Живые мысли произведений Валентина Распутина.
(Тема памяти в творчестве В. Распутина)
Автор: Конарева Злата, МБОУ СОШ№4, 10Б класс
Руководитель: Т.И. Денисенко,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №4 г.Батайска Ростовской области
Тема памяти, связи настоящего и прошлого, по моему мнению, не может не волновать любого человека, а писателя тем более. И это в полной мере относится к Валентину Григорьевичу Распутину. Он с глубокой болью пишет о том, что рвутся эти нити, связующие эпохи, что уходит из сердец память, верность предкам, своему роду. Родной дом, в котором дорого буквально всё: природа родного края, каждая тропинка, исхоженная не раз с детства, могилы близких – это всё так мило человеку. И когда это вдруг исчезает по чьей-то воле, словно рвётся ниточка, соединяющая человека с прошлым, с предками. Трудно с этим не согласиться. Память – это основа нравственности, поэзии, культуры. Сохранение памяти – это долг человека перед самим собой и будущими поколениями.
И через всё творчество Распутина красной нитью проходит идея о присутствии душ погибших среди живущих. Нельзя забывать прошлое, нельзя быть «Иванами, не помнящими родства». И если мы это понимаем, значит, у нас есть будущее.
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основана от века
По воле Бога самого
Земля была б без них мертва,
Без них наш целый мир – пустыня
Душа – алтарь без божества.
Распутин утверждал: «Многие наши пороки оттого и происходят, что лишены памяти, как нравственного опыта поколений. Не может быть, чтобы человек вступал в каждый свой день вслепую, не зная, что с ним произойдет, и проживая его лишь по решению собственной воли, каждую минуту выбирающей, что делать и куда пойти. Не похоже это на человека. Вся жизнь – это воспоминание вложенного в человека от рождения пути. Иначе, какой смысл пускать его в мир?» И читателю становится понятно, почему проблема памяти так волновала Валентина Распутина, почему в каждом своём произведении он вновь возвращался к этой животрепещущей теме. Наиболее ярко мы можем это увидеть на примере повести «Прощание с Матёрой»
«Прощание с Матерой» – это не просто произведение, это своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В произведении с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой. И он пытается донести до читателей вечную проблему памяти.
Для любого человека, уверена, очень важно все, что его окружает: дом, родители, место, где живём. А как же иначе? Это прописные истины. Солнце всегда с утра появляется на небе, а вечером уходит, отец и мать долго прожили и еще долго будут жить. Поэтому непонятным представляется исчезновение с лица земли места, где родился, и которое на всю жизнь запечатлелось в памяти.
Пережить такое дано не каждому, но чем дальше идет цивилизация, тем чаще мы попадаем в подобные ситуации. Так случилось на Матёре – остров стирают с лица земли, и жители ничего не могут с этим поделать. Так надо. В деревне все по-разному относятся к этому событию: старики ждут его как катастрофу, молодежь с энтузиазмом. Молодые думают, что их старость где-то далеко, что они, возможно, никогда и не состарятся. Ведь они знают и понимают гораздо больше малограмотных стариков, которые держатся за отжившее время. Но, когда к ним придет старость, они обязательно вспомнят слова тех, кого они в свое время не хотели слушать, и поймут, что во многом были правы старики. И скажут потом: «Нонче свет пополам переломится: свои че деется! И по нам переломился, по старикам…ни туда мы, ни сюды».
А ведь и раньше жизнь не стояла на месте, но люди с детства крепко усваивали опыт отцов и дедов, а жизнь «не как у всех» считалась легкомысленной и всеми порицалась. Старики у Распутина не просто так хвалят прежние времена. Не из-за того, что они сами были молодые, а потому, что думают прежде всего о том, как будут дальше жить их потомки. Дарья вспоминает слова умирающего отца: «Ты много на себя не бери – зазнаешься, а возьми ты на себя напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть». Она вспоминает именно то, что нужно сегодняшней молодежи: «Раньше совесть сильно разжигали. Ежели кто норовил без нее, сразу заметно, все друг у дружки на виду жизни. Другой и рад бы по совести, да где ей взять, если не уродилась вместе с им? А кому как ей через привалит, тоже не радость от такого богачества». Совесть у молодежи, конечно, есть, но не всегда она вспоминает о ней. И не всегда она желает следовать старым традициям, опираться на опыт предыдущих поколений, которые много не понимают в современной жизни. Старухи у писателя знают только свою Матёру, любят ее и не хотят расставаться с ней, считают грехом лишение человека родины. Это именно тот патриотизм, который не единожды спасал Россию от вражеских нашествий. Я в этом смогла убедиться, побывав в деревне, где родилась моя бабушка. Там всё так тихо, чисто и честно. Там люди ценят то, что имеют.
