СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 класссе по теме "Сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель деятельности учителя: дать понятие пейзажа, подготовить обучающихся к художественному описанию пейзажа; повторить совместно с ними правила написания и оформления сочинений, разработка плана; воспитывать у пятиклассников интерес к тексту описательного характера по произведению живописи, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способность к описательской речи

Тип урока: урок развития речи

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать особенности художественного описания картины, приёмы систематизации материала; уметь излагать мысли на заданную тему, использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой сочинения.

Метапредметные: способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умения ориентироваться в целях ,задачах , средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование: репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Сентябрьский снег», Н. Крымова «Русская зима», К. Коровина «Зимой», В. Поленова «Ранний снег», И. Шишкина «Зима»

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия и термины: художественное описание, пейзаж

Структура урока

1.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности

Вступительное слово учителя.

Прозвенел уже звонок

Сядьте тихо и неслышно.

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

– Давайте определим своё настроение, настрой на работу:

*отличное;

*хорошее;

*не совсем готовы

2.Актуализация и проблемное учебное действие

– Сегодня нам предстоит сложная, но интересная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию пейзажа. Что же такое пейзаж? (Жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа)

– Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и настроению, передаваемому в ней. (Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин русских художников)

– Что объединяет эти слайды и строки из стихотворения (слайд)?

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

– Кто их автор? Каково отношение поэта к зимнему пейзажу?

– Какие слова передают это отношение?

– Какие выразительные средства языка использует поэт?

– Поэты не могли не заметить, какое прекрасное время года –зима. Не раз признавались в своей любви к зиме и русские художники.

– Мастером пейзажных зарисовок является Игорь Эммануилович Грабарь,

ученик Репина, известный художник, тонкий знаток русской природы. Картины этого художника проникнуты любовью к Родине, радостным, светлым чувством. Самые известные его картины: «Мартовский снег», « Лучезарное утро», «Грачиные звёзды», «Февральская лазурь».

3.Выявление места и причины затруднения

Учитель записывает на доске тему: «Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

– Каким по типу речи должно быть такое сочинение? (Рассказ описательного характера)

Учитель организует беседу по вопросам.

– Перед нами репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь» (слайд).

– Рассмотрите её. Нравится ли она вам?

– Какие ощущения ,какое настроение создаёт этот пейзаж?

– Посмотрите внимательно на картину и ответьте на вопрос, что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?

Физкультминутка

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Учитель формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими её на себя.

– Послушайте небольшое сочинение на данную тему, написанное одним из учеников (на слайде):

Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам русской берёзке?

А вот Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось это ему неожиданно: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывающегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно».

Вот как сам художник передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Анализ текста, предложенного учителем. Беседа по вопросам:

– Скажите, что описывается в этом тексте?

– О каких признаках предмета в нём говорится?

– Какую часть этого описания вы бы поместили в художественном произведении?

– Присутствуют ли в отрывке какие-то неточности, которые «режут слух»?

– Что объединяет картины зимы в стихах Пушкина и пейзаж Грабаря?

– Прослушайте фрагмент музыки «Времена года» (февраль) П.И. Чайковского (звучит музыка)

– Опишите, какие чувства вызывает у вас музыка?

– Какую картину рисует ваше воображение?

– Что необходимо использовать в тексте, чтобы создать художественное описание пейзажа? (Эпитеты, метафоры, олицетворения).

Видите, и поэт, и композитор изобразили зиму по- разному, ведь у неё, как и у любого другого времени года, каждый месяц и день неповторим.

– Для того, чтобы ваш рассказ получился интересным, надо продумать ,что вы хотите описать, какую именно часть пейзажа, изображённого на картине Грабаря.

А чтобы сочинение было написано грамотно, чтобы не упустить ничего важного, необходимо составить план

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

– Ребята, давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить план сочинения.

1) Какое настроение вызывает картина «Февральская лазурь»?

2) Как вы думаете, почему картина вызывает у нас приятное, радостное настроение?

3)Удалось ли художнику Грабарю передать красоту зимнего дня?

4)Почему картина названа «Февральская лазурь», хотя в центре – берёза, и она очень хороша? Как вы понимаете «лазурь»?

5) Как автор картины изобразил берёзу?

6) Какой цвета преобладают в картине – тёплые или холодные ? Почему?

7) Какого цвета снег на картине? Почему?

8) Как построена картина?

9) Что мы видим на заднем плане?

10) Какую задачу ставил перед собой художник Грабарь в своей картине?

Учитель организует составление плана.

План – образец

1.И.Грабарь –мастер пейзажа.

2.Главная героиня рассказа – берёза.

1)Цвет.

2)Ветви.

3)Ствол.

4)Берёзовый лес вдали.

3.Отношение автора к изображённому.

Учитель организует и сопровождает деятельность обучающихся

6.Первичное закрепление с комментированием внешней речи

Учитель контролирует правильность выполнения задания.

– Для того, чтобы работа получилась интересная, подумайте, о чём бы вам хотелось написать. Затем проговорите про себя придуманное предложение и только потом его записывайте.

Очень важно написать сочинение без ошибок. Для этого заранее подберите нужные слова , а в правописании которых вы сомневаетесь, проверьте по словарю.

Объяснительный диктант (слайд)

Пейзаж, природа, чудесный, незабываемый, прекрасный , голубой, белый, сероватый, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий, сиреневый, светло-синий, зелёный, белизна, золотой, коралловый, жемчужный, лазоревый, сапфировый, фантастический, прозрачный, бирюзовый, красный, чародейка, волшебница, красавица, серебристый.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обучающиеся озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения, работают над предупреждением ошибок, используют словари, пишут работу.

Учитель контролирует правильность выполнения задания.

8.Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Получилось ли у вас сочинение?

– Помогли ли вам поэты, композиторы и художники увидеть красоту зимних картин?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку своей работе: выберите одну из карточек, предложенных на вашем столе, и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.



© 2019, 491 1