иметь практическое использование участниками исследования.
Нужно предлагать студенту ту идею, с которой он сможет справиться, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.
3) Учитывая интересы студентов, нужно держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь.
4) Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто новое, необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
5) Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям обучающихся. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы) исследования, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.
Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описания издалека. Достаточно несколько предложений, чтобы показать главное.
На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу по вопросу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.
3. Изучение научной литературы и уточнение темы
На этом этапе необходимо обеспечить полную самостоятельность студентам-исследователям. Дать возможность самостоятельному поиску литературы по выбранной теме. Возможность использования различных информационных источников. Преподаватель должен направлять и помогать в отборе нужной литературы, а не давать студенту готовый перечень изданий.
При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на него.
4. Определение гипотезы
Обозначив тему в результате изучения специальной литературы, студент может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
Вначале лучше составить рабочий вариант гипотезы. После накопления фактического материала рабочий вариант уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
5. Цель и задачи исследования
В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь ученик в завершении своей работы.
При формулировании цели исследования можно использовать следующие клише:
выявление...
установление...
обоснование...
уточнение...
изучение…
обобщение...
создание…
Задача исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит пункты в содержании исследовательской работы. Заголовки глав в содержании вытекают именно из формулировок задач.
6. Определение методов исследования
Метод - путь познания, способ достижения цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования его проведение и получение определенного результата. Выбор того или иного метода совершается при обязательном руководстве педагога – научного руководителя.
Методы теоретического исследования:
Анализ – заключается в разложении изучаемого на единицы и раздельно изучить эти части как элементы целого.
Синтез – играет ведущую роль в исследовании, т. к. позволяет соединить части в целое, воссоздать из разрозненных частей нечто новое, единое, взаимодействующее с составными частями.
Моделирование – создание на основе простой схемы, модели более сложного объекта, т. е. перенос реального объекта, процесса в условно создаваемую ситуацию, модель.
Сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений.
Классификация – распределение информации на основе сравнения во взаимосвязанные группы, разряды или классы.
Эмпирические методы исследования:
Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.
Сравнение – один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях — это серьёзный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.
Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.
Измерение – представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.
II. Проведение научного исследования
На этом этапе идёт собственно экспериментальная часть работы. Содержание её зависит от объекта исследования, темы работы, в соответствии, с чем и определяется его специфика.
III. Оформление научно-исследовательской работы.
IV. Защита результатов исследования.
Искусно подготовленный доклад по защите написанной работы может «затенить» некоторые его недостатки и, таким образом, повысить шансы выступающего на хорошую оценку.
Необходимо помнить, что на все выступление отводится не более 5-7 минут. Учитывая этот лимит времени, защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы.
Особое внимание необходимо обратить на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов или тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям.
Во время выступления необходимо использовать презентацию. Презентация должна быть наглядной и ни в коем случае не дублировать текст доклада.
После того, как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Существует представление, что если задают вопрос, то желают «потопить» докладчика. Это ошибочное мнение. Скорее всего, если задают вопросы, это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей.
Как подготовить ученика к защите?
1) Студент выступает перед научным руководителем;
2) Студент выступает на заседании цикловой комиссии;
3) Студент выступает на НПК в колледже.
Это даёт студенту возможность лишний раз провести тренировку своего защитного слова, набраться сценического опыта, научиться грамотно, отвечать на поставленные вопросы.
Из вышесказанного мы можем сделать следующие выводы:
- НИРС является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика;
- в рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы (первая ступень, то есть научные и проблемные кружки);
- затем начинает воплощать приобретённые теоретические знания в исследованиях, так или иначе, связанных с практикой (вторая ступень — различные студенческие лаборатории), а в конце этого длительного процесса возможно участие во «взрослых» научных конференциях, симпозиумах разного уровня, вплоть до международных.
НИРС требует большого внимания и терпения от научных руководителей, так как удача или неудача каждого студента во многом является результатом их собственных верных и неверных действий.
НИРС должна находиться в центре внимания руководящих звеньев колледжа.
Многообразие форм НИРС даёт возможность каждому студенту колледжа найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для наиболее гармоничного и глубокого образования.
6. ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Научно-исследовательская работа студентов в рамках образовательного процесса непосредственно связана с поиском, обработкой, усвоением и использованием больших объёмов научно-исследовательской информации. При этом наиболее востребованным источником информации в настоящее время является Интернет. Современные студенты относятся к поколению людей, которые родились в информационный век, в эпоху компьютеров, разнообразных цифровых устройств и глобальных сетей. И это позволяет более эффективно использовать привычную для современных студентов цифровую информационную среду для образовательного процесса, при условии правильного ее использования. Однако для обучения в вузе и формирования профессиональных компетенций этого недостаточно, так как учебный процесс в университете предполагает взаимодействие с другими видами информации – научно-исследовательской, научно-популярной, учебной, профессиональной (тематически относящейся к той профессии, которую осваивают студенты). К такого рода взаимодействию студенты младших курсов пока не приспособлены и не готовы, оно является для них своеобразным психологическим вызовом. И задача преподавателя на данном этапе – научить студентов грамотно применять возможности информационных технологий и Интернета в образовательном процессе. В зависимости от поставленной учебной задачи, будь то подготовка доклада или написание курсового проекта, студенты определяют, в каких источниках может содержаться нужная им информация по исследуемой теме. Она может быть представлена в учебниках, монографиях, специализированных периодических изданиях, воспользоваться которыми можно в существующих библиотеках, в том числе и в электронных. Дав студентам творческое задание и распределив темы исследования, преподаватель должен рассказать учащимся, какими ресурсами информации желательно воспользоваться, где и как их можно найти. Это вовсе не означает, что студенты будут лишены права самостоятельного выбора источников, но рекомендации преподавателя помогут им сориентироваться, какие источники считаются наиболее релевантными для выполнения данного задания, что существенно облегчит их работу на начальном этапе.
Несомненно, значительный массив информации, относящийся к будущему исследованию (в частности, работы учёных в этой области, на которые студент будет опираться), учащиеся находят в Интернете, так как он обеспечивает быстроту доступа к различным ресурсам, их разнообразие и широкий диапазон поиска. Однако далеко не всегда информация, выдаваемая по запросу, соответствует тематике поиска. Поэтому необходимо рассказать студентам о специфике поисковых машин (таких как Google, Yandex и др.) и использовании ключевых слов. Для большей наглядности преподаватель может применить следующий приём: составить разные сочетания ключевых слов по одной из тем исследования, продемонстрировать на компьютере результаты обработки запроса поисковой системой каждого из этих сочетаний и попросить учащихся определить, какие сочетания ключевых слов дают наиболее эффективный результат поиска. Также можно открыть несколько сайтов из выданного поисковиком списка и обсудить со студентами, какие сайты содержат информацию по теме, а какие нет. Прежде чем переходить к следующему этапу обработки найденной информации, целесообразно в отдельном файле составить список самых содержательных и релевантных источников с указанием ссылок на сайты, чтобы облегчить дальнейшую работу и вновь не искать эти сайты, применяя поисковик при повторном запросе. После того как студент определился с выбором соответствующих теме исследовательской работы печатных изданий и специализированных сайтов, ему следует внимательно изучить их содержание, используя метод критического анализа, под которым понимается «детальное, всестороннее изучение, рассмотрение какого-либо факта, явления, события» [1]. Цель критического анализа – выявить, насколько полно в изучаемом источнике раскрыта заявленная тема, убедительна ли аргументация автора, нет ли в тексте противоречий, несоответствий, нарушений логики. Данный метод может включать в себя разнообразные приёмы. Одним из них может быть составление опросника для оценки качества представленной на сайте информации.
В качестве другого приёма можно использовать аннотирование текста. Чтобы лучше понять содержание статьи, студент чётко и лаконично формулирует в нескольких предложениях её суть, опуская подробности и делая обобщение прочитанного. Третий приём – определение свойств информации. Как известно, качественная научная информация обладает точностью, достоверностью, научностью, объективностью, полнотой, актуальностью, полезностью. Если сведения, опубликованные на сайте, соответствуют данным требованиям, то их с уверенностью можно использовать в научно-исследовательской работе. При опоре на эти и другие приёмы на данном этапе у студентов развивается способность анализировать информацию с позиций логики, делать обобщения, выносить справедливые суждения и оценку, выби0 рать наиболее важные детали. В зависимости от поставленной учебной задачи, будь то написание статьи, реферата, курсовой или дипломной работы, подготовка устного доклада, презентации, выполнение творческого задания, каждый студент, используя индивидуальный подход и свои творческие способности, создаёт собственный информационный продукт. При этом важно иметь в виду, что найденные, изученные и отобранные источники информации по теме исследования являются лишь рабочим материалом для создания нового текста. Это означает, что студент должен не только цитировать найденные источники, но и высказывать собственные суждения, располагать части текста в удобном для восприятия читателя порядке, в полной мере раскрывая заявленную тему. Важную роль при этом играет метод логического структурирования текста, который включает в себя совокупность следующих приёмов. Составление плана. Залогом успеха любой творческой работы является удачно составленный план, представляющий собой короткую форму изложения текста, а также его логическую схему в виде кратких формулировок. В целом этот процесс охватывает вычленение смысловых блоков и их расположение в определённом логическом порядке. К примеру, во введении, как правило, формулируется проблема исследования, излагается задача, которую ставит перед собой автор, и дается оценка путей её решения. Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Как правило, вначале идет информация обзорного характера, затем – новая. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования. Заключение – это итоговые концептуальные положения по основному содержанию работы, а также краткая формулировка главных выводов. Оформление текста. В зависимости от формата исследовательской работы она должна быть соответствующим образом оформлена. Соблюдение правил оформления помогает сделать текст всей работы хорошо структурированным и удобным для чтения. При написании рефератов, курсовых и дипломных работ студенты должны получить перечень правил оформления работ и чётко ему следовать. При подготовке статей для конференций необходимо выполнять требования к оформлению, предъявляемые редакцией. Презентации оформляются в виде слайдов, при этом текст презентации на слайдах не размещается, а произносится устно, слайды могут содержать лишь схемы, графики, рисунки, фотоизображения, ключевые слова и фразы, чтобы сделать визуальное восприятие аудиторией представленной информации простым и удобным.
