СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение "Город помнит"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена произведениям о Великой Отечественной войне, блокаде Ленинграда. Ученица анализирует рассказ Ф.Абрамова "Потомок Джима" и повесть И.Миксона "Жила - была"

Просмотр содержимого документа
«Сочинение "Город помнит"»



МОУ «Пронская средняя общеобразовательная школа»

Пронского района Рязанской области







Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности».



Тематическое направление: «Трагедия и подвиг мирного населения в произведениях искусства».



Очерк

Город помнит.









Выполнила ученица 9 класса

Бондарева Валерия

Учитель: Старикова Г.А.



Пронск 2025год





Я говорю с тобой

Из Ленинграда…

О.Берггольц

«Война есть противное человеческому естеству состояние», - писал Лев Толстой. Я не могу не согласиться с этим утверждением. Война приносит смерть, страх, кровь, слёзы… Она является испытанием и не только на фронте. Нельзя забыть трагедию и героизм мирного населения блокадного Ленинграда. Сколько умерло людей за 900 дней жестокой осады, на дорогах эвакуации и потом, в благополучном тылу, подсчитать невозможно. Только на Пискарёвском мемориальном кладбище захоронено около пятисот тысяч жертв войны.

В художественной литературе, живописи, кино, на мой взгляд, много произведений, посвящённых этой теме. До глубины души тронул меня рассказ Ф.А.Абрамова «Потомок Джима», в котором автор показывает, какой ценой иногда приходилось выживать людям и какие чувства они испытывали.

Читая первые строки произведения, мы знакомимся с главными героями: Петром Петровичем, Еленой Аркадьевной и их собакой с символической кличкой Дар. Да, я не ошиблась, пёс – один из ведущих персонажей рассказа.

А название произведения можно объяснить так: Дар – потомок собаки Качалова из стихотворения С.Есенина: «Дай, Джим, на счастье лапу мне!»

Писатель даёт ему характеристику, подбирая яркие, меткие эпитеты: умнейший, благороднейший, услужливый, истинный джентльмен, член семьи – хозяевам вместо ребёнка. Ф.А.Абрамов подробно описывает внешний вид Дара, повадки, отношение к чужим людям и к своим близким, Петру Петровичу и Елене Аркадьевне. Читаешь и восхищаешься! Истинное счастье!

Но вдруг в счастливую, безмятежную жизнь героев «вломилась война». В это тяжёлое время верный Дар рядом с хозяином: греет его в холодной грязи на строительстве оборонных сооружений, со слезами на глазах провожает в госпиталь. Собака, совсем как человек, наделена чувством собственного достоинства. Истекая слюной, мучаясь от голода, она не позволяет себе даже сбить крышку с кастрюли, в которой варится мясо. Умирающему Петру Петровичу требуется усиленное питание, но продуктов нет, и спасти его может только Дар. Пёс тонко чувствует состояние Елены Аркадьевны, вернувшейся из госпиталя. Она плачет – Дар ей сочувствует, тихо и виновато лижет руку. А затем безропотно идёт на казнь, другого слова подобрать этому действию невозможно: «Дворник подошёл к Дару, накинул ему на шею верёвку…» Пёс спасает хозяина ценой собственной жизни. Не зря писатель наделяет его не обычной, собачьей, кличкой, это действительно Дар. И хочется прибавить – Божий. Верный друг покорно идёт на мученическую смерть ради спасения человека.

Пётр Петрович выжил. Но только физически, а душа его умерла. Он не хотел разговаривать с женой, а та, тоже мучаясь душевно, через полгода ушла из жизни. Какая трагедия! Удивительно, что собака совершила истинно человеческий, геройский поступок. И хозяин поставил Дару, как человеку, на могиле гранитный памятник. На надгробии высечены слова: «Защитнику и мученику блокадного Ленинграда».

Читаешь строки рассказа и восхищаешься мужеством, стойкостью, героизмом всех жителей города, даже детей, а в памяти всплывают трагические странички блокнота Савичевой Тани, единственного ребёнка из огромной семьи, выжившего в то тяжёлое время. Этой девочке посвятил свою повесть «Жила-была» Илья Миксон. Постепенно автор раскрывает огромную трагедию большой дружной семьи.

Таня училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино…

То есть жила обычной жизнью обычного городского ребёнка. Вдруг вся счастливая жизнь рухнула в одночасье: началась война, враг окружил город. Затем голод, холод, ночные налёты фашистских бомбардировщиков, но главное – родные и близкие люди стали умирать один за другим. Именно об этом писала Таня своей замёрзшей ручонкой. Но и она, как Дар, боролась за жизнь родственников. Уже ушли из жизни бабушка, Женя, Лёня, дядя Вася, дядя Лёша. Осталась мама, её необходимо спасти: нужны «живые» витамины. Лук! Но где его взять морозной зимой? Конечно же, на что-то обменять. Таня схватила статуэтку турчанки-персиянки и на рынок! Ей повезло, лук она достала, но мама…умерла. Невозможно без слёз читать строчки: «Всё в Тане обездвижело, закаменело, смёрзлось – всё омертвело… на всём белом свете одна – круглая сирота». А ведь Савичевых до войны было девять! Сама тринадцатилетняя Таня, отправленная вскоре в эвакуацию, тоже умерла от тяжёлой болезни – «туберкулёз кишок». Она не знала, что Нина и Женя живы.

Дневник Савичевой Тани, сорок одна строка, написанная девочкой-школьницей, вместила в себя трагедию великого блокадного города. Хранится он в музее на Пискарёвском мемориальном кладбище, до сих пор волнует людей, читающих его, взволновал и моё сердце. В обычных листочках блокнота – след горя, безмерного страдания, безвозвратных потерь: «Савичевы умерли, умерли все, осталась одна Таня». Этот блокадный дневник стал свидетелем на Нюрнбергском процессе в суде над нацистскими преступниками. А имя Тани стало бессмертным, оно неразрывно связано с трагедией и героизмом осаждённого Ленинграда.

2025 год – год 80-летия Великой Победы. Кажется, со временем стираются из памяти людей некоторые трагические страницы Великой Отечественной войны. Но не для ленинградцев (петербуржцев). Для них «эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна», а Исакиевский собор, этот храм-колосс, хранит на своих огромных мраморных колоннах выбоинки-щербины – раны, нанесённые осколками вражеских снарядов и бомб. Город помнит!