СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение сказки о животном.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить детей с основными этапами сочинения сказок о животных; дать понятия об основных приемах изображения сказочных персонажей.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки и умения творческой работы, продолжить работу над развитием устной речи, прививать вкус к фантазии;

2. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них, помогать им.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение сказки о животном.»

Дата: 28.03.2019 литер.чтение

Тема: Сочинение сказки о животном.

Цели урока: Познакомить детей с основными этапами сочинения сказок о животных; дать понятия об основных приемах изображения сказочных персонажей.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки и умения творческой работы, продолжить работу над развитием устной речи, прививать вкус к фантазии;

2. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них, помогать им.


Ход урока

1.Мотивация

2. Актуализация знаний.

- Ребята, вы любите чудеса? А сказки?

Ребята, послушайте песню Маши и Вити о сказках. (звучит песня «Спор Вити и Маши о сказках»)

-Понравилась вам песня?

-О чем эта песня? (Песня о сказке, о том, что в сказках совершаются чудеса).

И наш урок мы посвятим тоже сказке.

Сегодня будем сочинять сказку о животных. Но сначала мы нарисуем героев нашей сказки: ежа и кошку. Рисовать будем не красками, а словами.

Кошка - любимое животное многих людей. Много песен, стихов, потешек о кошках сочинил народ. Вы и сами знаете много интересного об этих животных.

Я буду рисовать животных на доске. Каждое ваше сообщение о кошке или еже – это одна линия в рисунке.

(Дети выступают, учитель рисует на доске)

Молодцы, ребята, вы хорошо подготовились, и наши герои получились очень симпатичными.

Ребята, давайте еще почитаем потешки, стихи поэтов о еже и кошке. (на слайдах).

А я вам прочитаю свое любимое стихотворение о кошке. Его написал Борис Заходер.

Кискино горе.

Плачет киска в коридоре.

У нее

Большое горе:

Злые люди

Бедной киски

Не дают

Украсть

Сосиски!

В мире интересного.

Чтение учителем стихотворения В.Нестеренко»Подарок для ежа». На доске рисунок «Еж несет яблоко».

- Почему у ежа, часто мы видим на картинках, яблоки на иголках. (Сообщение учителя о том, что ежи не едят яблоки, а накалывают их для того, чтобы отбивать свой запах, чтобы не пристали к ним клещи).

Редко можно встретить рядом кошек и ежей, но в сказке возможно все. Что есть общего в жизни ежа и кота? (оба ловят мышей)

А в остальном они очень разные.

Закончите предложение:

- Кот живет в теплой квартире, а еж … (в лесу)

- Кот мягкий, пушистый, а еж … (колючий)

- Кот шустрый, ловкий, а еж … (медлительный)

- Пришел злой волшебник и заковал наших зверей в железную клетку. Он говорит, что не место ежу и кошке в школе среди умных и старательных детей, что эти животные глупые и бесполезные.

Посмотрите на доску. Вот какое сообщение составил волшебник о коте и еже.

Кот Еж

Ленивый Некрасивый

Вороватый Колючий

Спина дугой Неуклюжий

Хвост трубой Ноги короткие, кривые

Усы щеточкой Медлительный

Сметану слижет

Масло съест

Молочко выпьет

- Мы сможем освободить наших бедных животных, если скажем о них добрые слова. Ведь доброе слово творит чудеса.

- Как можно ласково назвать кота? (На доске записываю их слова)

Котик

Котишка-плутишка

Киска

Кисонька-мурысенька

- Каким бывает кот? (на доске появляется запись)

Ласковый

Пушистый

Серенький

Усы - удивительной красы

- Какую пользу приносит кот?

- Каким бывает еж в сказках? (на доске появляется запись)

Добродушный

Деловитый

Тихий

Умный

Трудолюбивый

На охоте проворен и ловок.

-Когда будем сочинять сказку, вы можете использовать эти слова.

- От таких добрых слов дверце клетки раскрывается. И вот они наши друзья на свободе.

Начало сказки.

Слово учителя о сказке

- В каждой сказке есть начало, основная часть и конец.

Как обычно начинаются сказки? (Жили – были. В тридевятом царстве, в некотором царстве, в некотором государстве). Язык у сказки живописный. Герои сказки описываются ярко, чтобы можно их было легко представить. Часть герои сравниваются друг с другом. В сказке всегда происходят интересные события. И в сказке все заканчивается хорошо. Всегда добро побеждает зло.

