СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине В. Д. Поленов «Золотая осень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта конструирования урока по развитию речи. Учебник Русский язык. 3 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. На уроке используются инновационные приемы формирования умения писать сочинение на основе классификации Г. Н. Приступы. 

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине В. Д. Поленов «Золотая осень»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

3

Тема урока

Сочинение по картине В. Д. Поленов «Золотая осень»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать биографию В. Д. Поленова;

Знать структуру сочинения-описания;

Уметь строить описание;

Уметь использовать прилагательные в своем тексте, фразеологизмы;

Уметь строить план сочинения;
Уметь подбирать синонимы.

Умение строить логическую цепь рассуждений;

Извлекать информацию из иллюстраций, текстов;


- воспитание коллективизма

- воспитание умения вести себя на уроке

- формирование умения выражать свою точку зрения;

- развитие самостоятельности.

Решаемые учебные проблемы

Пишем сочинение. Составляем план сочинения.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Описание. План. Сочинение по картине.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Учебник Русский язык. 3 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Образовательные интернет-ресурсы


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 ЭТАП. Актуализация знаний

Деятельность учителя

А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

Я – командир, вы – мой отряд!

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи!


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье:

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье...

Музыкальное сопровождение - пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» из

цикла «Времена года».

- О каком времени года идет речь в стихотворении?



Деятельность учащихся



















- Об осени


2 ЭТАП. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Откройте учебники и посмотрите в картинной галерее на репродукцию картины «Золотая осень».
Какое свое название вы бы дали этой картине?

Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами делать?



Деятельность учащихся


- Осень, Осенняя природа, Осенняя река и т.д.
- Описывать эту картину.




3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
Какие задачи выполним, достигая цель?


Деятельность учащихся

- Написать сочинение по картине.
- Узнать биографию художника. Рассмотреть картину. Описать устно картину. Выполнить словарную работу, узнать значение новых слов. Составить план сочинения.


4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Родился Василий Дмитриевич Поленов в 1844 году в художественной семье. Мать - художница, отец - знаменитый археолог и библиограф, член Академии наук. Его дедушка -генерал-майор Воейков воевал вместе с Суворовым.

В детстве мальчик обучался музыке, после окончания гимназии в Петрозаводске поступил в Академию художеств (1863) в класс исторической живописи и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. Занятия музыкой не бросил, даже пел в Академическом хоре. Годы дружбы связывали художника с И.С.Тургеневым, И.Репиным, В.Васнецовым.

Василий Дмитриевич продолжал занятия музыкой, участвуя в театральном кружке мецената С.Мамонтова. С 1878 года более 15 лет этот кружок ставил спектакли, в которых участвовали Поленов, Репин, Васнецов, Врубель, Коровин, Остроухов и др. Поленов писал к спектаклям музыку. Позже кружок перерос в оперный театр. Поленов сдружился со многими театральными деятелями - в том числе с Ф.Шаляпиным.

С 1882 по 1894 годы преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, К.Юон, В.Борисов-Мусатов, а в 1900 году Поленов возглавил общедоступный Народный театр.

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника.


Родился Василий Дмитриевич Поленов в 1844 году в художественной семье. Мать - художница, отец - знаменитый археолог и библиограф, член Академии наук. Его дедушка -генерал-майор Воейков воевал вместе с Суворовым, а в Бородинском сражении защищал Шевардинский редут, за храбрость награждён двумя шпагами.

В детстве мальчик обучался музыке, после окончания гимназии в Петрозаводске поступил в Академию художеств (1863) в класс исторической живописи и одновременно на юридический факультет Петербургского университета. Занятия музыкой не бросил, даже пел в Академическом хоре. В годы учёбы посетил Германию, Францию, после был в Вене, Мюнхене, Венеции. Годы знакомства и дружбы связывали художника с И.С.Тургеневым, И.Репиным, В.Васнецовым. Добровольцем участвовал в сербско-турецкой войне (1877). Позже поселился в Москве, выступил с картиной "Московский дворик" (1878), которая начала новый этап его творчества. Создаёт "Бабушкин сад" (1879), "Заросший пруд" (1880), "Старая мельница" (1880).

Василий Дмитриевич продолжал занятия музыкой, участвуя в театральном кружке мецената С.Мамонтова. С 1878 года более 15 лет этот кружок ставил спектакли, в которых участвовали Поленов, Репин, Васнецов, Врубель, Коровин, Остроухов и др. Поленов писал к спектаклям музыку. Позже кружок перерос в оперный театр. Поленов сдружился со многими театральными деятелями - в том числе с Ф.Шаляпиным. Опера "Призраки Эллады", созданная Д.Поленовым, поставлена в 1894 году и была тепло принята публикой.

