Тип урока: урок развития речи.
Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
1.Организационный. 2.Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке Мотивирующий приём: вступительное слово учителя (3 мин.) | Приветствие. Ребята, сегодня мы будем работать с текстом А.П. Чехова, а называется он «Моя «она». - Проблемный вопрос Как вы считаете, кому или чему посвящён этот текст? Можно сразу ответить на вопрос? Если у текста есть название, то что мы можем определить? | Подготовка к работе на уроке. Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока | Самопроверка готовности к уроку | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
3 Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (2 мин.) | Итак, ребята, кто скажет, о чём пойдёт речь у нас на уроке? Назовите первые четыре критерия, по которым оценивается сочинение по прочитанному тексту. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения (задание 25). | Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. | Формулируется тема урока «Этапы работы над сочинением по прочитанному тексту» | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида . Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение . |
4. Актуализация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания». (5 мин.) | Работа с текстом. Прочитайте текст. О чем или о ком в нём говорится? Этап первый: составить план. Данный этап необходим, чтобы лучше понять исходный текст. Причём план можно не шлифовать: он останется у вас в черновике. Для этого разобьём текст на микротемы и ,обозначив ключевые слова и строки, сформулируем их своими словами. На сколько частей можно разделить текст? | Читают текст, делят на части, составляют план: 1.Неразрывная связь героя текста с ленью. 2. Лень – причина всех несчастий героя. 3. Нежелание героя противостоять лени. | Умение определять проблемы в публицистическом стиле. | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения |
5.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Предварительная работа над текстом. Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия. (3 мин.) | Этап второй: выявить и сформулировать проблему. Вспомните, что такое проблема текста? Если текст озаглавлен, что мы можем определить? (общую проблему). Назовите проблему текста.(лень) Как определяем проблему в тексте публицистического стиля? Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте. Необходимо помнить: проблема – это не всегда плохо, не путать с бытовым истолкованием слова; обозначаем только одну проблему. Формулировать – кратко и точно выражать мысль. Два способа формулирования проблем текста: Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?). Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п). Организует работу в группах по определению проблем текста Помогает верно сформулировать обозначенные проблемы. | Учащиеся читают, анализируют текст. Информация о выполнении задания. 1 группа определяет проблему в первом абзаце. 2 группа называет проблему во втором абзаце. 3группа определяет проблему в третьем абзаце. | (проблема каждого абзаца совпадает с составленным планом) | Определяют проблемы, поднимаемые автором. Корректируют ответы друг друга. | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией. |
6. Формулирование проблемы. Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.) | | Формулируют проблемы текста. Записывают в тетрадь одну из исходных проблем: «Проблема неразрывной связи героя текста с ленью». | Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста. | Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения. Познавательные:постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма. Коммуникативные: умение выражать мысли |
7. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы. Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации. (3 мин.) | Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему. Комментарий – это не пересказ текста, а рассуждения по поводу проблемы. Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте. Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы) | Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста. Не забывают подтвердить мысли цитатами из текста. Пример комментария: (Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью: «… не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти». Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем: «не покидает меня день и ночь», превращая его в своего пленника, заложника). | Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные:решение проблемы, анализ, обобщение. |
8. Определение позиции автора. Выражение собственного мнения. Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.) | Этап четвёртый: сформулировать позицию автора. Автор может: - положительно относиться к изображаемому; - отрицательно (осуждающе, саркастически); - неоднозначно; - двойственно; - скептически; - иронически (с юмором). Примеры типовых конструкций: Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…) Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора: Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами. Определите их значение. | Авторская позиция: Что хотел донести до своего читателя автор? Ради чего написан этот текст? Чехов хотел: -осудить своего героя; -заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия. (Авторская позиция скрыта за иронией.Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя). | Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод. | Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма. Коммуникативные:умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
9.Аргументация проблемы. Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации. (3 мин.) | Этап пятый: аргументировано выразить своё мнение по сформулированной проблеме. Схема микротекста-рассуждения тезис (ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора) аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли) вывод (общий итог) Типовые конструкции: С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться. Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения. Организует работу по нахождению аргументов. Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым). Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца. | (Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять её просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни. Какие я могу привести аргументы? Другие чеховские герои или герой романа «Обломов» Гончарова. Я сам.) | Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного жизненного опыта, другой – из художественной литературы. | Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование. Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления. Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, |
10.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над вступлением и заключением. Цель: усвоение учащимися определения тезиса. (4 мин.) | Этап шестой: написать вступление и заключение. Композиция любого сочинения: - вступление; - основная часть; - заключение. Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итого анализа. Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах. | Работают в парах. Анализируют, сопоставляют обнаруженные аргументы. Используют алгоритм написания. (Если со вступлением проблема, то не придумывайте банальных вещей, а остановитесь на следующем: В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова – актуальная и всем нам знакомая проблема. Вывод: всем нам нужно помнить чеховское предостережение, чтобы не повторить судьбу упомянутых героев.) | Первично обобщают материал. Пишут вступление и заключение с использованием разных форм: -вывод-обобщение; -ответ на вопрос; -призыв к действию; -концовка с использованием цитаты. | Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
11.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения. Цель: самооценка результатов своей деятельности. (10 мин.) | Организует деятельность по применению полученных знаний. Оказывает помощь учащимся при написании работ. | Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным, корректируют и проверяют работы друг друга. | Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами. | Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения. |
12. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов Прослушивание частей сочинения учащихся. Работа над сочинением. Цель: закрепление и коррекция полученных знаний. (4мин.) | Выявляет границы применения нового знания. Корректирует и комментирует все выступления обучающихся. | Корректируют работы. | Исправляют недостатки в работах. | Коммуникативные: умение быть готовым корректировать свою точку зрения |
13. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. (1 мин.) | Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся. Отвечают на вопросы. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. | | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
14. Домашнее задание.(1 мин.) | Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту А.П.Чехова в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе. | | | Коммуникативные создание сочинения-рассуждения по данному тексту |
(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…
(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!
(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…
(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…
(19)Её зовут – Лень.