Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Тип урока: получение новых знаний
Учитель: Наталья Ивановна Грибова
Дата: 20.02.20 г.
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД);
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы:
учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина, карточки для фронтальной, индивидуальной, парной работы.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады видеть вас сегодня в нашем классе! Каждый хозяин принимающий гостей должен помнить правила вежливости.
Сейчас мы поговорим о правилах вежливости на уроке. Давайте вспомним некоторые из них:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.
- Прочитай те слова и скажите какое слово лишнее и почему?
Ольга, Олег, орёл, Олеся , Оскар.
- Назовите лишнее слово (Орёл)
- Почему? (Все остальные слова – имена людей, а орёл – это птица)
- Как вы думаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (О)
-Записали число, классная работа, и на следующей строке пропишем заглавную букву «О»
- ставим точку чуть выше нижней линии рабочей строки,
- слева направо пишем полуовальную линию,
- коснувшись нижней линии поднимаем букву вверх,
- закругляем влево, опускаемся вниз и закрываем полуовал.
И так до конца строки, а ниже целую строчку строчной буквы «о».
- ставим точку чуть выше нижней линии рабочей строки,
- слева направо пишем полуовальную линию,
- коснувшись нижней линии поднимаем букву вверх до верхней линии рабочей строки,
- закругляем влево, опускаемся вниз и закрываем полуовал.
- Подчеркните карандашом самую красивую букву О которая у вас получилась.
А сейчас предлагаю вам немного поиграть. Отгадаем кроссворд
| | | | С | А | П | О | Г | | |
| Т | А | Р | Е | Л | К | А | | | |
| | | | М | Е | Т | Е | Л | Ь | |
О | Б | Е | З | Ь | Я | Н | А | | | |
| М | Е | С | Я | Ц | | | | | |
Берегут его недаром.
Их всегда должно быть пара.
Истоптал он сто дорог,
Кожаный, простой - …(сапог)
Из стекла или фарфора,
А вокруг неё приборы.
Она - столовая посуда
И нужна она повсюду… (тарелка)
Кто зимой метет и злится,
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это – снежная…(Метель)
Зверь смешной в огромной клетке
С ветки прыгает на ветку.
Ест бананы, сладости
К общей детской радости… (Обезьяна)
Хлеба краюшка висит над избушкой
Собаки лают, достать не могут… (Месяц)
ТАРЕЛКА
- Прочитайте слова, записанные на доске.
- Какой частью речи они являются?
(именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными? (отвечают на вопрос кто? И обозначают людей и животных)
- Какие существительные называются неодушевлёнными? (отвечают на вопрос чт? не обозначают людей и животных)
- А какое слово образовалось на пересечении этих слов (семья)
- Ребата, а что такое семья (это близкие люди, которые друг другу помогают)
- А по словарю Ожегова: семья – это группа живущих вместе близких родственников.
- Кто входит в состав семьи (мама папа брат сестра)
- а напомните мне ребята у кого из членов семьи был праздник на прошлой неделе? (у пап, дедушек, мальчиков)
- назовите мне синоним слова папа (отец)
- как вы думаете какое словарное слово мы будем проходить сегодня на уроке? (отец)
- запишите слово отец в наши словари
- Поставьте ударение, правописание какой гласной необходимо запомнить и почему? (о, она безударная гласная)
- раздели слово на слоги (2)
- раздели слово для переноса (нельзя, 1 букву нельзя оставлять на строке)
- тепеть давайте составим предложение со словом отец (Мой отец работает шофёром.) 1 ученик у доски. Подчеркни грамматическую основу.
- Молодцы, ребята хорошо знаете правила.
III. Выявление места и причины затруднения
- Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нужно выполнить задание в парах.
- я раздам задания. Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
- Вспомните правила работы в парах и приступайте.
- Какая пара справится с заданием быстрее поднимает руки вверх. Приступайте.
Слова для справок: Николай, Сергеевич, папа, Соколов, Татьяна, Ивановна, Петрович, сестра, Глебов, Василий, дядя, Мишина.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего? (все они написаны с большой буквы)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? (имена собственные)
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а слова последнего столбика как назвать, ребята?
(незнаем)
- А хотите узнать? (да)
- Тогда давайте это выясним.
- Попробуйте назвать тему сегодняшнего урока (Собственные имена существительные и имена существительные из 4 столбика. Правописание собственных имен существительных.)
- Что вы уже знаете о собственных именах существительных ? (Они пишутся с заглавной буквы)
- А что хотели бы узнать? (как называются слова из 4 столбика)
- А чему хотели бы научиться? (правильно писать собственные имена существительные).
Сегодня на уроке мы узнаем …(как называются слова из 4 столбика)
научимся …(правильно писать собственные имена существительные)
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, как называются слова из 4 столбика, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
- Ребята, давайте вернемся к нашей таблице
- А вы знаете, что обозначат термин «собственные имена существительные»?
- да! Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- С какой буквы пишутся имена собственные? (с заглавной)
- А все остальные – несобственные - имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени и называются нарицательные имена существительные
V. Реализация построенного проекта.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
Физминутка
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.
- Какие существительные мы называем собственные?
- С какой буквы они пишутся?
- На стр. 53 внизу посмотрите еще одно правило (читать вслух 1 уч)
- Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53 вверху.
- Какие существительные мы называем нарицательные?
- С какой буквы они пишутся?
- Приведите примеры нарицательных имён существительных.
- Молодцы. А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- Сейчас будем работать в тетради. 1 уч у доски. Я буду называть имена существительные, а вы будете записывать их в 2 столбика. 1 собственные имена сущ. 2 нарицательные (Иван, Максим, дедушка, Коля, Нина, тарелка, дождь, снег)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Упр. 87 стр. 51 (устно)
VIII. Включение в систему знаний.
- Продолжаем работать по учебнику стр. 52 упр. 88, 89. (взаимопроверка)
- подчеркните заглавную букву в собственных именах существительных.
IX. Рефлексия деятельности
- Какие задачи мы ставили в начале урока? (научиться правильно писать собственные имена существительные)
- Достигли ли мы их? (да, но необходимо еще поработать для закрепления)
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание:
У. стр. 52, 53 правило
по выбору
Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.
- Спасибо за сотрудничество! Всем доброго здоровья!