СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение "Живые мысли произведений Валентина Распутина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение "Живые мысли произведений Валентина Распутина"

Просмотр содержимого документа
«Сочинение "Живые мысли произведений Валентина Распутина"»

Живые мысли произведений Валентина Распутина.

(Тема памяти в творчестве В. Распутина)


Автор: Конарева Злата, МБОУ СОШ№4, 10Б класс

Руководитель: Т.И. Денисенко,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 г.Батайска Ростовской области


Тема памяти, связи настоящего и прошлого, по моему мнению, не может не волновать любого человека, а писателя тем более. И это в полной мере относится к Валентину Григорьевичу Распутину. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связующие эпохи, что уходит из сердец память, верность предкам, своему роду. Родной дом, в котором дорого буквально всё: природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека с прошлым, с предками. Трудно с этим не согласиться. Память – это основа нравственности, поэзии, культуры. Сохранение памяти – это долг человека перед самим собой и будущими поколениями.

И через всё творчество Распутина красной нитью проходит идея о присутствии душ погибших среди живущих. Нельзя забывать прошлое, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». И если мы это понимаем, значит, у нас есть будущее. 

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основана от века

По воле Бога самого

Земля была б без них мертва,

Без них наш целый мир – пустыня

Душа – алтарь без божества.

Распутин утверждал: «Многие наши пороки оттого и происходят, что лишены памяти, как нравственного опыта поколений. Не может быть, чтобы человек вступал в каждый свой день вслепую, не зная, что с ним произойдет, и проживая его лишь по решению собственной воли, каждую минуту выбирающей, что делать и куда пойти. Не похоже это на человека. Вся жизнь – это воспоминание вложенного в человека от рождения пути. Иначе, какой смысл пускать его в мир?» И читателю становится понятно, почему проблема памяти так волновала Валентина Распутина, почему в каждом своём произведении он вновь возвращался к этой животрепещущей теме. Наиболее ярко мы можем это увидеть на примере повести «Прощание с Матёрой»

«Прощание с Матерой» – это не просто произведение, это своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В произведении с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой. И он пытается донести до читателей вечную проблему памяти.

Для любого человека, уверена, очень важно все, что его окружает: дом, родители, место, где живём. А как же иначе? Это прописные истины. Солнце всегда с утра появляется на небе, а вечером уходит, отец и мать долго прожили и еще долго будут жить. Поэтому непонятным представляется исчезновение с лица земли места, где родился, и которое на всю жизнь запечатлелось в памяти.

Пережить такое дано не каждому, но чем дальше идет цивилизация, тем чаще мы попадаем в подобные ситуации. Так случилось на Матёре – остров стирают с лица земли, и жители ничего не могут с этим поделать. Так надо. В деревне все по-разному относятся к этому событию: старики ждут его как катастрофу, молодежь с энтузиазмом. Молодые думают, что их старость где-то далеко, что они, возможно, никогда и не состарятся. Ведь они знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков, которые держатся за отжившее время. Но, когда к ним придет старость, они обязательно вспомнят слова тех, кого они в свое время не хотели слушать, и поймут, что во многом были правы старики. И скажут потом: «Нонче свет пополам переломится: свои че деется! И по нам переломился, по старикам…ни туда мы, ни сюды».

А ведь и раньше жизнь не стояла на месте, но люди с детства крепко усваивали опыт отцов и дедов, а жизнь «не как у всех» считалась легкомысленной и всеми порицалась. Старики у Распутина не просто так хвалят прежние времена. Не из-за того, что они сами были молодые, а потому, что думают прежде всего о том, как будут дальше жить их потомки. Дарья вспоминает слова умирающего отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Она вспоминает именно то, что нужно сегодняшней молодежи: «Раньше совесть сильно разжигали. Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жизни. Другой и рад бы по совести, да где ей взять, если не уродилась вместе с им? А кому как ей через привалит, тоже не радость от такого богачества». Совесть у молодежи, конечно, есть, но не всегда она вспоминает о ней. И не всегда она желает следовать старым традициям, опираться на опыт предыдущих поколений, которые много не понимают в современной жизни. Старухи у писателя знают только свою Матёру, любят ее и не хотят расставаться с ней, считают грехом лишение человека родины. Это именно тот патриотизм, который не единожды спасал Россию от вражеских нашествий. Я в этом смогла убедиться, побывав в деревне, где родилась моя бабушка. Там всё так тихо, чисто и честно. Там люди ценят то, что имеют.