Старики эти умеют трезво подводить итоги прожитой жизни, как делает это Дарья: «Стойко жить долгую жизнь, чтобы признаться под конец: ничего она в ней не поняла. Пускай ее догоняют другие. Но «они не догонят. Им только чудится, что они поспеют за ней – нет, и им суждено с тоской и немощью смотреть ей вслед, как смотрит сейчас она». Взрослея, человек начинает понимать, что не все так просто в жизни, как казалось в юности, что нужно и о душе подумать. Каким бы плохим ни было прошлое, полностью отказываться от него мы не должны, так как оно все равно присутствует в нашей жизни, и мы должны относиться к нему с уважением. Не надо забывать, что человек лишь часть тех людей, которые жили до него, что он дитя природы. «Родился ребятенка и во всю жизнь ребятенком же и остался…А смерть…как он ее боится». Ничто не способно избавить человека от страха смерти, всю жизнь человек носит это чувство в себе.
И здесь надо вспомнить о предках, которые сумели умереть, сохранив достоинство и самообладание. А все потому, что они почитали могилы и знали, что о них будут заботиться и помнить после смерти. Неслучайно все старики мечтают умереть вместе с Матёрой.
А сколько кладбищ уничтожено, заброшено. Беспечность, с которой люди обращаются с могилами, переносится ими и на все остальное в жизни, а это никому еще не приносило счастья. И недаром старики напутствуют молодежь: «Не дай господь, чтобы жизнь твоя показалась тебе легкой». Прогресс, облегчая труд человека, не готовит его к трудностям жизни.
И эта «облегченность приводит к несерьезному отношению к жизни вообще, мешая человеку самоутвердиться в жизни». Память человеческая прежде всего связана с местом, где ты родился, где стоит твой дом, где похоронены предки, которые жили и умерли, чтобы подготовить твою жизнь, оставить свой жизненный опыт. Поэтому осквернение кладбища Матёры «нечистью» из санэпидемстанции становится для Дарьи и других стариков трагедией. По их мнению, это уже признак полного обесчеловечивания людей.
Ведь не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Дарья ведет разговор о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций. Ведь как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Недаром Дарья так переживает из-за того, что не смогла перенести могилу родителей с острова. Она думает, что о ней так же не позаботятся ее дети.
Жителей Матёры навсегда лишают памяти об их родном доме. Поэтому в сердце они всегда будут носить чувство неприкаянности родного угла. Молодежь Матёры со временем обязательно будет стараться найти дорогу к нему. Тоска по родному краю не умрет с последним ее жителем, она передастся последующим поколениям. И это, действительно, так.
В повести «Деньги для Марии» автор говорит о том, что главная героиня несет в себе важнейшие черты национального характера: доброту, бескорыстие, простодушие, способность к состраданию и самопожертвованию. Не имея на то необходимых способностей, Мария начинает торговать в деревенском магазине. По христианскому обычаю она послужила миру. Но, когда ревизия обнаружила недостачу, мир отвернулся от Марииного горя. Председатель колхоза, агроном, старики Гордей и Наталья да друг мужа Василий – вот и все «сочувственники». И хотя среди героев произведения мы не видим нравственных монстров, Распутин всё же подчеркивает: чтобы свершилось зло, не обязательно его разжигать, достаточно быть нейтральным по отношению к добру.
А вот дед Гордей и председатель ведут речь о спасительной сплоченности в повести. Дедова память еще сохранила православную старину, председатель пережил нечто подобное тому, что, возможно, предстоит Марии: в тяжелые послевоенные годы за незаконную покупку бензина для общего дела – ради завершения уборочной страды – отбыл семь лет лагерей. А деревня не сумела заступиться. Но он обиды на людей не держал и, когда снова позвали возглавить колхоз, согласился. Историческая память в лучшем случае и в горе – в худшем учит русских совести и взаимовыручке – вот, о чём говорит Распутин читателю.
В произведении «Живи и помни» писатель рассказывает о простом деревенском парне – Андрее Гуськове. Он честно воевал почти до конца войны, но вот случилось ранение. В госпитале Андрей вспоминает отчий дом, родителей, ждёт скорой встречи, а его опять отправляют на фронт. Гуськов, мечтавший о возвращении домой, понимает, что все его мечты и планы разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим человеком.
Гуськов дезертировал. Это был страшный поступок. Его жена Настёна не оставила Андрея в трудную минуту. Но жизнь Насти с каждым днём становилась всё невыносимее и невыносимее. Ей приходилось врать, обманывать, она стала чувствовать себя чужой среди людей. Она понимает, что ждёт ребенка, но не может поделиться счастьем с односельчанами, стыдно, надо объяснять происшедшее. Настя вынуждена ещё и оговорить себя, чтобы скрыть имя подлинного отца ребёнка. И если на фронте другие принимают на себя тот удар, который должен был встретить Андрей, то в тылу он тоже волей - неволей становится предателем, потому что тяжкие удары судьбы принимает здесь одна Настёна. В голову Насти приходит простая и злая мысль: «Скорей бы конец: любой конец лучше этакой жизни». Она заканчивает жизнь самоубийством. Смерть жены и ребёнка - это суровый приговор Андрею. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа, не оставив памяти. Слова Настены: «Живи и помни» — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.
