СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение 11 класс»

Методические рекомендации по написанию итогового сочинения  в выпускных классах на 2014/2015 учебный год Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.

Методические рекомендации по написанию итогового сочинения  в выпускных классах на 2014/2015 учебный год

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год 1. Недаром помнит вся Россия… (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)   2. Вопросы, заданные человечеству войной   3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе   4. Спор поколений: вместе и врозь   5. Чем люди живы?

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год

  • 1. Недаром помнит вся Россия… (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 4. Спор поколений: вместе и врозь 5. Чем люди живы?
Примерная литература по направлениям:   1. «Недаром помнит вся Россия…»  Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про царя Калашникова..», «Кавказский пленник». Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Пророк», «И скучно и грустно».

Примерная литература по направлениям:

1. «Недаром помнит вся Россия…»

  • Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про царя Калашникова..», «Кавказский пленник».
  • Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Пророк», «И скучно и грустно».
 2 .  Вопросы, заданные человечеству войной   « Слово о полку Игореве »  Ремарк Э.М.

2 . Вопросы, заданные человечеству войной

  • « Слово о полку Игореве »
  • Ремарк Э.М. "На западном фронте без перемен"
  • Толстой А.Н."    Хождение по мукам"
  • Л.Н. Толстой « Война и мир »
  • М.А. Шолохов « Тихий Дон »
  • М.А. Шолохов « Судьба человека »
  • В.Л. Кондратьев « Сашка » (человечность, сострадание)
  • В.В. Быков « Сотников » (предательство)
  • В.О. Богомолов « Иван » (мужество)
  • А.И. Приставкин « Ночевала тучка золотая »
Человек и природа в отечественной и мировой литературе И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася» А.И. Куприн «Олеся» М.М. Пришвин «Кладовая солнца» В.П. Астафьев «Царь-рыба» Ч. Айтматов «Плаха» В.М. Шукшин «Заревой дождь»

Человек и природа в отечественной и мировой литературе

  • И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
  • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • В.М. Шукшин «Заревой дождь»

 Спор поколений: вместе и врозь А.Н. Островский «Гроза»  А. С. Грибоедов «Горе от ума

Спор поколений: вместе и врозь

  • А.Н. Островский «Гроза» 
  • А. С. Грибоедов «Горе от ума"
  • И.С.Тургенев «Отцы и дети"
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • А.П. Чехов «Вишневый сад»

Чем люди живы? И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Война и мир» И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Чем люди живы?

  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Примерные формулировки тем итогового сочинения

Примерные формулировки тем итогового сочинения

  • "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно..."
  • Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова
  • "Лермонтов и Кавказ","Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ..."
  • "А что такое счаст Ь е?" Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
  • "Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;...
  • Я думал: жалкий человек
  • Согласны ли вы с утверждением Печорина: ""Один из друзей всегда раб другого?"
Вопросы, заданные человечеству войной  Между жизнью и смертью Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне Дети и война Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу? Значение войн для государства и для человека

Вопросы, заданные человечеству войной

  • Между жизнью и смертью
  • Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне
  • Дети и война
  • Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
  • Значение войн для государства и для человека
  Критерии оценки итогового сочинения Соответствие теме; Аргументация. Привлечение литературного материала; Композиция и логика рассуждения; Качество письменной речи; Грамотность.

  Критерии оценки итогового сочинения

  • Соответствие теме;
  • Аргументация. Привлечение литературного материала;
  • Композиция и логика рассуждения;
  • Качество письменной речи;
  • Грамотность.
Проблема подлинного и мнимого героизма   ВВЕДЕНИЕ №1

Проблема подлинного и мнимого героизма

ВВЕДЕНИЕ №1

"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л. Н. Толстой. И мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для людей. Человек обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении.

Проблема подлинного и мнимого героизма ВВЕДЕНИЕ № 2 Война в полной мере раскрыла всю стойкость и мужество русского человека, его способность к самопожертвованию во имя спасения Родины. В годы войны тысячи солдат и офицеров проявили истинный героизм и обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Севастополя, Киева, Ленинграда, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, при штурме Берлина и в других сражениях, но были люди ,для которых это испытание стало их нравственным падением.

Проблема подлинного и мнимого героизма

ВВЕДЕНИЕ № 2

Война в полной мере раскрыла всю стойкость и мужество русского человека, его способность к самопожертвованию во имя спасения Родины. В годы войны тысячи солдат и офицеров проявили истинный героизм и обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Севастополя, Киева, Ленинграда, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, при штурме Берлина и в других сражениях, но были люди ,для которых это испытание стало их нравственным падением.

ВВЕДЕНИЕ № 3 Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливал человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало.

ВВЕДЕНИЕ № 3

Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливал человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало.

План основной части сочинения 1.Портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны? 2.Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор? 3.Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями? 4.Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

План основной части сочинения

1.Портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

2.Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

3.Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

4.Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

План основной части сочинения Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя. Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

План основной части сочинения

  • Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.
  • Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?
Заключение № 1  Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумели сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

Заключение № 1

Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумели сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

 Заключение № 2  Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Таким образом, страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

Заключение № 2

Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Таким образом, страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание