СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Кто прав?»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Кто прав?»»

Нахапетян Сюзанна

Конспект урока русского языка

26.05.19 6 класс

Тема: Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему «Кто прав?».

Тип урока: урок развития речи.

Цели:

1. Обучающая: углубить знания о типах речи;

2.Развивающая: развивать навык написания сочинения-рассуждения на дискуссионную тему;

3.Воспитательная: воспитать речевую культуру.

Формируемые УУД:

Личностные:

  1. Уважительное отношение к родному языку;

Метапредметные:

1. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:

  1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме.

Оборудование: учебник «Русский язык в 6 классе», интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организация начала урока

Учитель:

Здравствуйте, ребята, приготовимся к уроку и пожелаем друг другу удачи!

  1. Мотивация.

Учитель:

В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение; нередко по-разному оценивают поступки человека, иногда при этом высказываются прямо противоположные суждения. В этих случаях важно суметь доказать свою правоту (разумеется, если ты уверен, что прав). Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело – думать иначе, чем остальные, другое – убедить в своей правоте, отстоять своё мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Учитель:

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Учитель:

1.

- Какие типы речи вы знаете? (Описание, повествование, рассуждение)

- Как различаются типы речи?

Ответ:

Описание — это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Общее впечатление о предмете. Обычно в таком тексте преобладают прилагательные).
Повествование - это тип речи, при помощи которого описываются события в их временной последовательности. Повествование отвечает на вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? 
Рассуждение - это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль. Рассуждение отвечает на вопрос ПОЧЕМУ?)



  1. Работа с текстами.

Задание: Прочитайте тексты на карточках и определите их тип речи. Найдите в текстах местоимения и определите их разряд.

Текст № 1

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака,  словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.   (А. Толстой)

Текст № 2

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом резко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном : “Весна пришла!”  (А. Толстой)  

Текст № 3

Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

Ответы:

Текст № 1 – описание, так как, во-первых, здесь описываются лохматые, ослепительные потоки солнца, синее небо, по которому плыли облака и к ним можно задать вопрос какой? Во-вторых, здесь нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная, есть эпитеты, метафоры, сравнение.

Текст № 2 – повествование, так как здесь есть сюжет, развивается действие: рассказывается о том, как Никита распахнул дверь, сел на крыльцо, потом опустил кораблик в ручеёк и долго смотрел ему вслед, а потом резко встал и улыбнулся солнышку - к этим словом можно задать вопрос что делал?

Текст № 3 – рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод.

Местоимения: оно (личное), они (личное), самым (определительное), своим (притяжательное), его (притяжательное), ему (личное), самое (определительное), всё (определительное).



  1. Объяснение нового материала.

- Сегодня мы с вами будем готовиться писать сочинение – рассуждение, а вот о чём вы будете рассуждать, вам предстоит догадаться самим. Но для начала вспомним ещё раз, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение.

- Правильно, из трёх: тезис, доказательство, вывод.

- Проведём небольшую словарную работу, смотрим на доску и кратко запишем в справочники.

Тезис – положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения, или, другими словами, это основная мысль текста, которую нужно доказать.

Доказательство – подтверждение какого-нибудь положения фактами или доводами, или, другими словами, это примеры, доказывающие основную мысль текста.

Вывод – итог рассуждения. Обычно вывод совпадает с той мыслью, которая была высказана в начале текста. Иногда вывод отсутствует, потому что он очевиден и его может сделать сам читатель.

- Иногда рассуждение начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме, привыкнуть к ней, понять её. Но вступление бывает не всегда. Когда нет нужды готовить читателя к восприятию темы и последующего содержания текста, вступление не создаётся.

  1. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

- Для начала давайте определим, что станет предметом вашего рассуждения, о чём пойдёт речь.

Я прочитаю стихотворение Виктора Лунина:

Мне туфельки мама вчера подарила,

Конфеты мне папа принёс.

Сестра подарила мне щётку и мыло,

А брат – заводной паровоз.

Ещё подарили мне чашку и ложку,

И кубики – строить дома.

