Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Цель деятельности учителя: дать понятие пейзажа, подготовить обучающихся к художественному описанию пейзажа; повторить совместно с ними правила написания и оформления сочинений, разработка плана; воспитывать у пятиклассников интерес к тексту описательного характера по произведению живописи, развивать у учащихся культуру речи, чувство стиля, способность к описательской речи
Тип урока: урок развития речи
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать особенности художественного описания картины, приёмы систематизации материала; уметь излагать мысли на заданную тему, использовать самостоятельно найденный материал в связи с предлагаемой темой сочинения.
Метапредметные: способность к осознанию целей учебной деятельности и умение их пояснить; умения ориентироваться в целях ,задачах , средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование: репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Сентябрьский снег», Н. Крымова «Русская зима», К. Коровина «Зимой», В. Поленова «Ранний снег», И. Шишкина «Зима»
Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем
Основные понятия и термины: художественное описание, пейзаж
Структура урока
1.Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности
Вступительное слово учителя.
Прозвенел уже звонок
Сядьте тихо и неслышно.
И скорей начнём урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
– Давайте определим своё настроение, настрой на работу:
*отличное;
*хорошее;
*не совсем готовы
2.Актуализация и проблемное учебное действие
– Сегодня нам предстоит сложная, но интересная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию пейзажа. Что же такое пейзаж? (Жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа)
– Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и настроению, передаваемому в ней. (Просмотр слайдов презентации с репродукциями картин русских художников)
– Что объединяет эти слайды и строки из стихотворения (слайд)?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
– Кто их автор? Каково отношение поэта к зимнему пейзажу?
– Какие слова передают это отношение?
– Какие выразительные средства языка использует поэт?
– Поэты не могли не заметить, какое прекрасное время года –зима. Не раз признавались в своей любви к зиме и русские художники.
– Мастером пейзажных зарисовок является Игорь Эммануилович Грабарь,
ученик Репина, известный художник, тонкий знаток русской природы. Картины этого художника проникнуты любовью к Родине, радостным, светлым чувством. Самые известные его картины: «Мартовский снег», « Лучезарное утро», «Грачиные звёзды», «Февральская лазурь».
3.Выявление места и причины затруднения
Учитель записывает на доске тему: «Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
– Каким по типу речи должно быть такое сочинение? (Рассказ описательного характера)
Учитель организует беседу по вопросам.
– Перед нами репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь» (слайд).
– Рассмотрите её. Нравится ли она вам?
– Какие ощущения ,какое настроение создаёт этот пейзаж?
– Посмотрите внимательно на картину и ответьте на вопрос, что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
Физкультминутка
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Учитель формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими её на себя.
– Послушайте небольшое сочинение на данную тему, написанное одним из учеников (на слайде):
Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам русской берёзке?
А вот Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось это ему неожиданно: «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывающегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно».
Вот как сам художник передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
Анализ текста, предложенного учителем. Беседа по вопросам:
– Скажите, что описывается в этом тексте?
– О каких признаках предмета в нём говорится?
– Какую часть этого описания вы бы поместили в художественном произведении?
– Присутствуют ли в отрывке какие-то неточности, которые «режут слух»?
– Что объединяет картины зимы в стихах Пушкина и пейзаж Грабаря?
– Прослушайте фрагмент музыки «Времена года» (февраль) П.И. Чайковского (звучит музыка)
– Опишите, какие чувства вызывает у вас музыка?
– Какую картину рисует ваше воображение?
– Что необходимо использовать в тексте, чтобы создать художественное описание пейзажа? (Эпитеты, метафоры, олицетворения).
Видите, и поэт, и композитор изобразили зиму по- разному, ведь у неё, как и у любого другого времени года, каждый месяц и день неповторим.
– Для того, чтобы ваш рассказ получился интересным, надо продумать ,что вы хотите описать, какую именно часть пейзажа, изображённого на картине Грабаря.
А чтобы сочинение было написано грамотно, чтобы не упустить ничего важного, необходимо составить план
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта
– Ребята, давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить план сочинения.
1) Какое настроение вызывает картина «Февральская лазурь»?
2) Как вы думаете, почему картина вызывает у нас приятное, радостное настроение?
3)Удалось ли художнику Грабарю передать красоту зимнего дня?
4)Почему картина названа «Февральская лазурь», хотя в центре – берёза, и она очень хороша? Как вы понимаете «лазурь»?
5) Как автор картины изобразил берёзу?
6) Какой цвета преобладают в картине – тёплые или холодные ? Почему?
7) Какого цвета снег на картине? Почему?
8) Как построена картина?
9) Что мы видим на заднем плане?
10) Какую задачу ставил перед собой художник Грабарь в своей картине?
Учитель организует составление плана.
План – образец
1.И.Грабарь –мастер пейзажа.
2.Главная героиня рассказа – берёза.
1)Цвет.
2)Ветви.
3)Ствол.
4)Берёзовый лес вдали.
3.Отношение автора к изображённому.
Учитель организует и сопровождает деятельность обучающихся
6.Первичное закрепление с комментированием внешней речи
Учитель контролирует правильность выполнения задания.
– Для того, чтобы работа получилась интересная, подумайте, о чём бы вам хотелось написать. Затем проговорите про себя придуманное предложение и только потом его записывайте.
Очень важно написать сочинение без ошибок. Для этого заранее подберите нужные слова , а в правописании которых вы сомневаетесь, проверьте по словарю.
Объяснительный диктант (слайд)
Пейзаж, природа, чудесный, незабываемый, прекрасный , голубой, белый, сероватый, рыхлый, мягкий, свежий, глубокий, сиреневый, светло-синий, зелёный, белизна, золотой, коралловый, жемчужный, лазоревый, сапфировый, фантастический, прозрачный, бирюзовый, красный, чародейка, волшебница, красавица, серебристый.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Обучающиеся озаглавливают рассказ в соответствии с темой и основной мыслью сочинения, работают над предупреждением ошибок, используют словари, пишут работу.
Учитель контролирует правильность выполнения задания.
8.Рефлексия учебной деятельности
Заключительная беседа по вопросам:
– Что нового узнали на уроке?
– Получилось ли у вас сочинение?
– Помогли ли вам поэты, композиторы и художники увидеть красоту зимних картин?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку своей работе: выберите одну из карточек, предложенных на вашем столе, и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.