(1)В те отдалённые прежние времена приблизительно на том же уровне распада цивилизаций, какой мы наблюдаем сейчас, суровые обличающие пророки зарождались в народах, и потом босые, простоволосые идеи разгневанно, с мечом и факелом в руках, врывались в действительность, чтобы произвести необходимую санитарную чистку. (2)Природа слишком много потратила надежд и усилий на человека, чтобы дать ему умереть так запросто и по-собачьи. (3)Последний век машина цивилизации работала на критических скоростях с риском смертельной перегрузки. (4)Всё сильнее обжигала дыхание взвешенная в воздухе пыль нравственного износа.
(5)Казалось бы, у наших современников нет оснований для особого пессимизма. (6)Ведь всё так планомерно движется вокруг. (7)Прогресс находится в добром здравии и рвётся вперёд на всём скаку. (8)Сверкают переполненные товарами витрины, по улицам движутся потоки прохожих, туристов, всяких наисовременнейших автомобилей. (9)Воздушные лайнеры за сутки преодолевают расстояния, на которые Марко Поло и Афанасию Никитину потребовалось по три года. (10)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (11)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (12)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.
(13)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то... (14)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытое, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.
(15)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (16)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания. (17)Очевидный теперь крах вчерашней эры завершится неминуемым пересмотром печально не оправдавшей себя парности Добра и Зла.
(18)3нание помогает заглянуть в бездну, но не содержит указаний, как не сорваться в неё. (19)Самый же прогресс следует уподобить горению бикфордова шнура: счастье наше в том и состоит, что не видно, как мало осталось до заряда.
(По Л. M. Леонову*)
* Леонид Максимович Леонов (1899—1994 гг.) — русский советский писатель
Влияет ли развитие цивилизации на внутренний мир человека? (по тексту Л.М. Леонова «В те отдалённые прежние времена ...»)
Влияет ли развитие цивилизации на внутренний мир человека? Прочитав текст Л.М. Леонова, понимаю, что ответ на этот отнюдь не праздный вопрос может стать судьбоносным не только для отдельного человека, но и для всего мироздания. Эмоциональное рассуждение писателя и его метафоричная речь вынуждают читателей глубоко проникнуться важностью проблемы. И в каждом абзаце текста видеть крупицы пугающе-пророческой мысли: без всякого сомнения, развитие цивилизации оказывает апокалиптическое воздействие на внутренний мир человека, не оставляя ни малейшей надежды на возрождение после «санитарной чистки» человечества.
Леонид Максимович пишет: «прогресс находится в добром здравии и рвется в вперед на полном скаку», обеспечивая людей перенасыщением «передовыми произведениями искусства», приносящими лишь удовольствие. «Окружающая неизвестность» исследуется на «критических скоростях» с одной лишь целью: «скоротать скуку жизни». Звучит устрашающе: то, что призвано делать жизнь человека интереснее, превращает ее в скуку – разрушается ореол неизведанного и таинственного будущего.
Развивая мысль о разрушающей силе прогресса, Леонов представляет современную реальность в виде страшного сна, в котором человек задыхается от горелого чада, изнемогает от «не в меру раскалённого воздуха», глохнет от «подозрительных гулов» и стоит на пороге «финала отпущенной ему скромной вечности». Один шаг – и наука столкнет его в бездну – «математическое пространство».
Сравнение действительности и кошмарного сна стирает границы реальности происходящего. Достижения цивилизации достигли фантастической глубины. Неужели они проникнут и в сокровенный внутренний мир человека? Леонов искусно управляет эмоциями читателя, побуждая каждого задуматься о сохранении собственной души.
Мысль Леонида Максимовича стала мне близка, считаю, что его мнение невозможно опровергнуть. Подобным предупреждением об опасности служит антиутопия Е.И. Замятина «Мы», в котором автор «отцифровал» жизнь человека и поместил его в прозрачный купол Единого Государства, оградив от неполезных чувств, лишив имени и предоставив главную возможность – считать и строить «Интеграл». Несогласных подвергают Великой операции, искажают сознание и отнимают возможность мыслить иначе, мечтать.
Если в силах человека проникнуть в тайны мироздания, у него должно хватить разума, чтобы осознать опасность влияния цивилизации на внутренний мир и предотвратить его от разрушения.