I. Организационный момент. | - А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте удачи. Я желаю, чтобы наш урок прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое. Посмотрите на меня, потрите ладошки, ушки, подёргайте мочки ушек, сделайте кулачки, потрите носик, нажмите пальчиком носик и улыбнитесь. Садитесь. Покажите, как красиво вы можете сидеть на уроке. | Выполняют упражнения. |
III. Формулирование темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Жители этой страны приготовили для вас задания. Если вы сможете их преодолеть, то я думаю, что они будут рады вам. Итак, первое задание. Вставте пропущенные буквы и сформулируйте тему урока С…бств…нны.. и нар…цательные им..на сущ..ствительн…е Определите цели урока: Сегодня на уроке предстоит: - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, - закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных, | Собственные и нарицательные имена существительные. - Будем учиться правильно записывать имена собственные. |
V. Чистописание | Следующий этап нашего урока Минутка чистописания. Откройте тетради, запишите число, Классная работа, подчеркните орфограммы в словах классная работа. - Я прочитаю Вам загадку про букву, которой посвятим минутку чистописания сегодня. А вы догадайтесь, что же это за буква? На одной стоит ноге, Любят гуси букву … (Г) Сегодня мы прописываем заглавную букву Г в соединении со строчной. Но сначала расскажите мне, что вы знаете о букве г? Расскажите, как будем писать букву Г. Ребята, возьмите простой карандаш, обведите буквы, которые у Вас получились лучше всех других. На следующей строчке запишите слова: Галина, Григорий, город, гриб, гроза, газета. Охарактеризуйте звук г в этих словах. На какие группы вы можете разделить эти слова? | Выполняют пальчиковую гимнастику - Буква Г даёт звуки - [ Г ] и [ Г ']. Он согласный, звонкий, парный. Его пара — звук [К]. - Согласный, звонкий, твёрдый. - На собственные и нарицательные. На одушевлённые и неодушевлённые. |
VI. Словарная работа. VIII. Работа по теме «Заглавная буква в именах собственных». VII. Физкультминутка (для глаз). | Следующий этап урока - Словарная работа. - Отгадайте загадки, запишите словарные слова. Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков, Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей.) Окраской - сероватая, повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая, известная персона. Кто она? (Ворона.) Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.) Летом ходит без дороги, возле сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь.) Рыжая хозяюшка из лесу пришла, Всех кур пересчитала и с собой унесла. (Лисица.) У косого нет берлоги, не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, а от голода – кора. (Заяц.) Обозначьте в словах опасные места и ударение. Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. - На какие две группы можно разделить записанные слова? - Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. А как же пишутся фамилии людей? (Самопроверка. Знаете ли вы, что фамилии на Руси начали появляться с 12 – 19 века? Нередко фамилии давали по месту, где жил человек. Например, Владимирский, Рязанов, Донской, Болотин. Бедные люди обычно получали фамилии по ремеслу, которым они занимались. Например, Кузнецов, Столяров, Плотников. Иногда давали фамилии по какому-нибудь внешнему признаку. Например, Кривошеев, Косолапов, Головин, Носов. | Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. - Звери и птицы. - Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их. С заглавной буквы.
|
Это интересно
IX. Работа по учебнику | -Запишите имена трех своих одноклассников. Как вы их напишите? А вы знаете, какие имена были раньше? Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Светлана– по цвету волос, Мал – за маленький рост. Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз). Одно время имена выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или крещения малыша. Современные родители выбирают имена своим детям независимо от календаря. - Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что означает ваше имя? В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они означают, Владимир – владеет миром, Людмила – людям милая, Светлана – светлая. А вот ещё один вопрос приготовили жители страны заглавных букв: С.57 упр.98- выписать собственные имена | (С заглавной буквы Ответы детей. - Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы. Работают в тетрадях. |