- Какими словами часто заканчивается сказка? (Жили долго и счастливо; стали они жить – поживать, да горе не знать; сказке – конец, а мне меду корец).

Начнем сочинять сказку.

Сначала мы нарисовали кошку. Где она может жить? (на доску вывешивается картина, где хозяйка смотрит на кошку)

Беседа по картине.

- Что здесь происходит? (Хозяйка ругает кошку)

- За что хозяйка ругает кошку? (Кошка перестала ловить мышей)

- Всегда ли кошка была такой ленивой? (Раньше она ловила мышей)

- А как кошка могла появиться у этой женщины?

Назовем нашу кошку Муркой.

Расскажем начало сказки по плану:

  1. Где жила кошка?

  2. Какая она была?

  3. Чем занималась Мурка?

  4. За что ее любила хозяйка?

  5. Как изменилась киска?

  6. Как хозяйка решила наказать кошку?

  7. Кого могла привести хозяйка в дом, чтобы ловить мышей?

  8. Какой был еж?

Работа над основной частью сказки. (Вывешивается изображение лесной полянки. В углу домик. В прорези картины можно вставлять изображения животных)

Разные птицы и звери могут встретиться Мурке на лесной тропинке: добрые и злые.

Идет по тропинке кошка. (звучит музыка «Песенка кошки»). Как вы думаете, куда идет кошка? (Куда глаза глядят)

- Какое у нее настроение? (Грустное, идет – горюет)

Навстречу кошке – сорока.

- Какая бывает в сказках сорока? (Болтливая, сорока – белобока)

- Вы знаете, что в сказках животные разговаривают. О чем могут разговаривать сорока и кошка?

- Как вы думаете, какой совет может дать сорока Мурке?

Попробуем изобразить эту сцену. Порепетируйте в парах. Один из вас будет кошкой, а другой сорокой.

Ролевая работа.

Выступление двух пар у доски.

Примерный разговор:

Сорока: - Здравствуй, Кисонька – Мурысонька.

Кошка: - Здравствуй, Сорока – белобока.

Сорока: - Что же ты приуныла, Мурка?

Кошка: - Хозяйка меня выгнала из дома.

Сорока: - Ты бы лучше вернулась домой и попросила прощение у хозяйки. В лесу опасно ходить.

Кошка: - Мне стыдно.

И пошла кошка дальше по тропинке.

Работа в парах за партой, у доски.

Идет киска, идет, а навстречу кошке волк.

- Какой волк? (Злой, сердитый, волчище – серый лбище)

- Что он говорит кошке? (Попалась, Рыжая. Я тебя съем)

- Сможет ли кошка сама защититься от волка? (Нет. Волк сильнее кошки)

Дома у хозяйки.

- А что творится в это время у хозяйки кошки? (Ей стало грустно без кошки)

- Кого может попросить о помощи хозяйка? (ежа)

- В сказке всегда добро побеждает зло. Кто сможет спасти кошку? (Еж)

- Как еж защитит кошку от волка? (Ежик съежится, торчком поднимет сотню игл)

Чтение учителем отрывка сказки С. Маршака «Тихая сказка».

Нам нужно описать в своей сказке, как еж спас кошку от волка. Как об этом получше написать, давайте поучимся у Самуила Маршака.

В «Тихой сказке» С. Маршака есть описание встречи ежей и волков. Послушайте, как об этом говорится. (чтение сказки)

- Попробуйте рассказать, как еж спас кошку от волка.

Примерный рассказ.

- Подошел еж сзади к волку. Ежик съежился, торчком поднял сотни игл и начал он колоть своими иголками волчьи ноги. Завертелся волк волчком, заскулил, запрыгал. Огрызаясь и дрожа убежал с тропинки.

Разговор ежа с кошкой.

Кошка поблагодарила ежа.

- Как еж будет уговаривать кошку вернуться домой? Как хозяйка встретит кошку?

- Как закончим сказку?

Итог. Мы сочинили сказку. Нравится она вам? Говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Чему учит наша сказка? Расскажем ее. Один начинает, другой продолжает.

Домашнее задание. Дома сочините свою сказку о кошке и еже. Можете сочинить сказку не про ленивого, а деловитого кота. И опасность может его предостерегать не в лесу, а дома. Помните о том, что в сказке происходят интересные события, животные могут разговаривать. На следующем уроке вы расскажете ваши сказки.