Старики эти умеют трезво подводить итоги прожитой жизни, как делает это Дарья: «Стойко жить долгую жизнь, чтобы признаться под конец: ничего она в ней не поняла. Пускай ее догоняют другие. Но «они не догонят. Им только чудится, что они поспеют за ней – нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, как смотрит сейчас она». Взрослея, человек начинает понимать, что не все так просто в жизни, как казалось в юности, что нужно и о душе подумать. Каким бы плохим ни было прошлое, полностью отказываться от него мы не должны, так как оно все равно присутствует в нашей жизни, и мы должны относиться к нему с уважением. Не надо забывать, что человек лишь часть тех людей, которые жили до него, что он дитя природы. «Родился ребятенка и во всю жизнь ребятенком же и остался…А смерть…как он ее боится». Ничто не способно избавить человека от страха смерти, всю жизнь человек носит это чувство в себе.

И здесь надо вспомнить о предках, которые сумели умереть, сохранив достоинство и самообладание. А все потому, что они почитали могилы и знали, что о них будут заботиться и помнить после смерти. Неслучайно все старики мечтают умереть вместе с Матёрой.

А сколько кладбищ уничтожено, заброшено. Беспечность, с которой люди обращаются с могилами, переносится ими и на все остальное в жизни, а это никому еще не приносило счастья. И недаром старики напутствуют молодежь: «Не дай господь, чтобы жизнь твоя показалась тебе легкой». Прогресс, облегчая труд человека, не готовит его к трудностям жизни.

И эта «облегченность приводит к несерьезному отношению к жизни вообще, мешая человеку самоутвердиться в жизни». Память человеческая прежде всего связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки, которые жили и умерли, чтобы подготовить твою жизнь, оставить свой жизненный опыт. Поэтому осквернение кладбища Матёры «нечистью» из санэпидемстанции становится для Дарьи и других стариков трагедией. По их мнению, это уже признак полного обесчеловечивания людей.

Ведь не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Дарья ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Ведь как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Недаром Дарья так переживает из-за того, что не смогла перенести могилу родителей с острова. Она думает, что о ней так же не позаботятся ее дети.

Жителей Матёры навсегда лишают памяти об их родном доме. Поэтому в сердце они всегда будут носить чувство неприкаянности родного угла. Молодежь Матёры со временем обязательно будет стараться найти дорогу к нему. Тоска по родному краю не умрет с последним ее жителем, она передастся последующим поколениям. И это, действительно, так.

В повести «Деньги для Марии» автор говорит о том, что главная героиня несет в себе важнейшие черты национального характера: доброту, бескорыстие, простодушие, способность к состраданию и самопожертвованию. Не имея на то необходимых способностей, Мария начинает торговать в деревенском магазине. По христианскому обычаю она послужила миру. Но, когда ревизия обнаружила недостачу, мир отвернулся от Марииного горя. Председатель колхоза, агроном, старики Гордей и Наталья да друг мужа Василий – вот и все «сочувственники». И хотя среди героев произведения мы не видим нравственных монстров, Распутин всё же подчеркивает: чтобы свершилось зло, не обязательно его разжигать, достаточно быть нейтральным по отношению к добру.

А вот дед Гордей и председатель ведут речь о спасительной сплоченности в повести. Дедова память еще сохранила православную старину, председатель пережил нечто подобное тому, что, возможно, предстоит Марии: в тяжелые послевоенные годы за незаконную покупку бензина для общего дела – ради завершения уборочной страды – отбыл семь лет лагерей. А деревня не сумела заступиться. Но он обиды на людей не держал и, когда снова позвали возглавить колхоз, согласился. Историческая память в лучшем случае и в горе – в худшем учит русских совести и взаимовыручке – вот, о чём говорит Распутин читателю.

В произведении «Живи и помни» писатель рассказывает о простом деревенском парне – Андрее Гуськове. Он честно воевал почти до конца войны, но вот случилось ранение. В госпитале Андрей вспоминает отчий дом, родителей, ждёт скорой встречи, а его опять отправляют на фронт. Гуськов, мечтавший о возвращении домой, понимает, что все его мечты и планы разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим человеком.

Гуськов дезертировал. Это был страшный поступок. Его жена Настёна не оставила Андрея в трудную минуту. Но жизнь Насти с каждым днём становилась всё невыносимее и невыносимее. Ей приходилось врать, обманывать, она стала чувствовать себя чужой среди людей. Она понимает, что ждёт ребенка, но не может поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее. Настя вынуждена ещё и оговорить себя, чтобы скрыть имя подлинного отца ребёнка. И если на фронте другие принимают на себя тот удар, который должен был встретить Андрей, то в тылу он тоже волей - неволей становится предателем, потому что тяжкие удары судьбы принимает здесь одна Настёна. В голову Насти приходит простая и злая мысль: «Скорей бы конец: любой конец лучше этакой жизни». Она заканчивает жизнь самоубийством. Смерть жены и ребёнка - это суровый приговор Андрею. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа, не оставив памяти. Слова Настены: «Живи и помни» — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

Этот призыв «Живи и помни» обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Подобные трагедии всегда происходят на глазах у людей, хотя редко кто отважится предотвратить их. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению. А как потом жить? Думаю, страшно жить с этой страшной памятью, чувствуя присутствие душ погибших среди живущих, вечно помня о содеянном.