Этот призыв «Живи и помни» обращен не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. Подобные трагедии всегда происходят на глазах у людей, хотя редко кто отважится предотвратить их. Они не только не стараются предотвратить трагедию, но и способствуют ее развитию и завершению. А как потом жить? Думаю, страшно жить с этой страшной памятью, чувствуя присутствие душ погибших среди живущих, вечно помня о содеянном.
Невозможно не вспомнить ещё одно произведение - «Последний срок». На первый взгляд, печальная семейная повесть. Узнав о предстоящей кончине матери, съезжаются все дети. Их восприятие траурного события, их отношения между собой, их мысли и воспоминания образуют основной массив повествования. Но еще важнее то, о чем и как говорит, думает и вспоминает умирающая. Это целая народная философия, затрагивающая кардинальные проблемы: жизнь и смерть, прошлое и настоящее, повседневное и вечное.
Умирающая мать, старуха Анна — образ-символ умирающей Родины-матери, матушки-России. И то, как к ней относятся ее дети, тоже символично. Сыновьям автор дает имена святых: Ильи-пророка и Михаила Архангела, подчеркивая, что на русских мужиках лежит миссия спасения Отечества. Однако они далеко не соответствуют этой миссии. Ожидая материнской кончины, закупают ящик водки и, не утерпев, начинают пьянствовать (в подтексте: Россия умирает, а русские мужики пьют; и другой оттенок: оттого что они пьют, она умирает; пьянство как симптом и одна из причин упадка России). Илья, несомненно, печалится о матери. Но вместе с тем — не стесняется шутить по поводу ее состояния. Чего стоит его ироничное «приглашение», последнее, что от него услышала старуха Анна: «Приезжай, мать. В цирк сходим. Я рядом с цирком живу. Клоуны там. Обхохочешься». Тут каждая деталь существенна: и то, что в далекий город прикованного к постели человека приглашает, а взять к себе жить не захотел, и то, что в цирк, посмеяться, зовет. В большом городе, считает автор, и есть — «рядом с цирком», оттуда смерть России анекдотом кажется, если там живут люди, оторванные от своих корней.
Ключевые для повести «Последний срок» проблемы исторической памяти и отчуждения ставятся Распутиным в зависимость от близости героев — прежде всего духовной — к отчему дому. Дело здесь совсем не в том, кто из детей Анны ближе к деревне или к городу. Забыть и отторгнуть свое можно и там; просто в деревне их родина, а выбрасывая из памяти родные места, где бы они ни находились, нравственно перерождаешься. Михаил остался в деревне. Он досматривает мать (остальным это в тягость), ссорится с ней, пьянствует, и ему, единственному из детей, суждено проводить ее в последний путь. Умирает и его деревня. Поля не засеваются, потому что жители разъехались по городам и ушли на «выгодные» заработки в леспромхоз, не задумываясь о том, что станет с ними и их детьми после того, как лес будет выкорчеван и «доходное предприятие» перекочует в другие места. А Распутин бьёт тревогу: «Россия останется без кормильца!» «Я теперь в родной деревне многих не знаю, кто они такие есть. Вроде и сам чужой стал, в незнакомую местность переселился», — жалуется Михаил, и так эта жалоба перекликается со словами Кузьмы о «чужом народе» из повести «Деньги для Марии». Название повести – «Последний сок», содержит главный смысл произведения — предостережение: настал последний срок, осталась последняя возможность для русских подумать о ставших чужими родных и близких, вспомнить о своих истоках, позаботиться о погибающей Родине. Завтра будет поздно.
Ясно видно, что проблема памяти в повести является одной из главных. И решение ее зависит именно от нас, ведь в наших руках будущее наших детей. Поэтому их надо воспитывать так, чтобы они поняли, насколько важно помнить свое прошлое, своих предков, их традиции и обычаи. Вот тогда проблема памяти будет решена.
В заключение хочется сказать, что человек обязан помнить, именно память делает его сильнее, мудрее, человечнее, добрее. Произведения Распутина — это предупреждение о том, что созидать, разрушая старое, — это неверный путь, он обязательно приведёт к отрицательным последствиям. Прежде всего, к душевной чёрствости и к неизлечимым ранам в сердцах людей, к вымиранию нации. В своих произведениях Валентин Распутин пытается донести до нас свои живые мысли, и мы должны уметь их извлечь хотя бы потому, что для нас это важнее, нежели для самого писателя: он свое дело сделал.