В зависимости от преподаваемой дисциплины, целей и задач курса, специфики творческого задания преподаватель может обучать студентов использованию этих и других методов и приёмов обработки информации, направленных на повышение эффективности самостоятельной научно- исследовательской работы учащихся и развитие их профессиональных компетенций.
7. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Организация системы контроля исследовательской работы студентов является важнейшим условием эффективности этого вида образовательной деятельности.
Основные задачи контроля исследовательской работы состоят в выявлении достижений, успехов студентов, определении затруднений и проблем, обучении приемам взаимоконтроля и самоконтроля, воспитании у студентов таких качеств личности, как ответственность за выполнение поставленной задачи, проявление инициативы. Контроль преподавателем результатов исследовательской работы осуществляется в разнообразных формах при условии обязательного представления студентами материалов (продуктов) своей творческой деятельности. Контроль выполнения студентами внеаудиторной исследовательской работы включает в себя оценку хода выполнения заданий и получаемых промежуточных результатов с целью установления их соответствия запланированным целям обучения. Задачи контроля исследовательской работы:
- выявление достижений, успехов студентов, определение затруднений и проблем;
- обучение приемам взаимоконтроля и самоконтроля;
- воспитание у студентов ответственности за выполнение поставленной задачи, проявление инициативы.
Формы контроля исследовательской работы:
- текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного доклада, ответов на вопросы;
- проверка или защита реферата;
- защита творческих работ и электронных презентаций.
Результат выполнения работы представляются в печатном, электронном или публичном виде. По данным результатам выполнения вышеперечисленных форм работы студентам выставляется оценка. Итак, результаты исследовательской работы оцениваются в ходе текущего контроля. Контроль результатов внеаудиторной исследовательской работы
студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.
Критериями оценок результатов исследовательской работы студентов являются:
- уровень усвоения учебного материала;
- умение применять теоретические знания на практике;
- уровень сформированности общих компетенций;
- умение активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения проблемы;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее;
- уровень самостоятельности студента в ходе исследовательской работы. Критерии для оценки качества выполненной работы уточняются в зависимости от направления исследовательской работы.
8. МЕРОПРИЯТИЯ СИСТЕМЫ НИРС В ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА» ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
1. Участие в студенческих научных конференциях в рамках РУМО.
2. Участие в конкурсах ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
3. Участие в республиканских научных студенческих и молодежных конференциях.
4. Работа в колледже в научно-исследовательских группах (кружках).
5. Работа в студенческих научно-исследовательских «лабораториях», сотрудничество с предприятиями, выполнение проектных заданий на разработку конструкторско-технологической документации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Научно-исследовательская работа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.
Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.
Каждый преподаватель колледжа должен уделять НИРС не меньше внимания, чем аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для него — это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.
Применение предложенной методики организации научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, позволит эффективно организовать процесс непрерывного обучения. В ходе, которого, студент, поднимаясь по лестнице знаний, не только учится эффективно и плодотворно работать, затрачивая при этом много свободного времени и сил, но и получает от процесса восхождения большое удовольствие. Приобретённые им знания помогут ему как в дальнейшей профессиональной деятельности, так и в жизни, и дадут ему возможность прожить, не зная слова «скука».
1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково0словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL: http:// www.efremova.info/word/analiz.html
2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Народным Советом Республики 19 июня 2015 года (Постановление № І – 233П- НС)
3. Иванов А.Ю. Учреждения НПО-СПО на рынке образовательных услуг / А.Ю. Иванов // Профессиональное образование. Столица. – 2009. – № 6. – С. 8-10.
4. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов / Иванова Ж.Г. // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 224-226.
5. Карпов А. О. Об одном системном подходе к развитию научного образования и научно-инновационной деятельности молодежи // Инновации в образовании
6. Карпов А. О. Научное образование в контексте новой педагогической парадигмы // Педагогика
7. Киселева Э.М. К вопросу об организации научно-исследовательской работы студентов / Э.М. Киселева, Г.И. Рзаева // Молодой ученый. – 2014. – №18.1. – С. 42-43.
8. Пегашкин В., Гаврилова Т., Корнисик К. НИР студентов младших курсов: проблемы и решения // Высшее образование в России
9. Планкина М.В. Научно – исследовательская работа студентов колледжа как фактор повышения качества профессионального образования / М.В. Планкина, Т.А. Юрмазова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
10. Широбокова Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – 2011. – № 7.
https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/12/metodicheskie_rekomendatsii_po_podgotovke_obuchayushchihsya.docx