Невозможно не вспомнить ещё одно произведение - «Последний срок». На первый взгляд, печальная семейная по­весть. Узнав о предстоящей кончине матери, съезжаются все дети. Их восприятие траурного события, их отношения между собой, их мыс­ли и воспоминания образуют основной массив повествования. Но еще важнее то, о чем и как говорит, думает и вспоминает умирающая. Это целая народная философия, затрагивающая кардинальные про­блемы: жизнь и смерть, прошлое и настоящее, повседневное и веч­ное.

Умирающая мать, старуха Анна — образ-символ умирающей Родины-матери, матушки-России. И то, как к ней относятся ее дети, тоже символично. Сыновьям автор дает имена святых: Ильи-пророка и Михаила Ар­хангела, подчеркивая, что на русских мужиках лежит миссия спасе­ния Отечества. Однако они далеко не соответствуют этой миссии. Ожидая материнской кончины, закупают ящик водки и, не утерпев, начинают пьянствовать (в подтексте: Россия умирает, а русские му­жики пьют; и другой оттенок: оттого что они пьют, она умирает; пьян­ство как симптом и одна из причин упадка России). Илья, несомненно, печалится о матери. Но вместе с тем — не стес­няется шутить по поводу ее состояния. Чего стоит его ироничное «приглашение», последнее, что от него услышала старуха Анна: «При­езжай, мать. В цирк сходим. Я рядом с цирком живу. Клоуны там. Обхохочешься». Тут каждая деталь существенна: и то, что в далекий го­род прикованного к постели человека приглашает, а взять к себе жить не захотел, и то, что в цирк, посмеяться, зовет. В большом городе, считает автор, и есть — «рядом с цирком», оттуда смерть России анек­дотом кажется, если там живут люди, оторванные от своих корней.

Ключевые для повести «Последний срок» проблемы исторической памяти и отчуждения ставятся Распутиным в зависимость от близос­ти героев — прежде всего духовной — к отчему дому. Дело здесь сов­сем не в том, кто из детей Анны ближе к деревне или к городу. Забыть и отторгнуть свое можно и там; просто в деревне их родина, а выбрасывая из памяти родные места, где бы они ни находились, нрав­ственно перерождаешься. Михаил остался в деревне. Он досматривает мать (остальным это в тягость), ссорится с ней, пьянствует, и ему, единственному из детей, суждено проводить ее в последний путь. Умирает и его деревня. Поля не засеваются, потому что жители разъехались по городам и ушли на «выгодные» заработки в леспромхоз, не задумываясь о том, что станет с ними и их детьми после того, как лес будет выкорчеван и «доходное предприятие» перекочует в другие места. А Распутин бьёт тревогу: «Россия останется без кормильца!» «Я теперь в родной деревне многих не знаю, кто они такие есть. Вроде и сам чужой стал, в незнакомую местность переселился», — жалуется Михаил, и так эта жалоба перекликается со словами Кузьмы о «чужом народе» из повести «День­ги для Марии». Название повести – «Последний сок», содержит главный смысл произведения — пред­остережение: настал последний срок, осталась последняя возмож­ность для русских подумать о ставших чужими родных и близких, вспомнить о своих истоках, позаботиться о погибающей Родине. Зав­тра будет поздно.

Ясно видно, что проблема памяти в повести является одной из главных. И решение ее зависит именно от нас, ведь в наших руках будущее наших детей. Поэтому их надо воспитывать так, чтобы они поняли, насколько важно помнить свое прошлое, своих предков, их традиции и обычаи. Вот тогда проблема памяти будет решена.

В заключение хочется сказать, что человек обязан помнить, именно память делает его сильнее, мудрее, человечнее, добрее. Произведения Распутина — это предупреждение о том, что созидать, разрушая старое, — это неверный путь, он обязательно приведёт к отрицательным последствиям. Прежде всего, к душевной чёрствости и к неизлечимым ранам в сердцах людей, к вымиранию нации. В своих произведениях Валентин Распутин пытается донести до нас свои живые мысли, и мы должны уметь их извлечь хотя бы потому, что для нас это важнее, нежели для самого писателя: он свое дело сделал.