В 1881 - 82 годах ездил по Святым местам: Египет, Сирия, Палестина, Рим. С 1882 по 1894 годы преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились И.Левитан, В.Серов, К.Коровин, К.Юон, В.Борисов-Мусатов, а в 1900 году Поленов возглавил общедоступный Народный театр. В 1905 году резко реагировал на кровавое подавление царским правительством народных выступлений.

Последние годы посвятил организации народного театра: сам писал музыку и декорации к спектаклям для рабочих Пресненского района Москвы. Он считал искусство мощным средством развития народного самосознания, воспитывающее эстетические вкусы и содействующее народному просвещению.

Василий Дмитриевич Поленов был одним из первых живописцев, получивших звание народного художника.

художников Василием Дмитриевичем Поленовым (1844-1927г).

В.Д. Поленов родился в Петербурге в культурной дворянской семье.


Заниматься живописью он начал в 12 лет, т.к этого хотел его отец. Затем

поступил в университет, получил юридическое образование. А по вечерам

занимался еще и в Академии художеств и с успехом ее закончил. Он

преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его

учеником был сам Левитан. Поленов работал в театре, создавал декорации к

спектаклям. Многие его картины имели большой успех и стали известны.

(«Бабушкин сад», «Московский дворик»)

Деятельность учащихся



5 ЭТАП. "Открытие" нового знании.

Деятельность учителя

Ребята, на улице осень! Её великолепием мы любуемся в прогулках, в поездках, каждый день по дороге в школу.

Давайте посмотрим на репродукцию картины Поленова «Золотая осень» и посмотрим, какой предстаёт осень в изображении этого художника.


Вдумаемся в название - "Золотая осень". Как вы его понимаете?
Подберите синонимы к слову «золотая», какая осень?

Какие краски выбрал художник, чтобы показать «золото» осени?

Отыщите приметы ранней осени в пейзаже.

Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

Попробуем понять: почему картина вызывает именно такие чувства. Какой день изобразил художник?

С помощью чего художник добивается появления у нас чувства умиротворения?

Какие деревья вы видите на картине? Какого цвета наряд у берез?
Все ли деревья оделись в золотой наряд? Какие остались зелеными?
Как художник изобразил небо и реку?

Что вы можете сказать об отблесках света на реке?
Задание на карточках.
Опишите объекты картины прилагательными. Выберите из предложенных.








Вспомним, какой оборот в речи называют сравнением.
Сравним обьекты.
Облака – плывут, как … (белоснежные кораблики);

Река - вьется, как … (голубая лента, как голубая змейка. Блестит, как … зеркало);

Березки- как - будто девушки …. (водят хороводы на берегу реки).


Деятельность учащихся




Рассматривают репродукцию.



- Багряная, солнечная, яркая и т.д.


- Высокое небо, прозрачный воздух, много листьев, еще не замерзла вода.



- спокойные, теплые оттенки.











Прилагательное

Река

синяя, голубая, зеркальная, блестящая, извилистая, замерзшая;

Небо

светлое, пасмурное, лазурное, голубое, ясное, чистое;

солнце

Горячее, осеннее, ласковое, лучистое, игривое;

Облака

воздушные, тяжелые, пушистые, белые, легкие, черные;

день

погожий, пасмурный, солнечный, теплый, осенний, хороший.


6 ЭТАП. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Составим план их предложенных пунктов.

1. О художнике и его картине.

2. Как художник показывает приближение осени?

3. Какой день, как изображено небо и солнце?

4. Как изображены река, наряд деревьев, земля?

5. Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине?

6. Какую роль играет цвет в картине?

7. Какое впечатление производит картина?

С чего начнем сочинение по картине?

- Что бы вы написали после вступления?

- О чем бы написали в заключение?


Деятельность учащихся

Какую роль играет цвет в картине?

О художнике и его картине.

Какое впечатление производит картина?

Как художник показывает приближение осени?

Как изображены река, наряд деревьев, земля?

Какой день, как изображено небо и солнце?

Какие мысли и чувства выразил художник в этой картине?




- Со вступления. Биография художника, его картина.
- Подробное описание реки, леса, опушки, неба и т.д.

- Нужно писать о том, какие изменения в природе осенью заметил художник. Какие чувства вызывает эта картина?


7 ЭТАП. Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

- Что особенно понравилось на уроке?
- В чем испытывали трудности?
- Появилось ли у вас желание посетить картинную галерею?

изображением пейзажа?


Деятельность учащихся



8 ЭТАП. Домашнее задание.

Переписать сочинение в тетрадь по развитию речи. Выполнить проверку.