Но рыжую кошку, прекрасную кошку

Нашла во дворе я сама!

Учитель:

- Так о чём мы будем с вами говорить?

- Правильно, о подарках! Подарки любят все. Кто-то любит их получать, а кто-то дарить. Но мало кто знает, что дарить подарки – это целое искусство. А что такое подарок, какое значение имеет это слово?

Ответы:

Подарок — это предмет или вещь, которую по собственному желанию и безвозмездно преподносят с целью доставить удовольствие, пользу.

Учитель:

Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Но, как правило, преподнесение подарка связано с каким-то поводом: определённым событием, обычаем или праздником.

Учитель: давайте сделаем кластер. С чем у вас ассоциируется это слово?

















Ответы: гостинец, любовь, радость, забота, сюрприз, поздравление.

  1. Доклад ученика

1. На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. В многочисленных сказочных преданиях говорится о подаренном ноже, на котором проявляется кровь, если его обладатель попадал за морем в беду. Или о том, как по подаренному кольцу жених узнает свою невесту. Также не случайно в сказках большинство чудесных предметов герой не находит, а получает в дар: будь то клубок, указывающий дорогу или кольцо, исполняющее желания.

2. На Руси у слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Ранее, по обычаю человек всегда входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме отдарить. Святочный обычай колядования также имел «подарочный» смысл — бытовало убеждение, что зажиточная жизнь связана не только с обилием на столе и в погребах, но и с обязательной щедростью, готовностью делиться и одаривать ближних.На масленицу дарили узорчатые пряники с надписями: «кого люблю, того дарю», «от милого подарок дороже золота».Также до сих пор жив обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

  1. Работа с текстом учебника, данного в упражнении 436.

Есть у меня внучка. Однажды она говорит:

- У Веры в субботу день рождения. Они пригласила меня в гости. Нужно купить ей какой-нибудь подарок. Что бы ей подарить?

Мама начала давать добрые советы, но тут в разговор вмешался я:

- А у моих друзей в детстве был неписанный закон: в дни рождения дарить только то, что сделано своими руками.

- Ну, знаешь, дедушка! В нашем классе скажут, что я жадная и что я плохая подруга, - сказала внучка.

Учитель:

- По какому поводу вышли разногласия между дедушкой и внучкой?

- Кто из них, по-вашему, прав: внучка или дедушка?

  1. Составление плана

Прав дедушка

  1. Тезис: Лучший подарок сделанный своими руками

  2. Аргументы: - вложена душа человека;

- оригинальный и неповторимый;

- это твой труд, а не подарок, купленный на мамины деньги.

3. Вывод: Не прав тот человек, который считает, что этот подарок плох. Как бы скромен он ни был, твой подарок доставит много радости, если ты готовил его своими руками.

Права внучка

  1. Тезис: Лучше купить, чем сделать самому

  2. Аргументы: - подарок красивый

- не все можно сделать своими руками

- купленный подарок многофункционален.

3. Вывод: Подарок лучше купить.

Учитель:

- Как можно начать такое сочинение?

Если предмет спора ясен, можно начать с формулировки тезиса, то есть с ответа на поставленный вопрос: прав тот-то, можно начать с вопросительных предложений, ответить тезисом на них. Высказывая определённую точку зрения, желательно пользоваться выражениями типа Я думаю (считаю), что… Я убеждён (уверен), что… По-моему…

Если говорящий не уверен в том, что он во всём прав, или не хочет казаться резким, категоричным в споре, он скажет: мне кажется (думается), что…

Затем – во второй части сочинения – надо привести доказательства, аргументы, а в конце сделать вывод. О чём можно в нём написать? Можно ещё раз подчеркнуть тот тезис, который доказывался, например: «Таким образом (итак, значит), я считаю, что в этом споре прав (права)…» Можно написать о том, чему научило вас обсуждение этой спорной ситуации, какие выводы вы для себя сделали.

  1. Рефлексия деятельности

- Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие выводы сделали для себя?

11. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение по упр.436, озаглавив его.